«Если убрать слова «Татарстан», «Казань», «Кама» и «Волга», стратегия подойдет для любого региона»
На заключительном этапе обсуждения Стратегия-2030 показалась экспертам слишком скромной, инерционной и обезличенной
Вторая редакция проекта стратегии социально-экономического развития Татарстана до 2030 года подверглась критике экспертов в ходе итоговой международной конференции, собравшей весь цвет татарстанского истеблишмента в «Корстоне» в минувшую субботу. Документ уже в конце апреля планируется внести в Госсовет для принятия в качестве республиканского закона. Замечания и предложения к Стратегии-2030, высказанные экспертами, выслушал побывавший на конференции корреспондент «Реального времени».
«Последнее» слово
Финальный этап общественного обсуждения второй редакции проекта Стратегии-2030, долгосрочного плана социально-экономического развития Татарстана, прошел в минувшую субботу в Казани. Международная конференция, посвященная обсуждению документа, собрала в Бальном зале ГТРК «Корстон» солидную аудиторию представителей делового сообщества Татарстана. Здесь были и министры, и депутаты, и крупные бизнесмены, и банкиры, и ученые — сплошь известные лица.
Программа развития республики разрабатывается при участии и под личным контролем Рустама Минниханова уже почти два года. За это время в обсуждении ее положений приняли участие порядка 2,5 тыс. экспертов.
Однако, как показала субботняя дискуссия, замечания к содержанию документа остаются. Причем замечания самые разные — от общих до частных, от поверхностных до довольно конкретных.
Взгляд со стороны
Открыл конференцию Рустам Минниханов, вкратце рассказав о том, какие базовые показатели социально-экономического развития Татарстан наработал за предыдущие годы. «Несмотря на непростую экономическую ситуацию, мы не отказываемся от стратегического планирования. Но чтобы планировать на 15 лет вперед, надо посмотреть, какие изменения произошли в РТ за 15 предыдущих лет», — отметил Минниханов и сообщил собравшимся, что ВРП Татарстана вырос за это время в 2,2 раза.
Затем глава республики назвал ключевые точки роста экономики региона. Это Камский кластер, где сосредоточено 40% промышленного потенциала РТ. «Танеко», реализация которого увеличит глубину переработки добываемой в Татарстане нефти до 95%. «ТАИФ-НК», который в 2012 году одним из первых в России перешел на выпуск дизельного топлива стандарта «Евро-5», а в 2016 году перейдет на выпуск светлых качественных нефтепродуктов с глубиной переработки не менее 98%. Это, конечно же, «Алабуга», куда привлечено 87 млрд рублей инвестиций и где создано 5 тыс. рабочих мест. А еще есть технопарки и индустриальные площадки, которые функционируют при поддержке минэкономики РТ по программам минэкономразвития России и производят продукции на 117 млрд рублей в год — 7% всего производства республики. Наконец, Иннополис, где в текущем году будут сданы и университет, и технопарк, и жилье для первых 5 тыс. жителей наукограда.
— Наша задача — создать рабочий документ, который прослужит на благо республики. И для нас очень важен взгляд со стороны, правильно ли мы понимаем тренды развития мировой экономики, насколько эффективно мы используем наши преимущества, — подытожил Минниханов.
Трепетное отношение к стратегическому планированию
По словам министра экономики РТ Артема Здунова, в Татарстане всегда трепетно и внимательно относились к стратегическому планированию, не прекратив практики составления производственных программ после завершения советских пятилеток. При этом приоритетом всех программ развития республики всегда было повышение качества жизни татарстанцев.
— Даже во времена неопределенности 90-х годов, еще более глубокой, чем сегодня, мы не отказывались от стратегического планирования, — отметил Здунов. — В работе над Стратегией-2030 мы выходим на финишную прямую.
По словам министра, стратегия опирается на глубокий анализ. Главная цель — в 2030 году Татарстан должен стать глобально конкурентоспособным регионом. Для этого будет вестись работа по трем ключевым направлениям: человеческий капитал, комфортное пространство и общественные институты — для функционирования человеческого капитала. «Нам необходимо сохранить динамику прироста населения, успешно конкурировать за притяжение людей», — заявил Здунов, добавив, что к 2030 году необходимо обеспечить прирост населения республики на 350 тыс. человек.
— В Татарстане должны быть созданы условия, чтобы специалисты не уезжали, а оставались работать у нас. Первые шаги сделаны — принята программа стратегического управления талантами, — рассказал глава минэкономики. — Развитие человека зависит от здоровья, ряд направлений в стратегии посвящены этому. Продолжительность жизни должна быть 75 лет, и необходимо повышение активности пожилых людей. Стратегия предусматривает ряд мероприятий по поддержке рынка труда и занятости.
Затем Здунов напомнил ряд других положений Стратегии-2030. Например, о трех экономических зонах республики со своими агломерациями, которые сформируют Волжско-Камский метрополис. Как заявил позже в интервью телерадиокомпании ТНВ и газете «Реальное время» куратор Стратегии-2030 экс-вице-премьер России и модератор субботней конференции Алексей Кудрин, он будет иметь все шансы стать третьим по величине метрополисом России.
Отдельно министр упомянул Камский кластер. А затем заявил, что в Татарстане и в целом в России недостаточно высок спрос на инновации. «Необходимо в 3 раза увеличить затраты на НИОКР, довести до 33% долю малого бизнеса в структуре добавленной стоимости, привлечь 4 трлн рублей инвестиций в основной капитал», — заявил Здунов, добавив, что минэкономики Татарстана выделит в отдельный блок своей работы направление развития стратегии и кластерной активации в республике.
«Глобальная конкурентоспособность — это когда иностранцы будут приезжать в Татарстан учиться и лечиться»
По словам Кудрина, члены экспертного совета продолжают работу над проектом Стратегии-2030, прислали свои замечания в письменном виде. «Но мы имеем дело только с проектом», — отметил Кудрин и передал слово ректору Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации Владимиру Мау.
— Человеческий капитал — это не только образование, но и здравоохранение, и пенсионная система. Важно обеспечивать и четко прописать в стратегии, что нужна глобальная конкурентоспособность. Что это такое? Это когда иностранные студенты и иностранные пациенты приезжают сюда учиться и лечиться, — заявил Мау. — Интенсивный обмен и критерий того, кто приезжает в Татарстан учиться и лечиться, — это важные показатели по человеческому капиталу.
Второй блок — проблема инвестиций: «Ключевой вопрос любой стратегии — где взять частные деньги. Как убедить человека с деньгами принести их сюда и вложить в развитие республики? Это главный вопрос».
Татарстану, по мнению Мау, необходимо серьезное институциональное развитие. «Татарстаном поставлена задача быть лучшим в институциональном смысле, быть лучшим регионом, куда люди хотят обращаться в суд, где люди хотят взаимодействовать с полицией, общаться с властью. Качество неэкономических институтов должно быть высоким. Но оно очень сильно зависит от атмосферы в регионе. Это исключительно важно», — добавил ректор АНХ.
Далее нужны специальные меры по стимулированию прихода молодежи в малый бизнес. «Последнее время я периодически повторяю: у молодежи установка — работать в госкорпорациях и силовых структурах. Состоятельная молодежь стремится в госкорпорации, несостоятельная — в силовые структуры. Если эта тенденция продолжится, она рано или поздно приведет к социальному конфликту. Поэтому нужна программа, как сделать частный малый бизнес привлекательным для молодых. Для тех, кто подвижен, кто может уехать в любой момент», — подчеркнул Мау.
В чем будет предложение для тех, кто будет приедет в республику и сделает вклад в экономику региона?
Президент хозяйственного партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев заявил, что потенциал развития Татарстана раскрыт в стратегии не полностью. «Надо усилить действия, которые приблизят Татарстан к уровню региона развитой страны», — отметил эксперт.
— Я почитал стратегию. Почему Татарстан станет сильнее Подмосковья, Краснодарского края и других регионов, которые ведут борьбу за человеческие ресурсы, я не увидел. На мой взгляд, этот вопрос нуждается в более серьезной проработке. Это касается и вопроса решения жилищных задач. Это касается и вопроса о том, нужны региону жители городов или сельской местности? В чем будет предложение для тех, кто приедет в республику и сделает вклад в экономику региона?
По словам Дмитриева, Стратегия-2030 устроена так, что структура экономики Татарстана спланирована только для базового инерционного сценария развития. «Высокая доля занятости и добавленной стоимости будет в промышленности, а доля сектора современных услуг, куда относятся образование и здравоохранение, в ВРП снижается», — отметил эксперт, добавив, что Татарстан с его развитым электронным правительством мог бы далеко продвинуться и в сфере обработки «больших данных».
— Многие регионы России прошли в 90-е годы и после 98-го года болезненный процесс деиндустриализации. Татарстан его не прошел. И в этом есть как достоинства, так и недостатки. Один из них — экологическая обстановка. Но отдельного раздела об экологии в стратегии нет. Хотя на самом деле решение задачи улучшения окружающей среды может быть драйвером многих секторов, — заявил Дмитриев. Отметим, что вопросам защиты окружающей среды, повышению экологичности производства, обороту отходов и энергоэффективности в Стратегии-2030 уделено значительное внимание практически в каждом разделе документа, однако отдельного посвященного экологической обстановке раздела действительно нет.
Выслушав эксперта, Алексей Кудрин отметил, что по результатам работы конференции будет сформулировано экспертное заключение, в которое войдут замечания каждого спикера, принявшего участие в обсуждении документа.
«Посмотрите на опыт Казахстана, который переходит на английский язык»
— Какой бы документ вы ни приняли, Татарстан будет все равно идти своим путем к поставленной цели, — заявил, в свою очередь, президент Strategy Partners Group Александр Идрисов.
Однако замечания к Стратегии-2030 возникли и у него. Причем фундаментальные. «В последние 20 лет изменилась структура экономики. В связи с развитием технологий категория людей высокой квалификации становится самым важным источником благосостояния населения. Через 10 лет будут ли в такси водители? Мы не знаем. Но вполне реально, что не будет. И это огромное количество высвобождаемых людей. Многие страны уже сегодня всерьез обсуждают, что прослойка в 15-20-30% высококвалифицированных и занятых в экономике специалистов будет вынуждена содержать всех остальных», — заявил Идрисов.
По мнению эксперта, в Стратегии-2030 «ничтожно мала» доля профессиональных услуг и не заложены сценарии реализации трех факторов неопределенности: мировые цены на нефть, институциональные изменения и геополитическая ситуация.
А в завершение Идрисов привел пример Казахстана. «Посмотрите на опыт Казахстана. Назарбаев заявил, что старшие классы переходят на обучение на английском языке. Госсектор негласно переходит на английский язык. Почему это нужно? Образование делится на две части, одна из которых — онлайн. Образование будет доступным для многих и будет глобальным всегда. Неважно, откуда вы, вы сможете получить любое образование любого учреждения. Никто этого не секретит», — заявил он.
— Поставленные авторами стратегии амбициозные цели выглядят бледно на фоне того, что предлагают сегодня наши эксперты, — дипломатично подытожил Кудрин и передал слово ректору Московской школы управления «Сколково» Андрею Шаронову.
Место с длинной и богатой историей
По его мнению, в стратегии не хватает более глубокого анализа сценариев развития внешней среды. «И внешние сценарии, и их изменения могут очень серьезно повлиять на Татарстан. Например, цена на нефть, — отметил он. — Второй момент — не хватает идентичности: если убрать слова «Татарстан», «Казань», «Кама» и «Волга», стратегия подойдет для любого региона. Надо обращать внимание на самоидентификацию и мотивацию людей. Люди хотят жить в месте с длинной и богатой историей, а у Татарстана этого много».
— Дальше вопросы исламского мира. У Татарстана есть огромные преимущества и возможность возглавить сотрудничество с исламским миром в этой части Евразии, — подчеркнул Шаронов.
По его мнению, нужно больше внимания уделять малому бизнесу, который будет источником изменений, и заниматься развитием городской среды, поскольку только она является почвой для формирования креативного класса.
По итогам конференции, как сообщил Алексей Кудрин, будет сформулировано экспертное заключение. Тем временем ожидается, что уже в апреле проект документа поступит в Госсовет РТ, где впоследствии будет принят депутатами в качестве республиканского закона.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.