Шайхутдинов: «Мы пока не афишируем, но первую татарскую операционную систему планируем запустить в марте»
Глава Минсвязи РТ рассказал об электронных услугах, национальном ПО и мессенджере для чиновников
В Татарстане жители подружились с информационными технологиями и стали больше пользоваться порталом госуслуг РТ, который так активно внедряется и развивается правительством на протяжении последних лет. Результатом стал практически двукратный рост показателей по всем направлениям. Однако Казань в списке самых активных городов оказалась только на четвертом месте. Тем временем, помимо портала госуслуг, татароязычное население скоро ждет новый сюрприз — в разговоре с корреспондентом «Реального времени» министр информатизации и связи РТ анонсировал запуск первой операционной системы на татарском языке.
Сабинский район опередил Казань по популярности электронных госуслуг
В Министерстве информатизации и связи РТ не ожидали такой активности от жителей Татарстана на сайте госуслуг республики в этом году. Об этом на брифинге, посвященном результатам работы портала, рассказал министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов.
— Планировали чуть меньше. Результатами довольны, но недовольны, что неправильно спланировали, — ответил на вопрос «Реального времени» министр.
В этом году было оказано 66 млн услуг — в 1,4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Прирост по зарегистрированным пользователям составил 1 млн 794 тысячи человек — в 1,2 раза больше по сравнению с 10 месяцами 2015 года. Практически в два раза больше стали пользоваться и услугой записи в электронную очередь в больницы и социальные учреждения. Правда, это не отменяет того факта, что, по крайней мере, в больницах зачастую электронная очередь не срабатывает, — на деле происходит путаница и приходится отстаивать многочасовые очереди, чтобы попасть на прием к врачу.
Среди городов и районов лидером по числу человек, пользующихся услугами государственного портала, стали Набережные Челны — согласно представленной в министерстве статистике, там на каждого жителя приходится в среднем девять оказанных ему услуг. На втором месте по активности — Нижнекамский район с 8 522 оказанными услугами на одну тысячу человек. Как ни странно, на третьем месте оказался Сабинский район с 6 816 услугами на одну тысячу, и только после него с чуть меньшей цифрой идет Казань. В конце списка разместились такие районы, как Тетюшский и Атнинский — если в первом случае на человека приходится в среднем одна услуга, то во втором — речь идет о 0,6 услуги.
По словам Романа Шайхутдинова, ежегодно на поддержку портала выделяется порядка 17-18 млн рублей. Сейчас на госпортале представлено 240 услуг, до конца 2016 года обещают, что к ним добавятся оплата госпошлины для подачи искового заявления мировому судье, назначение ежемесячных субсидий для многодетных семей и оплата жилого помещения с коммунальными услугами для отдельных категорий граждан, а также предоставление грантов и субсидий для субъектов МСБ.
«Материального урона атаки не приносили, пока»
Через государственный портал в этом году прошла оплата услуг на сумму 8 млрд 374 млн рублей — в 1,7 раз больше, чем в прошлом году. Отвечая на вопрос «Реального времени», Роман Шайхутдинов рассказал, что в этом году хакеры пытались взломать сайт несколько десятков раз. Правда, цель всех атак была навредить работе ресурса, случаев, когда с помощью новых технологий пытались украсть средства пользователей портала, — не было.
— Взломать пытались, и были даже проведены специальные расследования. Напомню, что правительство Республики Татарстан и инфраструктура, которая взаимодействует с гражданами, находятся под защитой внутренних служб и под надзором в том числе привлеченных консультантов — таких как «Лаборатория Касперского».
По его словам, любая хакерская атака предполагает выходящие за рамки сценария действия. И если такие необычные действия замечены — сразу начинается работа.
— Материального урона атаки не приносили, пока. Большинство хакерских атак больше связано с попыткой причинить вред, а не заработать, — рассказал Шайхутдинов. Взломать сайт для получения материальной выгоды будет действительно непросто — на нем попросту не хранятся данные владельцев карт.Они хранятся в защищенном контуре банка-эквайера — это банк «АК БАРС», который является уполномоченным банком для проведения финансовых операций. И там еще работает, конечно, система информационной безопасности.
Кроме того, любая финансовая операция кодируется в системе 3D-Secure, что защищает пользователей карт от операций по списанию средств посторонним человеком.
У министра уже есть две модели смартфонов на базе отечественной ОСОперационная система «заговорит» на татарском
Тем временем на фоне постоянных разговоров об импортозамещении в татарстанском Иннополисе осела и развивается IT-компания «Открытая мобильная платформа», которая разрабатывает на основе финской операционной системы Sailfish свою собственную, российскую. Как после мероприятия рассказал «Реальному времени» Роман Шайхутдинов, компания чувствует себя в наукограде хорошо — работает и развивается. У самого министра уже есть от них две модели смартфонов на базе отечественной ОС. Более того, на следующий год они выпустят первую операционную систему на татарском языке.
— Эта работа идет уже около года. Мы просто пока не афишируем, но первую татарскую операционную систему мы планируем запустить в марте месяце, — рассказал собеседник издания.
Говоря о российской ОС Sailfish, собеседник издания заметил, что она работает в рамках рыночных условий и ее на вооружение должны взять производители мобильных устройств.
— Sailfish OS — это средняя операционная система между IOS и Android. Но у нее есть ряд своих уникальных фишек и она более открыта — позволяет создавать свой внутренний контур. Если все, что касается IOS и Android, хранится в компаниях-производителях, то в случае Sailfish OS информацию вы можете хранить и у себя. Производитель операционной системы не знаком с вашими данными.
Напомним, разработка отечественной ОС на базе Sailfish оценивалась в 2,2 млрд рублей, 1,89 млрд рублей из которых профинансирует государство.
Шайхутдинов первым установит мессенджер для чиновников
Прокомментировал министр информатизации и связи РТ, и планы правительства по разработке мессенджеров для чиновников. Ранее «Реальное время» писало, что Татарстан наравне с пятью другими регионами России подтвердил свое участие в пилотных испытаниях госмессенджеров, предназначенных для рабочей переписки чиновников.
Институт развития интернета (ИРИ) планирует завершить тестирование в январе 2017 года, после чего разработчикам выдадут техзадания, по которым до конца следующего года они будут доделывать сами мессенджеры.
— Сейчас шар находится на стороне разработчиков мессенджера. Они должны подготовить продуктовый релиз, который будет тестироваться. Он сейчас находится в разработке, и мы отправляем предложения по техническому заданию. Мы уже определили пилотную группу, которая будет тестироваться, — прокомментировал министр. По словам Шайхутдинова, он будет первым, кто установит этот мессенджер.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.