Новости раздела

«Ходячие мертвецы» по-казански: «Многие пишут, что фильм сделан под копирку, но мы не боимся»

В Казани презентуют новый полнометражный фильм о зомби «Вирион», полностью снятый в республике

30 октября в кинотеатре «Мир» пройдет премьерный показ первого казанского фильма ужасов «Вирион». Интереса премьере придает и то, что это полнометражный фильм. Татарстанским хорором заинтриговали еще год назад, однако премьеру неожиданно отложили. О проблемах с кровью, о поиске средств для съемок, о молодых и не очень актерах и других закадровых историях «Реальному времени» рассказал один из режиссеров картины Тимур Романов.

«С кровью было много проблем...»

— Расскажите, пожалуйста, вкратце, о себе. Это ваше первое кино?

— Да. Я являюсь оператором на кабельном телеканале, у меня есть опыт в съемочном журналистском процессе. От телеканала нас отправляли на обучение в Казанскую киношколу «Точка кино». У нас был полугодовой курс обучения, в процессе которого мы обучались операторскому мастерству и режиссуре. У нас был выпускной фильм, и я, собственно, выиграл в номинации «режиссура». С тех пор у меня появилась мысль, что я могу не только снимать, но и создавать сам, «рулить» процессом. Другой режиссер, Алина Галимуллина, работает в рекламном агентстве, но в студенческие годы снимала любительские фильмы в жанре ужасов. Мы решили объединить усилия.

— Что вдохновило вас на зомби-фильм?

— Мы с Алиной — хорошие друзья и большие поклонники жанра ужасов. Мы сделали фильм про вирус, который заставляет людей вести себя неадекватно, нападать на людей. Не было мысли сделать именно зомби-фильм, зомби – это более обобщенное слово, осевшее значение, которое понятнее объясняет людям суть повествования.

— Общались с кем-то из профессионалов?

— Если честно, нет. Мы хотели сделать авторское независимое кино, чтобы показать именно свои взгляды. Понятно, что профессионалы могли что-то подсказать, но кино – это, все-таки, субъективная штука, и тут мнения очень сильно расходятся. То, что нравится тебе, не всегда понравится другому человеку.

В процессе съемок мы вместе учились «делать» шрамы, варить кровь. С кровью, кстати, было много проблем, например, требовалось найти необходимую консистенцию и подходящий цвет. Что у нас получилось действительно похожим, так это кровь. На ней вообще был сделан большой акцент.

«Мы сделали фильм про вирус, который заставляет людей вести себя неадекватно, нападать на людей. Не было мысли сделать именно зомби-фильм». Фото vk.com/morlan

— Название фильма – «Вирион» исходит от названия одноименной вирусной клетки. Почему было выбрано именно оно и кто его предложил?

— Название было придумано мной. В самом начале запуска проекта было много технических и рабочих моментов, в том числе связанных с названием. Среди вариантов были сложные научные определения из вирусологии. Вирион – тоже термин, но он созвучен, состоит всего из шести букв и легко запоминается.

— Раскроете тайну финальной развязки? Стоит ли зрителям ждать хэппи-энда?

— Нет, не раскроем. Могу сказать, что изначально мы сняли три разные концовки, но при монтаже остановились на одном варианте. Они все были разными по сюжету, могу сказать, что две из них были не хэппи-эндовские, а печальные и грустные.

«Я – легенда» как раз о вирусе. Мы подумали, что было бы интересно взять эту тему»

— Какие зомби-фильмы нравятся вам самому? На какие-то примеры опирались при съемках?

— Навскидку: Алине очень нравится классика – это Джордж Ромеро и все его фильмы о зомби. Мне нравится «Рассвет мертвецов» Зака Снайдера, «Война миров Z» с Бредом Питтом и «Я – легенда». Фильм «Я – легенда» как раз о вирусе, изменившем поведение людей. Мы подумали, что было бы интересно взять эту тему.

— Но тут есть и «оборотная сторона медали». Не боитесь ли вы обвинения в копировании сюжетной линии, например, одного из сезонов «Ходячих мертвецов»?

— На самом деле, многие пишут, что фильм сделан под копирку, что мы большие фанаты «Ходячих мертвецов». Но мы не боимся. Мы вообще «за» любую критику, воспринимаем ее адекватно, с улыбкой на лице. Мы понимаем, что люди замечают настоящие и поддельные вещи. Они просто не до конца представляют себе всю картину.

Многие пишут, что фильм сделан под копирку, что мы большие фанаты «Ходячих мертвецов». Но мы не боимся. Мы вообще «за» любую критику, воспринимаем ее адекватно, с улыбкой на лице

«Тогда мы еще не понимали всего масштаба»

— Кто ваша целевая аудитория?

— Я думаю, что в среднем люди в возрасте от 15 до 30. Дети и подростки, которым интересно посмотреть «движуху», экшн. Я думаю, что фильм будет интересен также и тем, кто постарше. Наш фильм – это как раз-таки драма, развитие персональных идей и самих героев: они вынуждены либо подстраиваться под ситуацию, либо до конца оставаться человечными и добрыми людьми, контролирующими свои поступки.

— Изначально премьера была запланирована еще на прошлую осень. Почему не удалось показать фильм год назад?

— Как я уже сказал, это наш первый опыт, поэтому тогда мы еще не понимали всего масштаба. Когда мы сели закидывать на монтаж сырье, поняли, что нам недостает кадров. В итоге мы немного «доснимали». Самая большая проблема вышла с переозвучкой. У нас не было профессионального звукового оборудования, поэтому технически звук записался нехорошо. Пришлось собирать весь актерский состав заново и перезаписывать все в студии с той же интонацией и игрой. Затем мы наложили интершум, и композитор под все это дело писал музыку.

Это был долгий процесс: все люди работающие, приходилось искать «точки соприкосновения» по времени.

«Есть те, кто играет на театральных подмостках, есть взрослые актеры за 50»

— На момент съемок «Вириона» у вас уже был опыт. Что на счет других участников съемочной группы? Каково соотношение профессионалов и самоучек?

— Мы набирали людей, имеющих хоть какой-нибудь опыт. Наш гример, к примеру, художница — очень креативный человек. До этого много рисовала аквагримом. Старшая сестра нашего гримера, Елены Юрасовой, Анжелика – профессиональный визажист, парикмахер и костюмер совместно с художником занималась костюмами для актеров.

В целом профессионалов, связанных с кинематографом, в съемочной группе было не так много. Работал с нами бывший сотрудник «Мосфильма», профессиональный продюсер и сценарист Станислав Липин. Сейчас он живет за границей и к фильму подключился на начальной стадии. Мы познакомились с ним в социальных сетях, и в итоге стали чуть ли не каждый вечер общаться по «Cкайпу». Стас помогал нам в дописании сценария, расстановке нужных акцентов. В съемочном процессе помогал «строить картинку», так, чтобы это было интересным для зрителей. Для нас это был очень большой опыт.

Мы набирали людей, имеющих хоть какой-нибудь опыт. Наш гример, к примеру, художница, очень креативный человек. <...> В целом профессионалов, связанных с кинематографом, в съемочной группе было не так много.

— Каким образом проходил кастинг актеров?

— Кастинг проходил в три этапа. Нам помогали казанские киношколы и знакомые – известные ведущие с большим количеством друзей и подписчиков. Через них мы распространяли посты на массовую аудиторию.

Сначала состоялось прослушивание, куда пришли 60—70 человек. Помещение нам предоставила Казанская киношкола «Точка кино». За две недели до первого кастинга мы «поштурмили» по интернету, раздавали в социальных сетях тексты из известных произведений. Ребята приходили, зачитывали и отыгрывали их. Мы смотрели на мимику и интонацию, на то, как люди держатся на камеру. Мы выбрали около 20—30 человек и провели второй кастинг, где конкурсанты уже отыгрывали по сценарию нашего фильма. Ставили их также в связку, чтобы посмотреть, к примеру, как парень и девушка вместе смотрятся в кадре.

— Какого возраста актеры, чем занимаются помимо съемок?

— Их средний возраст – 27 лет. Главной героине 25 лет, главным героям 30 и 15. Пятнадцатилетний подросток, естественно, учится в школе, но, несмотря на юный возраст, эти съемки для него – не первые. До этого парень-самородок снимался в короткометражках, в том числе и в моей, поэтому я знаю его давно. 30-летний главный герой работает в ресторанной сфере.

Роль главной героини исполнила режиссер Алина Галимуллина. Изначально не было задумки совместить роль режиссера и главной актрисы. Здесь случилась интересная история. Алина стала главной героиней только после третьего кастинга. Вначале мы отобрали двух других девушек и долго репетировали, но одна не смогла участвовать в съемках по состоянию здоровья, а вторая немного не подошла под формат. Алина же подходила по картинке, знала сценарий и хорошо отыгрывала.

Есть те, кто играет на театральных подмостках, есть взрослые актеры за 50, например, Владимир Салмин, сыгравший роль зомби. Он ставил мимику юным актерам, помогал освоиться. И сыграл, в общем, и наставником стал.

— Можете ли вы озвучить гонорары актеров?

— Их не было: мы набирали актеров на добровольной основе.

Роль главной героини исполнила режиссер Алина Галимуллина. Изначально не было задумки совместить роль режиссера и главной актрисы

«Ближе к концу, где-то за неделю, пошли крупные пожертвования»

— На какие средства снимали фильм? Каков бюджет?

— Деньги мы собирали на краудфандинговой платформе «Boomstarter». Другие отечественные и зарубежные проекты обычно собирают деньги на более популярном ресурсе Planeta.ru, но мы решили пойти по пути меньшего сопротивления. Там в принципе собирают немногие из наших: фильм «28 панфиловцев», который скоро выйдет, к примеру, тоже собрал свою сумму там. В итоге им еще оказали и господдержку, и фильм вышел на совершенно другой уровень.

Мы собирали деньги в течение месяца, а после этого в течение 2-3 недель выводили эту сумму за неимением процента, который остается сайту. Всего было собрано чуть более 100 тыс. рублей.

— Ожидали ли вы такого отклика от потенциальных зрителей?

— Начали мы, конечно, с друзей и знакомых. Вообще суммы пожертвований были разные: от 50 рублей до 30 тысяч. Пожертвований свыше 10 тысяч, честно скажу, не ожидали: думали, что собирать будем по крупицам. Но ближе к концу, где-то за неделю, пошли крупные пожертвования. Люди, видимо, ждали какого-то момента, смотрели, как пойдет процесс и уже «докидывали» нам. В целом мы были уверены в том, что соберем необходимую сумму, но думали, что «докидывать» придется самим. А в итоге даже и не пришлось, люди нас поддержали.

Сами члены команды закидывали немного: максимум 500 рублей. Большие суммы не собирали, ведь много пришлось вложить в сам фильм. Общий бюджет составил менее 3 тыс. долларов, около 110 — 120 тысяч рублей мы собрали на платформе, около 60 тысяч составили наши собственные затраты на логистику, транспорт, костюмы и прочее.

«Мы взяли трудную тему, но, я думаю, для первого опыта справились более чем достойно. Людям интересно, и это, наверное, лучший показатель нашей работы». Фото vk.com/morlan

«Буду скромным, не скажу, что мы – первооткрыватели, но, на самом деле, хотелось бы»

— Планируете ли вы окупить фильм? Какие у вас ожидания от премьеры?

— В начале месяца мы отправили документы в Москву, чтобы фильм занесли в реестр «Госфильмфонда». Это делается через компанию «Фистагент»: они просматривают фильм, делают монтажный лист по кадрам, смотрят на качество и передают в фонд. Нам уже позвонили из министерства культуры, сказали, что фильм просмотрен, выдали прокатное удостоверение, но в фонд на хранение фильм пока не дошел. В дальнейшем нам должны прислать диск, который мы сможем показывать в кинотеатрах.

Вообще мы тесно сотрудничаем с «Татаркино» и кинотеатром «Мир». Наша премьера будет именно там в рамках закрытого показа, приуроченного к Хэллоуину. Пригласительные — для тех, кто поддерживал нас, для самой съемочной группы. С ноября мы планируем пустить фильм в прокат на 2 недели, за небольшие деньги. Прокат будет в любом случае, но пока, не имея диска на руках, мы не можем точно сказать, в каких числах.

На самом деле, целей собрать деньги у нас не было. Есть идея пустить его на всевозможные фестивали в России и за рубежом. «Татаркино», в частности, посоветовали отправить «Вирион» на жанровый португальский фестиваль по ужастикам – хорошая тема. Конечно, мы позвоним в кинотеатры республики, пообщаемся с ними, если кому-то будет интересно – с радостью отправим фильм на прокат. Но каких-то определенных целей собрать с кого-то деньги у нас нет. «Мир» сказал «да», мы сказали: «Ладно, хорошо, если вы разрешаете, почему бы и нет». Желающих посмотреть много, фильм полнометражный, двухчасовой, поэтому кинотеатру тоже нужна какая-то окупаемость. Соответственно, какой-то ценник будет установлен.

В целом думаю, что хороших ужасов, связанных с зомби и вирусами, в России пока нет. У сериала «Грешники» был неплохой пилот, в принципе там неплохая картинка и виден сюжет. В нашей стране эта ниша пока свободна. Буду скромным, не скажу, что мы – первооткрыватели, но, на самом деле, хотелось бы.

Это наша первая работа, и мы взяли сложную тему: тут и грим, и актеры, и много всякого реквизита. Мы взяли трудную тему, но, я думаю, для первого опыта справились более чем достойно. Людям интересно, и это, наверное, лучший показатель нашей работы.

Диляра Кашапова, фото virionfilm.ru

Новости партнеров