100 лет назад Новый год в Казани: театральные сверхдоходы, маскарады и электрическая елка
Как отмечали Рождество и Новый год в дореволюционной Казани. Часть 2
Сегодня в России отметят старый Новый год. Еще сто лет назад праздник выпадал на ночь с 13 на 14 января по григорианскому календарю. Краевед и наш колумнист Лев Жаржевский продолжает знакомить читателей с тем, как праздновали Новый год и Рождество в Казани до революции. В колонке, написанной специально для «Реального времени», он рассказывает о развлечениях и технических новинках, которые стали доступны многим горожанам.
Развлечения для горожан
Под Новый год лед на Кабане достигал нужных кондиций, и у казанцев появлялось новое развлечение — бега. Вот объявление в «Казанских губернских ведомостях» за 30 декабря 1861 года:
«Обществом охотников конского бега сим объявляется, что в Казани, на озере Кабан расчищен бег и для удобного наблюдения за бегом устроена галерея. Дни для бега назначены преимущественно воскресенье, вторник и пятница с 2 часов. Желающие для получения билета благоволят пожаловать в назначенные дни в галерею, где можно видеть и правила бега. Учредитель бега Пчелин». Результаты бегов регулярно печатались в той же газете.
31 декабря 1861 года официальная газета «Казанские губернские ведомости» публикует длиннейшие списки «Казанским купцам, сделавшим пожертвования в пользу детских приютов, взамен визитов 25—27 декабря». Это стало традицией, визиты отменялись и на иные праздники, не на одно лишь Рождество.
Праздничная атмосфера чувствовалась в городе. «Волжско-Камское слово» 31 декабря 1881 года писало: «…Что-то тихое, сдержанное заметно даже в обыкновенном праздничном веселье. Полное отсутствие скандальчиков — характерное явление наступивших праздников. Театр, однако же, начал наполняться совсем по-праздничному. В воскресенье (27 декабря — Л. Ж.) сбор был свыше 1 000 рублей».
Город наш постоянно посещали передвижные «музеи». Типичное объявление о прибытии очередного музея на Рождество. В 1894 году это был музей Тараса Боцвы. Среди диковин посетитель мог видеть «Телефон-бюст, вечно спящий, но во время посещения его публикой пробуждается, разговаривает с посетителями и отвечает на их вопросы (изобретение Эдисона). Волшебная сцена Дафна (из мифологии), дочь бога Пинеюса, преследуемая Аполлоном… Дафна исчезает на глазах, превращается в разные предметы (изобретение Вуазена, Париж)». Все удовольствие — 20 коп. «Учащиеся в форме и нижние чины платят половину».
Бесчеловечные балаганы и черный юмор
Новогодний маскарад в театре… Оценка костюмов производится самими участниками. Они при входе в театр снабжаются особыми марками и должны были отдавать их той маске, которая заслуживает приза. Таких марок более десяти досталось одному лицу, изображавшему публику, ломящуюся в театральную кассу за билетами на праздничные спектакли. Лицо и руки загримированы синяками, ссадинами, кровоподтеками. Платье изорвано, цилиндр смят. На груди надпись «Достал билет в театр!» (из отголосков праздника в «Волжском вестнике» 4 января 1894 года).
«Камско-Волжский край», 31 декабря 1897 г. «…Для увеселения простого народа на Мочальной площади открыт, между прочим, балаган Иванова. В этом балагане, в числе прочих видов увеселений, показывается мальчик, гнущийся змеей, подбрасываемый ногами атлета и пр. Следовало бы обратить внимание на разные эксперименты содержателей балагана, они слишком бесчеловечны и способны пробудить в зрителях только грубые чувства». «Гуттаперчевый мальчик» — это не «чистая литература», это реальность той России.
В Рождество добрые чувства появлялись и у заправил тогдашнего казанского ресторанного промысла. Правда, не у многих. Четверо содержателей ресторанов — П.Е. Фигурнов, А.И. Маканин, Т.М. Гамбург и С.Г. Михайлов «устроили по собственному почину праздник для своих служащих и не торговали в эти дни». Было это в 1897 году. Надо заметить, что заведений в тогдашнем казанском общепите насчитывалась не одна сотня.
Новые технологии, новые нравы
«Новинкой для Казани являются электрические елки, устроенные Новым клубом и Купеческим собранием. Яркое разноцветное освещение заменяет на них парафиновые свечи. Среди обычных увеселений эти изделия г. Соколовского заслуживают внимания своею оригинальностью», — сообщал «Волжский вестник» 27 декабря 1901 года, первого года XX века. (г. Соколовский управлял первой казанской электрической станцией. — прим. Л. Ж.)
Чтение множества публикаций о рождественских и новогодних праздниках в старой России отдает благостностью и сусальностью. На самом деле все было не так уж лучезарно. Вот перепев мятлевских «Фонариков» в рождественском номере «Казанского телеграфа» за 1906 год:
«Фонарики-сударики,
Скажите-ка вы мне,
Что видели, что слышали
В полночной тишине?
Вы видели ль грабителей,
Забывших стыд и страх
И мчащихся по улице
С оружием в руках?
Вы гимназисток видели,
Что горько в час ночной
У номеров Коржавинских
Дежурили толпой?»
Немного по-другому передает эту атмосферу «Казанский телеграф» почти тридцать лет спустя, 1 января 1910 года: «На улице весело, оживление, смех висит в воздухе. Мимо меня бегут две барышни, громко, не скрывая кричат — Я велела ему быть сегодня! Он говорит — Не знаю, как жена… А я ему отрезала — Нет уж, выбирайте одну! Или жена, или я! Улыбается и говорит — ну, значит, сегодня с шампанским! — Нет, говорю! Сегодня только с винами!… И это барышня!!! За ней ухаживают с серьезными намерениями. Она — будущая жена», — морализует репортер.
Год спустя тот же «Телеграф» среди новогодних пожеланий на 1912 год пишет: «Клубным маскарадам желаем иметь побольше хорошеньких горничных с манерами местных «аристократок» и поменьше «аристократок» с манерами хорошеньких горничных».
31 декабря 1910 года «Казанский телеграф» поместил сетования казанского обывателя: «Во сколько обходится среднему домовладельцу день Рождества? Чаевых прислуге, дворнику, кучеру, кухарке — 9 руб. 50 коп., караульному — 30 коп., полицейскому — 1 руб. 80 коп., рассыльным всяких учреждений — их было четыре, раньше никогда их не видел — 1 рубль, ассенизатору, сантехнику, каким-то сторожам откуда-то, всего набралось на 24 рубля 30 копеек, а ведь скольким я отказал!!».
Перед новым 1911 годом в Ягодной слободе был открыт кинотеатр «Прогресс». Пресса отозвалась на это так: «Желательно, чтобы «Прогресс» при выборе картин строго придерживался выкинутого им на вывеске знамени...» (газета «Казань», 30 декабря 1910 г.).
Порой под Новый год выпадал сильный снег. Так было 30 декабря 1914 года, когда трамвай из-за сильных заносов начал движение только в 9 часов утра.
Перед Новым годом мелодрамы в кинотеатрах уступали место комическому репертуару. 29 декабря 1916 года, «Казанский телеграф»: «Чарли в банке», комическая фильма в двух частях. В первых раз в Казани знаменитый, неподражаемый американский комик Чарли». Так Казань впервые увидела на экране Чарли Чаплина.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.