В чем ходили потомки Сююмбике
Лицом выставки костюмов в центре «Эрмитаж-Казань» стала княгиня Зинаида Юсупова
В чем охотился убийца Распутина князь Феликс Юсупов и какой цвет предпочитала императрица Мария Федоровна, какими могли быть зонтики, в каком мундире предпочитал ходить император Николай ll? Ответы на эти вопросы можно получить сейчас в центре «Эрмитаж-Казань», где проходит выставка «Петербургский модерн. 1890—1910 годы. Стиль и светская мода». На выставке побывала корреспондент «Реального времени».
«Матушка была восхитительна»
Эрмитажный центр в эти дни напоминает если уж не бальную залу, то светский салон. Нежнейшие дамские платья, веера, расшитые стразами, легкомысленные зонтики, фраки и мундиры. Их носили императрицы Мария Федоровна и ее невестка Александра Федоровна, великая княгиня Ольга, княгиня Зинаида Юсупова, самая богатая женщина империи и первая красавица Петербурга.
Как причудливо история тасует карты! В Казанском кремле, рядом с башней Сююмбике — платья ее потомков. Вспоминая историю своего рода, князь Феликс Юсупов писал в мемуарах: «У Юсуфа было восемь сыновей и дочь Сумбека (написание князя Феликса), казанская царица, которая славилась умом и красотой, была страстна и отважна… Русские осадили Казань, превосходство их было бесспорно, Казанское царство пало, Сумбека сдалась… Не один царь Иван пленился пленницей. И бояр, и простой народ покорила прославленная царица».
От хана Юсуфа пошел род Юсуповых, принявший христианство в XVII веке. Выходя замуж за графа Сумарокова-Эльстона, Зинаида Юсупова сохранила родовую фамилию как память о славных уважаемых предках. Внешность княгини Юсуповой запечатлели на полотнах многие художники, более всех известен портрет кисти Валентина Серова, рисовавшего по очереди всю семью Юсуповых. На выставке есть потрет Зинаиды Николаевны из собрания Феликса Юсупова работы Франсуа Фламенга.
Репродукция с этого портрета стала афишей выставки — Зинаида Юсупова была образцом, как сейчас принято говорить, иконой стиля. Обратимся опять к мемуарам Феликса Юсупова, писавшего: «Матушка была восхитительна. Высокая, тонкая, изящная, смугла и черноволоса, с блестящими, как звезды, глазами». Платье Зинаиды Юсуповой, представленное в экспозиции, — действительно говорит о безукоризненном вкусе его владелицы.
Ничуть не вычурное, сочетание бархата и атласа, серебристое с белым. И одна деталь, которая «делает» весь костюм, — лиловый шелковый цветок на поясе. Напомним, что в экспозиции представлены костюмы двадцатилетия, когда одним из главенствующих художественных направлений был символизм, подаривший миру особый интерес к «космическим безднам», «сапфирам и аметистам метели», — так писал об этой цветовой гамме один из ярчайших представителей русского символизма Александр Блок. Нежно-лиловый оттенок часто встречался в дамских туалетах.
Судя по платью, Зинаида Юсупова была достаточно высокого для дамы роста, с осиной талией. А вот ее младший сын Феликс был широк в плечах и достаточно высок. В экспозиции представлен его костюм для псовой охоты. И здесь щеголь князь Феликс, этот анфан террибль высшего света, по-нашему мажор, не побоявшийся пойти против Григория Распутина и ставший в эмиграции одним из самых добрых среди людей, спасавших соотечественников, он остается верен себе. Псовая охота во фраке цвета фуксии и белых панталонах — что стоит за этим? Не только эпатаж, но и характер.
Кстати, в Париже, в эмиграции, князь Феликс и его жена Ирина (племянница последнего императора) открыли модный дом ИРФЭ — то есть Ирина и Феликс. Придумывали прекрасные коллекции, но бизнесменами оказались никудышными. Модный дом финансово не оправдал себя.
Лиловые миры и старая роза
Нежный, женственный, немного «усталый» русский модерн представлен самыми разными модными домами. Есть, например, платье, созданное Полем Пуарэ, предшественником Коко Шанель. Он освободил женщин от диктата корсета, ввел моду на туники, но, самое главное, Пуаре, побывав в Москве, позже в Париже выпустил коллекцию одежды под названием «Казань». Кстати, он одевал не только дам из высшего света, но в числе его заказчиц были, например, Мата Хари и Айседора Дункан.
Второе культовое имя — это, пожалуй, первый русский дизайнер одежды Надежда Ламанова, «платья от Ламановой» увековечила в стихах Марина Цветаева. Ламанова считалась поставщиком двора ее Императорского Величества и уже позже, в 1925 году, получила за свои модели гран-при выставки в Париже. Платья Надежды Ламановой — это безупречный крой, они словно вторая кожа.
Ламанова работала и как театральный дизайнер, делала костюмы для МХТ, куда ее пригласил сам Станиславский. Ее самая известная работа в кино — это костюмы к «Цирку» Григория Александрова. Умерла Ламанова в октябре 1941 года — пришла в театр, где работала и с которым должна была ехать в эвакуацию, но увидела лишь запертые двери. Коллеги ее не дождались. Впрочем, платья Ламановой в экспозиции выставки не навевают грустных мыслей — они воплощение радостной женственности, желания жить и быть красивой.
Все платья, представленные в эрмитажном центре, сложного кроя, например, платье императрицы Марии Федоровны, любимым цветом которой, похоже, был лиловый. Это платье — сочетание нескольких фактур ткани — кашемир, шелк, кружево, украшенное сутажем. Рядом трогательная шляпка ее внучки — великой княгини Ольги. Нежная соломенная шляпка с розами. Страшно подумать, какая трагическая судьба ожидала ее владелицу уже через несколько лет…
А вот императрица Александра Фёдоровна, судя по костюмам, была дамой статной. В коллекции есть несколько ее платьев — бальных, для приемов, со шлейфом, расшитых стразами и бисером. Особенно хорошо то, что цвета увядшей розы. Рядом мундир императора Николая ll — из плотного сукна цвета морской волны.
Отдельная история — веера, ни один из них не повторяется, и зонтики. Каждый зонтик — произведение искусства. Например, черный зонтик, расшитый яркими цветами, как, наверное, он оживлял пасмурный день. Впрочем, под зонтиками чаще скрывались не от дождя, а от солнечных лучей.
Разумеется, туалеты, их выбор в соответствии с модой — это была неотъемлемая часть жизни аристократического Петербурга. Русская аристократия знала толк в красивой одежде. Не случайно, оказавшись в эмиграции, многие из них нашли себя именно в модных домах. Например, бойфренд Коко Шанель великий князь Дмитрий спровоцировал ее на создание духов, и мир до сих пор вдыхает горьковатый аромат культовых «Номер 5». А его сестра Мария пошла служить в модный дом Шанель, где искусно делала вышивки на костюмах. Очень многие русские аристократки шли в модные дома в качестве манекенщиц.
150 экспонатов на новой выставке в центре «Эрмитаж-Казань» — это 150 историй. Любви, страсти, ошибок, счастливых минут. Это кусочек безвозвратно ушедшего мира, возможно, излишне беззаботного, где «разговаривали» с помощью веера, у дам были осиные талии, а мужчины умели ловко носить не только военный мундир, но и светское платье. Где «тревожно шуршали шелка» и в бокалах «золотого, как небо, «Аи», посылали черную розу.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.