Новости раздела

Ростуризм подведет отели под общий ГОСТ

Казанских отельеров ждет еще одна стандартизация и федеральная проверка в дополнение к региональной

Еще не успела закончиться большая работа по классификации отелей, а Ростуризм уже готовит к внедрению новый «туристический» ГОСТ. А перед этим ведомство проведет широкий общероссийский мониторинг. На этот раз стандартизация затронет не только гостиницы в городах проведения ЧМ—2018, а средства размещения по всей стране. Документ готовился в недрах ведомства без широкого общественного согласования, а доступен для изучения должен стать уже в одобренной Общественной палатой версии. Впрочем, эксперты уверены, что все нужные стандарты уже содержатся в системе классификации.

Ростуризм озаботился ГОСТом

Сегодня, 25 октября, в Общественной палате РФ должно пройти обсуждение проекта национального стандарта качества туристических услуг. Ранее его одобрил общественный совет при Ростуризме. Пока текст документа недоступен, хотя документ уже оказался в распоряжении «Известий». Известно, лишь что свод правил получился довольно подробным, и к нему смогут присоединиться российские и зарубежные туроператоры, отели и авиакомпании, а специально созданный экспертный совет будет присваивать им специальный рейтинг.

В ближайшее время документ должны разместить на сайте Ростуризма. У пользователей появится возможность проголосовать за документ и оставить комментарии. Итоговый вариант будет утвержден Росстандартом и станет официальным ГОСТом.

Интересно, что в регионах пока о новом стандарте ничего неизвестно. «Этот ГОСТ еще надо увидеть, посмотреть, на что он направлен, какого объема и глубины комментариев и требования предъявляются участникам рынка», — рассуждает Оксана Саргина, руководитель Центра развития туризма Республики Татарстан.

Общие требования к гостиницам уже есть в системе классификации РФ, которая обязательна, по крайней мере, в Москве, Санкт-Петербурге и Татарстане, считает Саргина. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

«И так есть налог на гостиницы, налог на туризм, на то, на се»

Для отелей введение ГОСТа будет уже второй попыткой привести их к единому знаменателю. Напомним, ранее был запущен большой процесс классификации отелей в регионах, принимающих чемпионат мира по футболу 2018 года. Завершить классификацию планировали в этом году к 1 июля. В итоге процесс классификации был продлен до 1 января 2017 года — в регионах не успевали завершить оценку всех объектов. Кроме того, не решен вопрос, есть ли необходимость в классификации всех гостиниц областей и республик, если соревнования будут проходить лишь в столицах регионов.

— Общие требования к гостиницам уже есть в системе классификации РФ, которая обязательна, по крайней мере, в Москве, Санкт-Петербурге и Татарстане, — считает Саргина. — Что касается авиакомпаний и туроператоров, то, наверное, новые, современные, инновационные подходы нам нужны, потому что рынок развивается. В любом случае, ГОСТ носит добровольный характер.

Михаил Скоблионок, владелец сети гостиниц «Регина», также считает, что в отношении средств размещения все необходимые стандарты уже внедрены: «Сейчас все отели оценены на «звездочность», и когда идет такая оценка, это означает выполнение определенных стандартов».

В этой ситуации внедрение ГОСТа для отелей, скорее, может означать распространение уже имеющихся стандартов на всю Россию. Впрочем, сами отельеры видят от внедрения ГОСТа не только плюсы, но и минусы, опасаясь, что затраты на содержание контролирующих органов лягут на их плечи.

— Любая вещь должна иметь стандарт, должна быть сделана по ГОСТу, соответственно, услуга должна быть оказана в соответствии с каким-то стандартом, а не так, чтобы каждый отсебятину делал, — продолжает Скоблионок, но тут же оговаривается, — это все, конечно, правильно, только не случится ли так, что будет создана очередная государственная структура, которая будет проверять все эти стандарты, ГОСТы, а мы за это будем выплачивать? Эту структуру все-таки нужно за счет чего-то содержать, правильно? А содержится с чего? За счет бизнеса. И так есть налог на гостиницы, налог на туризм, на то, на се. Так они еще и это хотят придумать. Все зависит от того, как правильно это будет организовано. Если не будет создаваться новая структура с новыми налогами, с новыми делами… Экспертный совет кто оплачивать будет? С кого он будет брать взятки, чтобы поднять рейтинг гостиниц?

Михаил Скоблионок считает, что в отношении средств размещения все необходимые стандарты уже внедрены. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Ростуризм промониторит отели перед введением ГОСТа

Параллельно с внедрением ГОСТа, Ростуризм запускает и всероссийский мониторинг объектов туристической инфраструктуры. По данным «Известий», наиболее распространенная проблема сейчас — несоответствие цены качеству, а также устаревшие жилой фонд и оборудование. Все это предстоит выявить в ходе мониторинга. Отдельно будут проверяться схемы распространения льготных путевок — доходят ли они до тех, кому положены. Изучаться будет и соответствие новым требованиям к туристическим услугам, содержащимся в новом ГОСТе. Всероссийский мониторинг должен продлиться до весны следующего года.

В отдельных регионах подобные проверки проводились и ранее. В Татарстане даже была разработана собственная система мониторинга гостиниц.

— У нас такой мониторинг средств размещения ведется Центром развития туризма, — рассказывает Оксана Саргина. — Мы заполняем все статистические данные, ведем показатели экономической эффективности, системы качества. У нас разработан свой индекс качества по «тайному гостю», и свой сбор ADR (average daily room rate — cредняя цена за номер/ночь, — прим. ред.), и загрузки. Мы такой мониторинг ведем уже три года. И я очень рада, что Ростуризм хочет ввести такую систему на всю Россию.

Однако владельцы гостиниц считают такой мониторинг чрезмерным: «Я еще раз повторюсь: «звездочки» присвоили, и больше ничего не надо. И во всем мире так работают: мы смотрим, сколько звезд, а тот, кто присвоил их, должен следить за соблюдением стандарта».

Дмитрий Семягин, Лина Саримова

Новости партнеров