Новости раздела

Горячее кресло главного исламоведа КФУ: в отставку подал сменщик Рената Беккина

На место Айдара Хабутдинова ищут нового заведующего кафедрой, рассматриваются кандидатуры, в том числе и из-за рубежа

Процесс «оптимизации» в Казанском федеральном университете продолжается со всеми вытекающими. Как сообщало «Реальное время» ранее, большой резонанс вызвали новости о переформатировании кафедры татароведения и тюркологии, а также новых изменений в исламоведении. Теперь процесс завершился, и неожиданно укрупненную кафедру востоковедения, африканистики и исламоведения покинул некогда завкаф и профессор Айдар Хабутдинов. В чем причины такого ухода, и кто займет кабинет завкафа, выяснял корреспондент нашей газеты.

«Они прошли не ликвидацию, они прошли укрупнение»

Новость об оптимизации кафедры татароведения Института международных отношений, истории и востоковедения активно обсуждалась и стала предметом внимания со стороны властей республики. Между тем несколько в тени осталось еще одно нововведение: преобразование кафедры востоковедения и исламоведения в кафедру востоковедения, африканистики и исламоведения.

Реформы и кадровые пертурбации стали предметом для недовольства ряда преподавателей и бывшего руководителя кафедры Рената Беккина. Теперь 1 сентября процесс переформатирования кафедр завершился. «Дело в том, что ни один человек не был уволен, ни одна кафедра как таковая не изменилась, изменилось название в целом. Они прошли не ликвидацию, они прошли укрупнение. То есть бывшие кафедры носят названия секторов, они остались на прежних местах, — рассказывает «Реальному времени» директор института Рамиль Хайрутдинов. — Может для кого-то это будет откровением, но в Институте международных отношений на кафедре истории Татарстана, археологии и этнологии существует сектор, который носит название «История татарского народа и РТ». Весь состав сотрудников там же и остался, тем более что благодаря работе Института и поддержке университета, количество программ увеличивается, которые мы ведем по истории татарского народа, татарского языка. Поэтому у нас появляются не только возможности, мы реально приглашаем новых специалистов, которые пополняют профессорско-преподавательский состав в области татароведения и тюркологии».

«Кафедру опять лихорадит»

Как стало известно «Реальному времени», процесс переформатирования все-таки прошел не без потерь. Так, пост заведующего кафедрой востоковедения, африканистики и исламоведения Института международных отношений, истории и востоковедения покинул Айдар Хабутдинов — крупный российский ученый, историк-исламовед.

Отметим, что саму кафедру исламоведения раздирали скандалы и ранее. В 2010 году ректор университета Ильшат Гафуров пригласил молодого экономиста и исламоведа Рената Беккина, чтобы последний создал кафедру и наладил в ней работу. В 2015 году между ректором и завкафом возникли противоречия, которые выливались в бурные дискуссии в СМИ и социальных сетях. Беккин покинул университет, и место заведующего кафедрой освободилось. Его кресло занял другой известный исламовед — Айдар Хабутдинов (фото на постере).

— Кафедру опять лихорадит. К 1 сентября она объединилась с кафедрой восточных языков и культур. И за последние годы ее неоднократно переименовывали, объединяли и разъединяли. Поменяли три здания, плюс этажи и кабинеты. Все это объясняется улучшением учебного процесса, оптимизацией. Неизвестно, когда закончатся реформы в КФУ, которые ведут к развалу, — делился с корреспондентом «Реального времени» один из преподавателей кафедры, пожелавший не называть его имени. Подобные чувства испытывают и другие сотрудники кафедры, считает он.

«В штатном режиме» работают два сектора — востоковедения и африканистики; исламоведения

Ему оппонирует директор Института международных отношений, истории и востоковедения Рамиль Хайрутдинов. По его словам, процесс объединения прошел успешно, «в штатном режиме» работают два сектора — востоковедения и африканистики; исламоведения.

— Кафедра все время укрупнялась, в нее вливалось все больше и больше направлений. Когда мы начинали, это была маленькая кафедра, в которой работало четыре человека. На сегодняшний день это очень серьезный уровень, где собрались два десятка коллег-специалистов, работающих в разных областях — востоковедение (филология, история, экономика) и исламоведение. Эти два сектора находятся в тех же кабинетах, люди работают в тех же условиях, ничего здесь не ухудшилось, — рассказал директор.

«Я отошел от организационной работы»

Что касается самого Хабутдинова, проработавшего завкафом около года, наш собеседник, имя которого мы не указываем, отметил, что в первую очередь он ученый, а не организатор.

Вместе с тем, другой источник нашего издания добавил, что профессор собирался покинуть эту должность еще в июне, однако руководство Института его не отпускало. По словам самого экс-завкафа, такое решение было самостоятельным и обдуманным.

— Это мое право. Я захотел оставить хозяйственные дела и больше времени уделить науке. На мне остались проекты, которые связаны с мусульманскими форумами в Москве, научной деятельностью в Казани, вот на них хочу сосредоточиться. Я отошел от организационной работы, — прокомментировал нашему корреспонденту Хабутдинов.

Теперь он сможет больше времени уделять работе в Институте востоковедения Российской академии наук.

— Я с 2000 года работаю с Виталием Вячеславовичем Наумкиным [научный руководитель Института востоковедения РАН, директор международного координационного центра Islamica, —прим. ред.]. И мы ориентируемся не на местный вариант, а на общероссийское исламоведение — это моя принципиальная позиция, — подчеркнул ученый.

Рамиль Хайрутдинов пояснил «Реальному времени», что бывшему заведующему кафедрой необходимо до конца года подготовиться к крупным мероприятиям: VI форуму «Ислам в мультикультурном мире» и второму съезду Общества российских политологов.

— Никаких конфликтов не могло быть, — заверил он. — Претензий друг к другу нет. Это личное желание Айдара Юрьевича — сосредоточиться на научных программах. Тем более их объем очень сильно увеличился. У нас много проектов, которые мы не можем бросить. Они связаны с подготовкой ряда энциклопедических словарей «Ислам в Российской Федерации по регионам». Сейчас он должен к концу года завершить такой словарь по Поволжью, включая Татарстан. Кроме того, у нас поставлена задача создать на базе университета серьезный журнал. Следующий вопрос, на котором он будет сосредоточен, это создание диссертационного совета по исламской теологии в стенах КФУ. И быть руководителем кафедры, заниматься организационными вопросами, обеспечением подготовки — это тоже очень важно. Он крупный специалист, глубоко владеет языками, особенно арабским. Мы сошлись на том, что научные проекты, прорывные гораздо важнее, чем карьера чиновника.

Это место вакантно

Вместо прежнего завкафа «на хозяйстве» остается другой профессор КФУ — Яков Гришин, один из бывших руководителей этого института, который вступил на новую должность с приставкой «врио».

— Яков Яковлевич — очень опытный специалист, грамотный человек, который создавал этот институт, — описал нового завкафа Хабутдинов.

Сможет ли остаться Гришин в своем кресле или его заменит кто-то иной, неизвестно. В соответствии с регламентом, к концу осени вуз объявит конкурс на замещение должности заведующего кафедрой, в котором могут принять участие все крупные исследователи как в области востоковедения, так и исламоведения.

— Мне нужен целый набор людей, кто бы работал по целому ряду направлений. Мы не только сокращаем и ликвидируем направления, а наоборот, их расширяем и развиваем, поэтому мы испытываем определенный кадровый голод. Будем рады, если в этом конкурсе примут участие специалисты в области исламоведения, востоковедения. Мы рассматриваем не только специалистов из Казани и Татарстана, но и из других регионов. Вполне возможно, к чему мы тоже склоняемся, это может быть крупный исследователь из-за рубежа.

Как отметил директор, кафедре нужен серьезный специалист, который знаком не только с исламом, но и в широком контексте является крупным исследователем в области востоковедения, при этом он должен отлично владеть разными языками.

Тимур Рахматуллин, Диляра Ахметзянова

Новости партнеров