Новости

05:33 МСК
Все новости

«Молитва и труд все перетрут»: как родители московских школьников побороли религиозный курс «Истоки»

В российской столице создан прецедент по отказу школы от нового религиозного предмета, вызвавшего полемику в обществе

«Молитва и труд все перетрут»: как родители московских школьников побороли религиозный курс «Истоки» Фото: tvpodolsk.ru

Родители учеников московской школы №2065 добились отмены преподавания их детям нового религиозного предмета — курса «Истоки». Отметим, что ранее о введении новой дисциплины на страницах нашего издания уже высказывались протоиерей Всеволод Чаплин и известный российский и финский педагог Павел Шмаков. На сей раз «Реальное время» побеседовало с представительницей инициативной группы родителей школы №2065 Инной Герасимовой, которая рассказала, по каким причинам им пришлось забить тревогу и даже обратиться в Генпрокуратуру, действительно ли детям не предоставили выбор между курсами в начале учебного года и как активистам удалось одержать победу над учебником с «заметным перекосом».

«Ни одного слова ни про ислам, ни про иудаизм. Только Библия и иконы»

— Инна, не могли бы вы для начала вкратце описать ситуацию, с которой пришлось столкнуться вам и вашим детям?

— Все началось с того момента, когда мы получили учебники для курса «Истоки» для пятых классов: мы увидели, что они не соответствуют образовательному процессу детей 11 лет. Там очень много религиозных терминов, и вся книга написана совершенно не с точки зрения истории: звучат призывы к Богу, есть фразы «ты встретишься с иконой», «ты встанешь перед ней» и так далее. В общем, мы посчитали, что это религиозный учебник.

Учитывая то, что у нас около половины класса из мусульманских семей, также есть атеисты, верующие других конфессий, мы на родительском собрании обсудили этот вопрос и написали заявление, что мы отказываемся от данного учебника, потому что мы не можем позволить, чтобы все дети одновременно насильно изучали какую-либо религию, плюс у родителей нет никакого выбора, хотя мы отвечаем за детей и у нас все-таки по Конституции есть право выбора религии.

Дело в том, что в этом учебнике есть перекос в сторону конкретной религии. Ни одного слова ни про ислам, ни про иудаизм. А нам говорят, что предмет «Истоки» означает истоки всей России… Тогда должны были и про язычество рассказать, и про все остальное. А там ничего этого нет. Там нет истории России, там только конкретная Библия, иконы.

«Все началось с того момента, когда мы получили учебники для курса «Истоки» для пятых классов: мы увидели, что они не соответствуют образовательному процессу детей 11 лет. Там очень много религиозных терминов, и вся книга написана совершенно не с точки зрения истории». Фото metronews.ru

— Как вы обнаружили то, что учебник столь неоднозначный? Возможно, вам пожаловался ваш ребенок?

— Нет, я об этом узнала сама. Когда нам выдали учебники, я села, открыла его, читаю, и на первой же странице написано: «Молитва и труд все перетрут» — это заставило меня изучить его внимательно. Мы год назад писали на русском языке пословицу «Учение и труд все перетрут», и вдруг у нас в учебнике молитва оказывается… Когда я все это прочитала, я уже стала бить тревогу, освещать эту тему для всех остальных родителей в нашем классе. Но подчеркну, что мы не от курса по истории России отказываемся, мы отказываемся от конкретного неправильного, непрофессионально написанного учебника и программы «Истоки».

— У вас многоконфессиональная школа, я правильно понимаю?

— Да, совершенно верно. Мы на родительском собрании именно поэтому и проголосовали о том, считают ли родители, что детки других конфессий должны изучать насильно определенную религию. Все родители проголосовали за то, что насильно религию преподавать нельзя.

— Кстати, сколько у вас детей учится в этой школе?

— У меня в этой школе учится один ребенок, в пятом классе. Только ради своего ребенка я все это организовываю и пишу, потому что я конкретно за своего ребенка переживаю. Не хочу, чтобы этот учебник им изучался. Так как родители поддержали все, получилось, что мы всем классом отказались.

Как вместо Генпрокуратуры и Минобразования на помощь родителям пришла пресса

— Так как вам это удалось?

— После родительского собрания, о котором я уже рассказала, мы пошли по кругу писать письма. Сначала просто пришли к завучу, потом к директору, потом писали письма в управление, в департамент, в министерство, но в итоге все наши письма снова оказывались в школе. После того, как мы написали письмо в прокуратуру и пришел ответ только через два месяца и опять из школы, мы уже обратились в Генпрокуратуру с жалобой на то, что наши письма игнорируются и никто ничего не пытается сделать в этой ситуации. Но даже после этого нам пришел ответ в прежнем формате. Только после того, как информация появилась в СМИ (6-го числа об этом написали в одном издании), уже 9-го числа пошел резонанс. А буквально вчера нам позвонили из школы и предложили с нового года заменить «Истоки»: нам сказали, что с первого января во всех классах нашей школы предмет «Истоки» будет убран и у всех будет введена «Светская этика».

«Другого учебника не существует, и все четыре месяца, что мы переписывались со школой, нам отвечали одно и то же: «Это обязательная программа, и вы не можете отказаться от данного предмета». Фото vesti.ru

Знаете, есть протокол совета школы, датированный августом, в котором говорится о том, что 19 человек единогласно проголосовали, что в образовательную программу нашей школы войдет предмет «Истоки» для пятых классов. Сейчас снова был собран совет школы, и некоторые родители, которые уже в курсе нашей истории, отказались подписывать новый протокол о «Светской этике»: сказали, мол, пока мы не удостоверимся в том, что все согласны на новый предмет и что учебник нормальный, мы подписывать ничего не будем.

На данный момент мы посмотрели новый учебник Судиникина по «Светской этике», увидели, что там нет религии, что он написан более-менее нормальным языком, пролистали весь и дали свое согласие совету школы на то, что с нового года у нас вместо «Истоков» будет другой курс.

— А вам не предлагали вместо смены курса поменять учебник? Или другой книги попросту не существует?

— Другого учебника не существует, и все четыре месяца, что мы переписывались со школой, нам отвечали одно и то же: «Это обязательная программа, и вы не можете отказаться от данного предмета». Даже один ребенок не может отказаться. И даже после того, как мы написали заявление на имя директора (все 30 человек), все равно два месяца нам не давали никакого ответа.

Вообще, в течение этого времени руководство школы практически с нами не общалось ни в каком виде, кроме как через электронные письма: мол, отстаньте от нас, на основании такого-то закона мы действуем. И до сих пор, в принципе, они никак себя не проявили в решении проблемы. Замечу, что последние новости об отмене курса нам сообщили родители, состоящие в совете школы, — это не были сотрудники нашего образовательного учреждения.

— А предоставили ли вам выбор курсов в начале учебного года?

— Никакого выбора. Нам просто сказали: «У вас 1 сентября будет новый предмет «Истоки».

«Где-то уже просят подписи собрать, в некоторых школах теперь разрешения родителей просят на выбор «Истоков». Волна пошла, информация распространяется. Надеюсь, благодаря СМИ люди увидят, что есть конкретный результат и что можно бороться». Фото molnet.ru

«Теперь другие тоже могут последовать нашему примеру»

— Вашему классу пришлось учиться по этому курсу буквально несколько месяцев, но, на ваш взгляд, произошла ли какая-то трансформация сознания у детей за это время?

— Будем надеяться, что нет, потому что первый месяц у них шло изучение «Сохи и топора». Два месяца изучают «Соху и топор» — это надо додуматься… А как раз сейчас, после Нового года, темы начинаются именно про иконы — в общем, религиозные.

— А вы сами не одобряете преподавание религии в школе или вас больше беспокоит то, что особое внимание уделяется именно православию?

— Знаете, в третьем классе и четвертом у нас был выбор: родителям предлагали «Историю мировых религий» (что лично я выбрала для своего ребенка), мои друзья выбрали «Светскую этику», кто-то выбрал буддизм. Если бы был выбор, то не было бы сейчас этих конфликтов. Тогда, может быть, часть класса согласилась бы ходить на «Истоки» — если в семье придерживаются христианства, естественно. Вопрос в том, почему других детей насильно заставляют, почему мусульман, которым не положено рисовать кресты православные, в вере которых нет икон… Все было бы нормально, если бы учебник был написан с исторической точки зрения о религии, но там подход такой: «ты подойдешь к иконе», «опять захочешь на нее взглянуть», «ты придешь к этому». Я считаю, что это не нормально.

— В масштабах вашей школы вам удалось добиться отмены курса, но какова ситуация по стране? Возможно, после вашего триумфа, вам уже пишут обеспокоенные родители из других регионов?

— На данный момент многие пишут в том же «Фейсбуке» слова благодарности. Где-то уже просят подписи собрать, в некоторых школах теперь разрешения родителей просят на выбор «Истоков». Волна пошла, информация распространяется. Надеюсь, благодаря СМИ люди увидят, что есть конкретный результат и что можно бороться. У нас получилась, так скажем, первая ласточка, теперь другие тоже могут последовать нашему примеру.

Лина Саримова
комментарии 11

комментарии

  • Анонимно 28 дек
    интересно полистать этот учебник
    Ответить
  • Анонимно 28 дек
    Молодцы, ответственные родители. Ирек.
    Ответить
  • Анонимно 28 дек
    Бедные родители не знают, потому что сами духовно не образованы хотя бы в воскресной школе, что среди безбожников число самоубийств в 10 раз больше чем среди верующих. Светское воспитание и жизнь это бег по кругу и только Всевышний дает импульс вверх - смысл жизни - переход на более высокий духовный уровень (если повезет святость). Если проанализировать истории родов=семей, то процветают и выживают в долгосрочной перспективе те, где были искренне и глубоко верующие, например священники и монахи. В противном случае вымирали через 1-3 поколения по разным причинам (самоубийства, наркомания, пьянство, отсутствие поддержки ангела хранителя). Те кто прочитал и понял от начала до конца Библию или Коран не будут против религиозного образование, а будут бороться за его качество. Те кто не хочет получать даже основы христианства будут сильно уступать во внутренней силе верующим, в том числе мусульманам и иудеям которые понимают важность присутствия Божественных знаний.
    Ответить
    Анонимно 28 дек
    А разве у монахов бывают потомки? :)
    Ответить
    Анонимно 28 дек
    Таких как вы нужно держать подальше от школы.
    Ответить
    Анонимно 28 дек
    Бедные родители не знают, потому что сами научно не образованы хотя бы в начальной школе, что среди верующих число глупых смертей в 10 раз больше чем среди атеистов. Религиозное воспитание и жизнь это бег по кругу и только Наука дает импульс вверх - смысл жизни - переход на более высокий уровень знаний (если повезет докторская степень). Если проанализировать истории родов=семей, то процветают и выживают в долгосрочной перспективе те, где были талантливые и прогрессивные ученые, например биологи и физики. В противном случае вымирали через 1-3 поколения по разным причинам (отравления, удары током, венерические заболевания, отсутствие поддержки иммунитета после прививки). Те кто прочитал и понял от начала до конца труды Стивена Хокинга или Тацита не будут против научного образование, а будут бороться за его качество. Те кто не хочет получать даже основы тригонометрии будут сильно уступать в здравом рассудке ученым, в том числе историкам и химикам которые понимают важность знаний о планете Земля.
    Ответить
    Анонимно 28 дек
    комментарий здорового человека)
    Ответить
    Анонимно 28 дек
    Вы не правы!
    Ответить
    Анонимно 28 дек
    В России продолжается целенаправленная, насильственно-принудительная христианизация детей всех вероисповеданий. Подобии крещения народов Поволжья и Урала во времена Ивана Грозного!
    Ответить
    Анонимно 28 дек
    Российская империя вместе с РПЦ более 600 лет пытается всех и все не христианские народы "вогнать" в православие. Не могут успокоиться, а тихо - тихо продолжают осуществление своего корыстного плана поголовного крещения народов! Без согласия с представителями другими конфессиями, а главное с родителями учащихся детей, внедрились в школы, а далее и в проф. училища и в ВУЗы и на рабочие места! Когда уважаемые вы успокоитесь!
    Ответить
  • Анонимно 28 дек
    По факту. Директриса безальтернативно предложила предмет. 19 членов совета школы не подумав согласились.
    Остались вопросы. Кому нужен такой бездумный совет школы? Инициатива ли директора предложить безальтернативное религиозное обучение или кто-то свыше спустил?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии