Новости раздела

Кристина Потупчик: «Позиция Кунгурова мне глубоко неприятна, но является ли его пост оправданием терроризма?»

Экс-комиссар движения «Наши» о приговоре тюменскому журналисту за пост в ЖЖ

20 декабря выездная коллегия Приволжского окружного военного суда вынесла приговор за публичное оправдание терроризма блогеру и журналисту из Тюмени Алексею Кунгурову. За пост в ЖЖ, где критикуется операция ВКС РФ в Сирии, Кунгуров был приговорен к двум с половиной годам колонии-поселения. Своими мыслями о произошедшем в колонке, написанной специально для «Реального времени», поделилась глава Фонда открытой новой демократии и бывший комиссар движения «Наши» Кристина Потупчик.

«Позиция Кунгурова мне глубоко неприятна, но является ли его пост оправданием терроризма?»

Обвинение вынесено на основании лингвистической экспертизы текста, в которой утверждается следующее: «Проанализировав текст блогера с никнеймом «kungurov», можно констатировать, что в его словесных оборотах присутствуют призывы к расколу в обществе, к конкретным, иными словами, к революционным действиям определенного характера, к дестабилизации общественно-политической жизни страны».

Другие экспертизы, которые придерживаются противоположного мнения о тексте (в том числе экспертиза члена СПЧ при президенте РФ), не были приняты судом к рассмотрению. Впрочем, любому несложно будет составить собственное мнение о посте Кунгурова — из-за возбужденного по его итогам дела текст разошелся по интернету максимально широко и найти его не составит труда. Нашла его и я. Позиция Кунгурова мне глубоко неприятна и с его мнением по поводу операции нашей армии в Сирии я не согласна. Я считаю, что и Россия, и все остальные страны «цивилизованного мира» должны принять максимум усилий для того, чтобы стереть террористов и их пособников с лица земли, не дожидаясь пока они совершат еще один теракт или убьют следующего посла. Кунгуров же действия российской армии в Сирии резко осуждает.

Но является ли его пост оправданием терроризма? Учитывая, что в нем содержатся искренние призывы автора «самоутилизироваться» к нашим, русским террористам? Неужели фраза «Исламское Государство» (организация запрещенная в РФ — прим. ред.) — всего лишь одна из десятков террористических организаций, далеко не самая кровожадная и безбашенная» может быть расценена, как поддержка ИГИЛ?

«Является ли его пост оправданием терроризма? Учитывая, что в нем содержатся искренние призывы автора «самоутилизироваться» к нашим, русским террористам?» Фото red-penza.org

Семь лет колонии за «эсэмэску» и 1 год 9 месяцев колонии за убийство

Владимир Путин недавно высказался по этому поводу. Президент, в частности, заявил, что с экстремизмом через социальные сети необходимо бороться, но действовать следует аккуратно. При этом им неоднократно подчеркивалось, что речь идет о вербовке сторонников ИГИЛ, которая плотно ведется в социальных сетях.

Однако действия правоохранителей свидетельствуют о том, что слова президента были поняты превратно. В результате преследованию подвергается и Антон Носик, высказавшийся в поддержку военной операции в Сирии, и Алексей Кунгуров, высказавшийся против. Но если Носику повезло отделаться штрафом, то тюменский журналист проведет в тюрьме два года.

Много это или мало? Судите сами — буквально пару недель назад, 8 декабря, Красногвардейский районный суд Петербурга приговорил бывшего полицейского Андрея Артемьева к 1 году 9 месяцам колонии общего режима за убийство информатора. По версии следствия, находясь в служебном кабинете в состоянии алкогольного опьянения, 34-летний капитан полиции выстрелил из табельного пистолета в голову своего знакомого Дмитрия Демидова. Последний был осведомителем петербургской полиции. Мужчина скончался на месте.

Полицейский-убийца проведет в заключении меньше, чем неосторожный на язык блогер. Но обоим им, конечно, далеко до «везучести» 46-летней жительницы Сочи Оксаны Севастиди, которая получила 7 лет колонии за одну «эсэмэску». Женщину осудили за смс-сообщение, которое она отправила приятелю в Грузию. Оксана сидела дома и играла в компьютерные игры. Телефон подал сигнал: пришла смс. «Оксана, у вас что, танки стоят на платформе?». Она послала ответ: «Раньше стояли, сейчас не знаю». Суд вынес вердикт: госизмена.

«Красногвардейский районный суд Петербурга приговорил бывшего полицейского Андрея Артемьева к 1 году 9 месяцам колонии общего режима за убийство информатора. Полицейский-убийца проведет в заключении меньше, чем неосторожный на язык блогер». Фото fontanka.ru

К каким последствиям нас приведут подобные дела и приговоры?

Сколько уже таких дел было в этом году? Полтора года колонии парню из Зеленограда, запостившему карикатуру, высмеивающую националистов. Полгода тюрьмы воспитательнице детского сада, возмущенно перепостившей видео с издевательствами над ребенком в детском лагере. А сколько еще будет?

Ни правоохранители, ни суд даже не пытаются принять во внимание то, насколько их «мартышкины усилия» по борьбе с экстремизмом, выражающиеся в наказании за посты и картинки, на самом деле противоречат духу закона. Каждое дело, в основу которого положены тексты, приводит лишь к лавинообразному распространению этих текстов — взять хотя бы пост Кунгурова, достигший пика популярности после внимания прокуратуры.

Но самое вредное следствие подобных дел и приговоров — это не только накручивание в обществе взаимной ненависти и стравливание людей друг с другом на основании идеологических позиций и мнений, но и дальнейшее падение доверия россиян к судебной и правоохранительной системе, рост социальной разобщенности. И в такой атмосфере уже гораздо проще работать реальным экстремистам, террористам и вербовщикам, которых увлеченные преследованиями блогеров следователи и судьи стараются не замечать.

Кристина Потупчик
Справка

Кристина Андреевна Потупчик (родилась 19 января 1986 г., Муром, Владимирская область) — российский общественный деятель, блогер. Глава Фонда открытой новой демократии (ФОНД), занимающегося поддержкой некоммерческих социальных проектов в интернете.

Комиссар движения при администрации президента «Наши», затем его пресс-секретарь (2007—2012 гг.), пресс-секретарь Федерального агентства по делам молодежи Росмолодежь и Государственного комитета РФ по делам молодежи (2007—2010 гг.), член Общественной палаты РФ 5-го состава (с 31 мая 2014 года).

Новости партнеров