«Есть вопросы к тем, кто должен обеспечивать безопасность российского дипломата в неспокойном регионе»
Политолог и востоковед Гумер Исаев о курдском и гюленистском следе в убийстве посла России в Турции
Накануне на открытии фотовыставки «Россия от Калининграда до Камчатки глазами путешественника» в Анкаре был убит посол России в Турции Андрей Карлов. В своем интервью «Реальному времени» политолог и востоковед Гумер Исаев рассказал, почему убийцу не стоит автоматически причислять к курдам или «гюленовцам». Кроме того, эксперт напоминает, какие шаги турецких властей в отношении России остались незамеченными в то время, как президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган раздавал туманные обещания.
«Как могли допустить, что на культурном мероприятии оказался вооруженный человек?»
— Накануне в Турции был убит российский посол Андрей Карлов. Какие последствия могут быть для российско-турецких отношений?
— На мой взгляд, трагическое убийство российского посла — последствие той сложной ситуации, которая имеет место на Ближнем Востоке, в Турции и в Сирии в частности. Убийство главного представителя России в Турции, безусловно, будет долго оставаться черным пятном в отношениях между двумя народами — у многих в памяти свежи воспоминания о других недавних событиях, связанных со сбитым российским самолетом. Убийство дипломатов всегда в истории международных отношений традиционно считалось одним из наиболее низких преступлений и нередко было серьезным поводом для того, чтобы отношения между странами испортились.
У меня несколько вопросов к тем, кто должен был обеспечить безопасность российского дипломата в неспокойном регионе. Почему не сработала разведка? В последние два года несколько раз объявлялись предупреждения об угрозах жизни дипломатов в Стамбуле и в Анкаре — дипмиссии закрывались на некоторое время, эвакуировались члены семей. Россия участвует в сирийской гражданской войне, и нужно понимать, что безопасность российских дипломатов (и россиян) на Ближнем Востоке сегодня должна обеспечиваться с особым вниманием. Поэтому есть серьезные претензии как к нашим спецслужбам, так и к турецким. Я уже не говорю о тех, кто просто должен был обеспечить безопасность на входе. Как они могли допустить, что на культурном мероприятии оказался вооруженный человек, который смог хладнокровно расправиться с российским дипломатом?
Если говорить о большой политике, то это событие, вернее всего, следует рассматривать как провокацию, направленную на срыв договоренностей по Сирии. Последние несколько месяцев Россия с Турцией более или менее договорились по сирийскому вопросу. Мы видим это в риторике наших политических деятелей, в риторике государственных СМИ, которые достаточно сдержаны в критике турецких властей, хотя поводы для критики есть. Эрдоган пошел на уступки по ряду вопросов — протурецкие боевики покинули Алеппо, будет реализован выгодный «Турецкий поток». Взамен турки получили возможность действовать в сирийском Курдистане. И вот, накануне очередной важной встрече в верхах по Сирии между Ираном, Россией и Турцией, в Анкаре происходит такая провокация…
«Россия участвует в сирийской гражданской войне, и нужно понимать, что безопасность российских дипломатов (и россиян) на Ближнем Востоке сегодня должна обеспечиваться с особым вниманием. Поэтому есть серьезные претензии как к нашим спецслужбам, так и к турецким». Фото kapital-rus.ru
Я тоже хотел бы отметить важный момент: турецкие и другие ближневосточные, да и западные СМИ подробно рассказывают о трагических событиях в соседней Сирии, акцентируя внимание на страданиях мирных жителей. Безусловно, это создает фон, который влияет на людей с определенным мировоззрением, считающих, что Россия ответственна за гибель мирного населения в Сирии. Вспомним, что выкрикивал террорист, совершая убийство посла? Что он мстил за детей Алеппо.
Уже известно, что он был недавно уволен из полиции и, вероятно, по этому поводу испытывал чувство депривации. Судя по его страничкам в соцсетях, ему не были чужды призывы радикальных идеологов. Не исключено, что именно под влиянием всех этих факторов он решил, что может взять на себя функцию мстителя за события в Сирии. Будем следить за расследованием, которое может привести и к выявлению группы заговорщиков.
«Если говорить про курдскую версию, то тогда непонятно, почему он выкрикивал лозунги, связанные с Алеппо?»
— Турецким СМИ запретили писать об этом происшествии. Чем вызван такой запрет? Значит ли это, что правительство сейчас формирует свою «правильную» точку зрения на события, чтобы потом представить ее общественности?
— К сожалению, в последнее время после каждого серьезного события соцсети и СМИ в Турции фактически блокируются. И мне коллеги писали, что нет доступа на ряд сайтов. Фактически СМИ пытаются формировать нужную властям повестку: как они формировали повестку касательно российских действий в Сирии, так они сейчас будут пытаться направлять следствие и общественное мнение по определенному сценарию. Сейчас у турецкого руководства есть определенный список врагов, на которые достаточно грамотно можно повесить все, что происходит. Поэтому, я думаю, что вполне можно предположить, что мы скоро услышим какие-то признания и громкие разоблачения.
— В турецких источниках появляется противоречивая информация о том, кто был убийцей. Сначала говорили, что это был уволенный полицейский, потом, что это был курд, а затем — сторонник Гюлена. Как относитесь к этим версиям?
— Была информация, что на страничке в «Фейсбуке» у убийцы были видео радикального характера. На мой взгляд, ничего напрямую не указывает на то, что он был курдом либо сторонником Гюлена. Он был на службе в полиции и был уволен во время чисток после переворота. Но ведь в этих чистках увольнялось огромное количество людей по разным причинам, здесь не значит, что, если он уволен, значит, автоматически он был «гюленовцем». Пока никаких признаков, что он был таковым, нет. Если понимать идеологические установки того же движения Гюлена, то можно увидеть, что в нем нет призывов к насилию, тем более политическому.
Если говорить про курдскую версию, то тогда непонятно, почему он выкрикивал лозунги, связанные с Алеппо? И зачем курдам убивать российского посла? Если бы он кричал какие-то лозунги в защиту Гюлена или что-нибудь в помощь Курдистану, наверное, это было бы понятно. Но вспомните, он же говорил об Алеппо. Он выражал точку зрения, настроение тех людей в Турции, которые считают, что Эрдоган предал Алеппо, что Эрдоган пошел на сговор с Россией. Существует точка зрения, что Турция и Россия согласовали свои позиции по Сирии. Хотя бы на данном этапе. Из Алеппо вышло много протурецких боевиков — их вывезли в автобусах в безопасное место. То есть какая-то договоренность имела место между Россией и Турцией. И, безусловно, у нее немало противников. Хорошая историческая аналогия — это убийство германского посла Мирбаха эсерами в 1918 году, которые таким образом пытались сорвать Брестский мир, заключенный между большевиками и Германией. Я думаю, что в данном случае убийца мог быть представителем если не конкретного движения или группы, то числа людей в Турции, которые считают, что имело место предательство Алеппо.
«Происходят очень странные действия в контексте российско-турецких отношений»
— На ваш взгляд, насколько сильно подействует этот инцидент на туристическую отрасль?
— Я думаю, что сейчас стоит говорить о влиянии этого трагического инцидента в контексте сложной обстановки в Турции. Буквально несколько дней назад имел место мощный теракт на востоке страны. До этого был кровавый теракт прямо в центральном районе возле стадиона «Бешикташ». Я думаю, все эти события продолжают оказывать негативное влияние на туристическую отрасль, которая и так переживает трудные времена. Несмотря на то, что российские туристы имеют возможность поехать в Турцию, все равно эти потоки уже не будут такими, как прежде. Конечно, гибель главного представителя в Турции, я уверен, будет оказывать негативное психологическое влияние на российско-турецкие отношения хотя бы на бытовом уровне. Кто-то просто откажется от поездки в Турцию потому, что если уж главного представителя России смогли убить, то как быть с простыми туристами? Слава Богу, пока атак на российских туристов в Турции не было.
«Национализация Akfel — это тоже недружественный шаг с точки зрения экономики. Понятно, он совершен под предлогом того, что осуществляются чистки нелояльных властям людей. Тем не менее, мне кажется, <...> надо внимательнее российской стороне относиться к защите своих интересов в этой стране». Фото akfelgaz.com
— В то же время известно, что Турция национализирует Akfel Holduing — импортера газа, в котором долей владеет «Газпром». Не случится ли новый газовый кризис?
— Да, ситуация в этой сфере является крайне важной для России. И надо отметить, что происходят очень странные действия в контексте российско-турецких отношений, потому что национализация Akfel — это тоже недружественный шаг с точки зрения экономики. Понятно, он совершен под предлогом того, что там осуществляются чистки нелояльных властям людей. Тем не менее, мне кажется, что на фоне этих процессов, которые сейчас происходят в Турции, надо внимательнее российской стороне относиться к защите своих интересов в этой стране. Например, совершенно незамеченным осталось закрытие Турецко-российского фонда культуры в Стамбуле — в условиях разрядки никто не обратил внимание на этот достаточно неприятный, на мой взгляд, эпизод в российско-турецких отношениях. Все были заняты извинениями Эрдогана и его визитами в Россию, туманными обещаниями.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Гумер Галиевич Исаев — политолог, востоковед.
- Руководитель Санкт-Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока.
- Родился в 1979 году в Ленинграде.
- Окончил восточный факультет СПбГУ. Кандидат исторических наук.
- До октября 2016 года — директор Института российских исследований, Турецко-российского фонда культуры (Стамбул).
- Область научных интересов: международные отношения, внешняя политика стран Ближнего Востока.
- Имеет публикации в различных российских и зарубежных СМИ.