Водные горки: почему Ирек Зиннуров отказался от поста президента Федерации водного поло РФ
Все практически решено. Идея фикс последних лет в мире водных видов спорта России — вновь объединить разрозненные федерации вместе — будет воплощена в жизнь в виде Ассоциации водных видов спорта России. Алексей Власенко, который, скорее всего, и возглавит свежеиспеченную организацию, на днях анонсировал ее создание на пресс-конференции. Почему это произошло и как это отразится на нашем спорте — в материале спортивной редакции «Реального времени».
К этому шло
Все последние годы об этом говорили совершенно различные структуры, начиная от самих спортсменов, заканчивая ветеранами и действующими спортивными функционерами. Многие отмечали, что необходима некая структура-посредник между Министерством спорта, Олимпийским комитетом и федерациями водных видов спорта для координации их работы, сотрудничества в сфере международных связей.
Но у идеи было и множество противников. Скептики отмечали, что подобная мера может сломать уже работающие порядки, нарушить баланс сил. Например, Татьяна Покровская, главный тренер нашей «золотой» команды по синхронному плаванию, не раз отмечала особый статус своего вида спорта, важность его обособления от других федераций, пристальное внимание высшего руководства страны к успехам девчонок.
Ведь это далеко не первая попытка создания такого рода управляющего органа. Де-юре она (Ассоциация водных видов спорта) была открыта еще в конце 2014 года, и даже был назначен ее руководитель — олимпийский чемпион по водному поло Евгений Шаронов (о котором еще пойдет сегодня речь). Но де-факто она не приступила к своим обязанностям, а главный противник ее создания президент ВФП (Всероссийской федерации плавания) Владимир Сальников и вовсе все отрицал ее существование.
— Я никак не могу прокомментировать новость о создании Ассоциации. Разговоры о создании такой объединяющей организации ходят давно, однако ничем конкретным это еще не закончилось. К нам в федерацию плавания пока никто не обращался с предложением принять участие в создании Ассоциации или войти в ее состав. Мы вообще не понимаем, что это — очередные пустые разговоры или все-таки реальная подготовительная работа, — цитировал Сальникова «Весь спорт» в октябре 2014-го.
На этот раз спусковым крючком стал допинговый скандал, который коснулся прежде всего плавания. А также неудачи в Рио, ведь кроме привычных золотых наград в синхронном плавании, ничем другим наши спортсмены на Играх в Бразилии не запомнились, а многие (как, например, мужская сборная по водному поло) и вовсе не попали на Олимпиаду.
Зарубежные примеры
— В мире все водные виды спорта объединяет общая международная федерация — FINA. В большинстве стран мира, которые имеют какие-то достижения, все водные виды спорта также развиваются под эгидой одной организации. А у нас каждый водный вид спорта имеет собственную федерацию, проводит собственную международную политику, реализует собственные программы развития и так далее. Хотя если все федерации объединятся, начнут работать под единым центром, это, думаю, принесет и больший эффект, и лучшие результаты, — аргументировал на пресс-конференции новоявленный вице-премьер по вопросам спорта Виталий Мутко.
И действительно, в международном спорте не существует отдельных комитетов, занимающихся прыжками в воду или плаванием на открытой воде. Все вместе живут под эгидой FINA. Организация была создана в далеком 1908 году, практически одновременно с созданием МОК. Но до 50-х годов она управляла лишь непосредственно плаванием. Ведь прыжки в воду и водное поло не стремились объединяться. Сейчас же FINA официально признана МОК и является одним из его партнеров в проведении соревнований по плавательным видам спорта в рамках Олимпийских игр. В настоящий момент членами организации является 207 национальных федераций.
Но и здесь не все гладко. К примеру, неоднократные попытки присоединения гребных видов спорта FINA были тщетными. Некоторые страны до сих пор не признают организацию и отказываются принимать участие в соревнованиях под ее эгидой. И уж тем более далеко не все страны копируют ее систему управления спортом. Прыжки в воду, как правило, имеют свои собственные федерации, как и водное поло. Да, ряд европейских стран, стран Азии и Америки (и даже стран СНГ, например, Казахстан) упразднили отдельные структуры по видам спорта, находящимися в ведении FINA, но здесь, наоборот, видна тенденция к возвращению узкоспециализированных структур.
Борьба за власть
Против создания Ассоциации не раз выступала ВФП и ее главное действующее лицо — президент Владимир Сальников. Он имеет свой «вес» и статус в глазах большей части кремлевской околоспортивной (и не только) элиты. Ведь это 4-кратный олимпийский чемпион, многолетний руководитель одного из самых популярных, массовых и, что особенно важно в нашей стране, медалеемких видов спорта.
— Создание подобных ассоциаций может пагубно повлиять на весь водный мир. Сейчас все занимаются своим делом, у нас работают профессионалы, знающие свои виды «от корки до корки». Если же мы будем совать нос не в свой огород, то ничем хорошим это не закончится, — говорил Сальников еще после Олимпиады в Лондоне.
Вероятнее всего, он больше беспокоится за собственную власть, которая и так в шатком положении. Больших трудов ему стоило «обезвредить» Александра Попова, не раз изъявлявшего желание возглавить ВФП. За ним были многие, но Сальников не допустил его до финала выборов, за которыми Попов наблюдал по интернету из США.
Создание Ассоциации водных видов вновь ударит по его позициям. Ведь он станет подчиненным, потеряет прямую связь с Кремлем со всеми вытекающими. И если изначально позиции Сальникова были сильнее, чем Власенко, то затем Алексей принялся за активную работу. Возглавляя Федерацию прыжков в воду, Алексей заработал должную репутацию в международном совете FINA, стал его представителем от России, вошел в технический комитет. Затем он решил расширить свое влияние и сблизился с синхронным плаванием, командой, всецело участвовал в ее жизни. В итоге он стал президентом и этой федерации.
Водное поло как последний рубеж
Последней целью Алексея на пути к лидерству стала должность президента Федерации водного поло. Он и до этого имел влияние в этом виде спорта, входил в руководящий совет федерации, но для победы в общем противостоянии с Сальниковым ему нужны были решающие шаги, и он решил выставить свою кандидатуру.
Выборы предстояли жаркие. Кроме Власенко, себя выдвигали и Евгений Шаронов (действовавший президент и бывший руководитель АВВС), и известный казанский ватерполист, ныне депутат Госдумы РФ Ирек Зиннуров. В России очень редко случаются перестановки в высшем спортивном руководстве, как правило, выборы проходят на безальтернативной основе (вспомнить хотя бы выборы в ВФП), либо, если кто-то все-таки доходит до финального этапа, то никто не рискует голосовать против действующего начальника в пользу «претендента». Как пример — недавние выборы в ФХР, где Третьяк без шансов «разгромил» Фетисова.
Но Ирек Хайдарович — также сильная кандидатура. Культовая личность в нашем водном поло, из спортивного региона, крайне лоялен в политике, не так давно вступил в «Единую Россию» и даже стал депутатом Госдумы. Однако и Шаронов, и Зиннуров в спешном порядке сняли свои заявки под странными предлогами, при этом выразив уверенность в успехе Власенко. Естественно, ведь он остался один! Как бы то ни было, после этого значимость Власенко возросла донельзя: ведь это первый (надеюсь, и единственный) прецедент в российском спорте, когда один спортивный чиновник возглавляет три различные федерации.
Что дальше?
— Устав уже написан ОКР, он уже есть у Дениса Мантурова (исполняющего обязанности главы набсовета ВФП), и на наблюдательном совете будет объявлено об этом решении. Ассоциация будет своего рода надстройкой, но федерации сохранят автономию. Прежде всего, общая ассоциация делается для того, чтобы общаться с FINA, которая просила об этом объединении. Кроме этого, это решит вопрос с финансированием, с привлечением единого спонсорского пула, — сказал Власенко пришедшим на брифинг журналистам.
— Мы встречались с Виталием Мутко и Павлом Колобковым, оба поддержали эту идею. Мы развивали эту идею при поддержке Виталия Мутко, без него бы ничего не получилось. Очень благодарен ему за эту поддержку. Само объявление будет на набсовете Федерации плавания, там же и состоится мое назначение, — добавил Власенко.
— Мне пока сложно говорить о новой ассоциации что-то конкретное. Самое главное, чтобы сами федерации по водным видам спорта понимали важность этой организации и хотели ее создания. В принципе, с точки зрения объединения ресурсов и улучшения управляемости, это нужный шаг, — в свою очередь отмечал Виталий Мутко.
Кстати, его деятельная работа и постоянное присутствие на всех пленарных заседаниях после «увольнения» — яркий пример жизни современного российского спорта. Новый министр спорта пока не влился в структуру работы. Павел Колобков не имеет еще влияния даже на родное фехтование и, думается, что так оно и будет.
Стоит отметить, что изначально видимых изменений не планируется. Это планомерная работа на дальнюю перспективу, но кадровые перестановки неизбежны. Приходя в новую структуру, Алексей Власенко набирает свою команду из лояльных себе людей. Это было и в прыжковой федерации, и в синхронном плавании, и сейчас происходит в водном поло. А за этим последствия уже неизбежны. Скорее всего, изменится финансирование отдельных видов и команд. Но основные выводы мы сможем сделать только после двух крупных стартов — ЧМ-2019 в Корее (подготовительный процесс к ЧМ-17 уже практически завершен) и Игры в Токио.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.