Новости раздела

Антон Силуанов: «Когда думаю, с кем посоветоваться, звоню Рустаму Нургалиевичу»

Казань стала родиной федерального афоризма

Из 680 млрд рублей собранных в Татарстане налогов в консолидированном бюджете республики остается 227 млрд рублей, а сам Татарстан продолжает оставаться в первой «десятке» регионов-доноров федерального бюджета. После недавней «стрижки» региональных доходов, обошедшейся местной казне в 8 млрд рублей потерь, министр финансов России Антон Силуанов на отчетной коллегии финансовых, налоговых и казначейских органов РТ в Казани пообещал ослабить федеральные «вожжи»: будут изменены подходы к выделению межбюджетных трансфертов, на откуп регионам отдадут право налоговые льготы, и по просьбе Минниханова налоговики смогут ставить «ловушки» для ухода от налогов.

— Зал такой серьезный, — доброжелательно пошутил перед началом Рустам Минниханов и сразу перешел на деловой тон разговора с финансистами и налоговиками. Самой первой и впечатляющей цифрой, прозвучавшей в его вступительной речи, стала неизвестная до сих пор сумма собранных в этом году налоговых сборов. Из его уст впервые стало известно, что республика собрала с налогового поля невиданный до сих пор «урожай» — 680 млрд рублей. Рустам Минниханов как бы вскользь и почти мимоходом заметил, что 67% «урожая» было перечислено в федеральный бюджет, а собственные доходы республики составили 227 млрд рублей. Несмотря на кризис, налоговики сумели увеличить сумму сборов на 5%, то есть примерно на 10 млрд рублей.

Спасти бюджет фонда ОМС

Правда, президент не удержался и все-таки напомнил, что перекройка доходных источников региональных бюджетов, а особенно передача 1% налога на прибыль в пользу федеральной казны, усугубила бюджетный дефицит (напомним, он составляет 7,6 млрд рублей). По его оценке, Татарстан от межбюджетных перестроений потерял 8 млрд рублей. Впрочем, дальше эта тема не педалировалась — впереди были более насущные вопросы. Оказалось, что под угрозой срыва находится бюджет территориального фонда ОМС на 2017 год. «Есть вопрос по субсидиям из федерального фонда ОМС, — заострил он внимание Антона Силуанова. — Мы просили бы взять этот вопрос под личный контроль, потому что здесь есть риск, — загадочно предупредил он. — И если сегодня не произойдет сбалансированного выделения субсидий, то…». Дальше можно было не продолжать: министр финансов понимающе кивнул головой и обсуждение прекратилось. Затем друг за другом с отчетами выступили руководитель Управления Федеральной налоговой службы по РТ Марат Сафиуллин и министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. И каждому из них министр финансов РФ задал острые вопросы как раз по тем узким бюджетным местам, где никто не ожидал подвоха. Словом, приезд Силуанова оказался вовсе непраздным.

Если людей не будет хватать Минниханов сам соберет

— А насколько вы готовы к администрированию страховых платежей? — спросил Силуанов у главы УФНС по РТ. Как известно, с 1 января налоговым органам передаются полномочия по сбору страховых взносов, которые раньше принадлежали Пенсионному фонду РФ. По всей видимости, министр финансов опасается провала по страховым сборам в начале года.

— А чего здесь сложного: плательщики-то прежние, — вступил в разговор удивленный проблемой Рустам Минниханов. И после того, как министр финансов РФ признался, что до сих пор не утверждены решения на правительственном уровне о передаче штатной численности из Пенсионного фонда в ФНС, глава республики успокоил главу Минфина: «Если до этого собирали, то проблем, наверное, не будет… Наша налоговая служба — самая IT-продвинутая. Поставьте задачу — выполним!». «Если людей не будет хватать — Минниханов сам соберет», — рассмеялся вместе с залом Антон Силуанов.

Министру финансов Татарстана Радику Гайзатуллину пришлось объясняться по поводу московских итогов инвентаризации расходных полномочий, которые провел Минфин по стране. Антон Силуанов рассказал, что при оценке лимита бюджета РТ обнаружилось 30 млрд рублей непокрытых расходов, чем шокировал президента РТ и главу Минфина РТ. «Не может быть», — возразил глава Минфина РТ. «Может, это по стране?» — переспросил Минниханов, заметив, что бюджетные обязательства формируются по нормативам. Одним словом, пообещали разобраться. Удивила Антона Силуанова и большая, по его оценке, доля расходов в бюджете на выплату заработной платы. «Рустам Нургалиевич, вы сказали, что 40% от бюджета идет на заработную плату — это очень большой показатель, — заметил он. — Должно быть меньше в таком сильном регионе». Тут он сообщил о решении правительства «о более плавном повышении заработной платы по сравнению с теми дорожными картами, которые были спланированы на 2017 года». Как следовало из его слов, прежде всего «плавное» и медленное повышение коснется «врачей в системе ОМС и вне системы». Таким образом, регионы смогут сэкономить бюджетные средства в этом году, чтобы выполнить «майские указы» к 2018 году. «Насколько я знаю, у республики денег достаточно, чтобы с 1 января 2018 года выполнить указы президента в части заработных плат», — подчеркнул он.

Антикризисные новации Минфина

Антон Силуанов не упустил возможности и ответил на критику регионов. «Многие критикуют федеральный бюджет за излишнюю жесткость, но в конечном счете эта жесткость сильно необходима. Она нужна для того, чтобы снизить инфляцию на 4%, снизить ставки, активизировать бизнес. Снижение дефицита федерального бюджета позволяет оставить больше ресурсов в экономике», — считает он.

Силуанов сделал важное заявление для крупных налогоплательщиков. По его словам, в будущем году новации коснутся консолидированной группы налогоплательщиков, а также предприятий, которые уходили из-под налогообложения путем того, что занижали свою доходную базу, занося убытки одних предприятий на финансовый результат других. «Принято решение о том, что в следующем году не более 50% убытков, которые формируются в отчетно-финансовом году, будут относиться на результат консолидированной группы налогоплательщиков. Это хорошее подспорье для собираемости бюджета. Мы уже и здесь слышали, что значительные части потерь были связаны с работой консолидированных групп налогоплательщиков», — сообщил он. И добавил, что одним из авторов новации стал Рустам Нургалиевич.

— По межбюджету — много критики мы услышали в части определения предельных уровней по софинансированию и от этого у нас полностью изменился подход и порядок был скорректирован, — признал Силуанов. — В 2017 году мы не будем применять предельные уровни по софинансированию, а сделаем более справедливый механизм с 2018-го с тем, чтобы чтобы регионы-доноры не потеряли в финансовой поддержке своих расходных полномочий.

Кроме того, в следующем году жестче будут подходить к распределению субсидий. «До февраля должны быть распределения по субсидиям сделаны, а в марте должны быть соглашения. Правительство дало жесткое указание отраслевым министерствам, и если они не заключат соглашения до марта — деньги заберем в резервный фонд, из которого будут перераспределять по другим позициям», — сообщил глава Минфина. По его словам, срок бюджетных кредитов увеличивается с 3 до 5 лет. Тут он обрадовал Минфин РТ намерением выделить 1,6 млрд рублей для погашения бюджетных кредитов. В текущем году из федерального бюджета привлечено 5,7 млрд рублей, возвращено 2,2 млрд рублей.

На поддержку регионов

Следующая позиция, которая поможет региональному бюджету, касается налоговых льгот на движимое имущество. С 2018 года распределение льгот будет передано регионам. «Это правильно, потому что зачастую недобросовестные налогоплательщики пользовались льготами. А регионам виднее, как ими пользуются», — резюмировал он. В Татарстане объем налоговых льгот — 2 млрд рублей.

Минфин России предусмотрел несколько механизмов поддержки регионов в 2016 году, в том числе с помощью новых промышленных предприятий («гринфилдов»), компенсации части затрат на инфраструктурные проекты. «В следующем году заработают гринфилды и специнвестконтракты. Это очень хорошие инструменты. Надо пользоваться». Также в 2016 году, по словам главы Минфина РФ, заработает и инструмент компенсации из бюджета части расходов, которые регионы понесли на создание инфраструктуры технопарков, индустриальных парков. «То есть, если регион вкладывается в новые инфраструктурные проекты, новые инфраструктурные образования, то те доходы, которые поступают в федеральный бюджет — часть из них, мы будем возвращать, компенсируя издержки субъекта РФ, направленные на создание таких зон предпринимательства», — пояснил он. А в части компенсации выпадающих доходов в связи с действующими экспортными пошлинами и предполагаемым уменьшением налогооблагаемой прибыли нефтяных и газовых компаний регионы могут рассчитывать на 54 млрд рублей.

В целом, Антон Силуанов остался доволен. «Посмотрев результаты работы за год, вижу, что республика практически приблизилась к той задаче, которая поставлена президентом по выходу на темпы экономического развития не ниже мировых. 2,6% ВРП, реальный темп 3%, а в стране-то ниже», — польстил он. И доверительно сказал: «Когда думаю, с кем посоветоваться, звоню Рустаму Нургалиевичу… Он всегда даст объективный совет».

Луиза Игнатьева, фото prav.tatarstan.ru

Новости партнеров