Новости раздела

Спектакль «Единственный берег» — дубль два при аншлаге

Спектакль «Единственный берег» — дубль два при аншлаге
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Спектакль Романа Феодори «Единственный берег», показанный минувшим летом в Свияжске, в рамках проектов «Свияжской Артели», получил второе рождение в театральном пространстве «Угол». О том, как три текста Юрия Клавдиева чувствуют себя в театральном зале и как реагирует на них казанская публика, наблюдала корреспондент «Реального времени», побывавшая вчера в «Углу».

Со Свияжска с любовью

То, что «Единственный берег» не стал разовой акцией и переместился со Свияжска в Казань, удивительного нет. Проект такого качества не должен умирать, едва родившись. Впрочем, он и в Свияжске шел в один день дважды, желающих его посмотреть оказалось больше, чем вмещал импровизированный зал.

Во время показа в Свияжске стояла удушающая жара, столбик термометра подкатывался к сорока градусам. Была суббота, день, когда на острове традиционно много туристов. Их было тогда не просто много, а чудовищно много. Среди этой толпы, спешащей за гидом и рвущей недорогие сувениры, театралы, прибывшие из Казани, рисковали затеряться. Но тот, кто набрел на волонтера, получали точный адрес места, где будет показ.

«Единственный берег» играли в помещении, в котором шел ремонт. Под ногами скрипела бетонная крошка, для того, чтобы подняться на второй этаж, надо было идти по шаткой дощечке — пола на первом этаже не было. И хотя окна были открыты, это не спасало, воздух казался густым.

Банальная оценка, но другой не подберу: сорок пять минут промелькнули в мгновенье ока. И тогда уже в фонде «Живой город», который и проводил «Свияжскую Артель», рассказывали, что незадолго до премьеры актеры начали однажды репетировать поздним вечером, когда за окном уже было темно.

И у текста Юрия Клавдиева появился новый ритм и обнаружились новые смыслы. Было решено перенести «Единственный берег» в «Угол». Осенью все срослось — в октябре состоялась казанская премьера «Единственного берега». Можно предположить, что в «Углу» сделали шаг к созданию своей постоянной афиши.

Хлеб, лук, зерно

Вчера на «Единственном береге» был аншлаг, который, впрочем, еще ни о чем не говорит — спектаклей сыграно пока немного, а интерес к продукции «Живого города» есть. Через некоторое время можно будет сказать, насколько казанские театралы всерьез воспринимают «Угол». Во всяком случае, потенциал у команды есть.

Заметить разницу между тем, что было показано в Свияжске и что в «Углу», можно без особого труда. Спектакль стал более обстоятельным и «тягучим», словно перенял неспешный ход волн Свияги. Каждый из актеров подробно проживает свой сюжет, будь то монолог реки, рассказ душевнобольного, покусившегося на Льва Троцкого или притча о рождении Пегаса. Три произведения, образный строй каждого из них, их жанровые особенности не оставляют сомнения в том, что перед нами образец качественной литературы.

Причем, Юрий Клавдиев в интервью автору этих строк рассказал, что не делал никаких усилий. Просто жил на Свияжске, ходил по улицам, знакомился с местным людом, заглядывал в музеи. Неожиданно количество информации перешло в качество, и драматург сел за ноутбук.

Пятеро актеров творят свой мир. Вот высыпали зерно из мешка, разровняли — получился остров. Граненые стаканы — церкви, луковицы на них — купола. Буханка хлеба — дом, раскрытая книга — крыша этого дома. Остров становится осязаемым, он словно пахнет этим зерном, этим хлебом. Прием, который чаще используют в театре кукол, здесь неожиданно работает и не кажется примитивным. Напротив, есть в нем «прекрасная ясность», естественность, как естественен остров, омываемый Волгой и Свиягой.

Остров из зерна — это, естественно, символ, но Роман Феодори так выстраивает действие, что этот символ воспринимается зрителями как самая наиреальнейшая реальность. И если поначалу, во время монолога душевнобольного, в зале раздалась пара смешков, то они быстро утихли и больше не повторялись, зрители оказались втянутыми в действие.

Обычно повтор, перенос, часто не бывают удачными. Срабатывает какая-то закономерность. С «Единственным берегом» этого не случилось. Его «дубль два» оказался более гармоничным и глубоким, чем показ эскиза на Свияжске. Это объяснимо — времени на репетиции было больше, в Свияжске, по законам жанра, все делалось «на живую нитку». Драматург, режиссер, актеры сделали то, что от них зависит, теперь дело за «Живым городом», как он сумеет продвигать свой проект. А то, что проект стоит продвигать, думаю, в этом сомневаться не стоит.

Татьяна Мамаева, фото Максима Платонова

Новости партнеров