Новости раздела

Леонид Гозман: «Мы — воюющая страна. Поведение государства, бюджет — воюющей страны»

Известный соратник Чубайса и Гайдара о «воюющей» стране, загнавшей себя в кризис, и выигрышных позициях президента Татарстана

Леонид Гозман: «Мы — воюющая страна. Поведение государства, бюджет — воюющей страны»
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Россия находится в состоянии войны. Элиты, ответственные перед начальством, препятствуют научно-техническому прогрессу государства. Граждане становятся тяжелой ношей для страны, а Татарстан — один из очагов стабильности на фоне общего кризиса. Такие мысли высказал известный российский политик Леонид Гозман в ходе своего выступления на прошедшем еврейском форуме «Лимуд. Волга-Урал». Корреспондент «Реального времени» побывал на встрече с экспертом и побеседовал с ним.

«Только телевизионные пропагандисты могут говорить, чтоб не обращали внимания на доллар»

В минувшие выходные Казань принимала гостей международной еврейской конференции «Лимуд. Волга-Урал», которая проходила в отеле «Регина». Среди участников форума был известный российский политический деятель праволиберальной направленности, президент фонда «Перспектива» Леонид Гозман, который в свое время был соратником Егора Гайдара и Анатолия Чубайса.

— Я еврей абсолютно светский, не религиозен. Я не знаю ни иврита, ни идиша. С огромной симпатией отношусь к Израилю, не собираюсь туда переезжать и считаю Россию своей страной. Ни в коем случае не согласен с теми, кто говорит, что евреи не должны вмешиваться в жизнь России, потому что это плохо кончается. Пускай они сами куда хотят уезжают, — так представился спикер.

Он отметил, что в России усиливаются катастрофические ожидания. И тому есть причины. Например, экономика падает. Хотя на общем фоне есть анклавы стабильности и развития, среди которых Татарстан.

Это только телевизионные пропагандисты могут говорить, чтоб не обращали внимания на доллар: мы же в рублевой зоне живем, какая вам разница, сколько стоит доллар. Ну ни черта себе, при нашей структуре экономики какая нам разница? Большая разница!

В пример он привел динамику курса национальной валюты. В 2014 году доллар стоил 30 рублей, в апреле 2016-го — 67 рублей.

— Это только телевизионные пропагандисты могут говорить, чтоб не обращали внимания на доллар: мы же в рублевой зоне живем, какая вам разница, сколько стоит доллар. Ну ни черта себе, при нашей структуре экономики — какая нам разница? Большая разница! — возмутился «светский еврей».

Другим показателем он назвал катастрофическое падение выездов россиян за рубеж. И «огромным достижением последних лет Горбачева и ранних лет Ельцина» стали открытые границы. За год количество загранпоездок сократилось на треть (на 4,5 млн выездов). При этом в структуре внутреннего туризма позитивных изменений практически не произошло, поскольку в России, в отличие от США (американцы предпочитают путешествовать именно по своей стране), огромные территории остаются неосвоенными.

Враг у ворот

Также он обратил внимание на изменение военных расходов государства.

Так, в 2011 году на оборону, безопасность, спецслужбы тратилось 25,4% бюджетных средств. В 2015 году — 51%. И такое увеличение происходит на фоне снижения реальных доходов бюджета, за счет сокращения других статей — образование, социальная сфера, культура и т.п.

— Такое обосновано только тогда, когда вражеские танки стоят у стен столицы. Это война! Мы — воюющая страна. Поведение государства, бюджет — воюющей страны.

Мы производим впечатление великой державы, больше ничего мы не производим

«Минниханов прекрасно понимает. Здесь не просто нефть качают…»

Не обошел стороной Гозман и тему «нефтяной иглы», на которую села экономика России.

— Мы производим впечатление великой державы, больше ничего мы не производим. Будущее и сегодняшнее страны определяется тем, что она производит: производит она хорошие товары или не производит. А всякие ВВП и прочее — не так важно, — заявил эксперт и привел любопытную статистику.

В 2000 году, после разрушительных лет лихих 90-х годов, 53% в структуре экспорта России занимали нефть, газ и прочие необработанные продукты; 8,8% — продукты глубокой переработки.

Прошло 14 лет, когда Россия, казалось бы, встала с колен и стало все хорошо. Теперь нефть и газ составляют 70,5% экспорта; продукты глубокой переработки — 5%.

— Вот результат. Люди, которые добывают ресурсы, всегда беднее, менее квалифицированы, чем люди, которые перерабатывают. Кстати, Минниханов это прекрасно понимает. Здесь не просто нефть качают, но и находятся нефтехимические предприятия, — заметил политик.

Как россияне стали объектом благотворительности, а государство врагом прогресса

Если в развитых странах основой экономики являются люди, которые «кормят» государство за счет налогов, то в России население, по мнению эксперта, оказалось обузой. Для того чтобы нефть добыть и продать, нужно лишь некоторое количество нефтяников и охранников. Все остальные граждане оказываются лишними.

Такая структура экспорта обозначает, что главным врагом страны становится не американский империализм, не израильский сионизм, а технический прогресс, в том числе энерго- и ресурсосбережение

В такой ситуации люди из источника богатства становятся «объектом благотворительности»: им надо что-то давать, чтобы они не умерли от голода, платить, чтобы не бунтовали. В монархиях Персидского залива, богатых нефтью (Кувейт, Саудовская Аравия и др.), пошли именно таким путем, и своим подданным они хорошо приплачивают, там широко развиты социальные программы.

— Такая структура экспорта обозначает, что главным врагом страны становится не американский империализм, не израильский сионизм, а технический прогресс, в том числе энерго- и ресурсосбережение. И это во времена, когда все человечество движется в направлении избавления от ресурсозависимости, — заявил Гозман.

Ответственность перед «верхом», а не народом

Еще одной проблемой страны он назвал неадекватность элит: их коррумпированность, ответственность перед «верхом», менталитет спецслужб и короткий горизонт планирования.

— Очень много зависит от людей, в том числе от тех, кто управляет страной. У нас коррупционный оборот — сотни миллиардов. Они совершенно не воспитаны. Зачем тебе жить в золотом зале? Зачем тебе часы за миллион долларов? У западных министров часы на руке стоят 100, 200, 300 долларов. Один, смущаясь, сказал, что его часы стоят 1000 долларов, ему дети подарили на 60-летие. Нашим разве нельзя носить часы попроще? Время они показывают так же. А наши стесняются носить недорогие часы, — сказал выступающий.

Когда он отдыхал с супругой на Капри, то заметил, как у местной марины стоят огромные шикарные яхты. Как выяснилось, на них обитают арабы, африканцы и русские.

Очень много зависит от людей, в том числе от тех, кто управляет страной. У нас коррупционный оборот сотни миллиардов. Они совершенно не воспитаны

Также видел, как после мероприятия на Манхеттене первый вице-президент США уезжал на дачу на поезде с местного вокзала. В России, по его словам, в таких ситуациях подъезжает бронированный лимузин, 25 охранников, включается мигалка, перекрываются дороги.

— Эти люди, которые правят нами сегодня, ответственны только перед «верхом», а не перед «низом». Там есть, конечно, и достойные люди с безусловно высоким интеллектом. Но не мы их назначаем. Наше довольство и недовольство не значит вообще ничего. Если их снимают, это не потому что мы недовольны, это значит, что недовольны «сверху», — заметил Гозман.

По его мнению, проблема нашей страны в том, что Путин может выбирать тех, с кем хочет работать. А Обама вынужден работать с теми, кому доверяют другие: губернаторов и мэров там выбирает народ. Какие-то назначения обязаны проходить сложную процедуру утверждения Сенатом.

— Это не наша ситуация, когда право использовать войска где и как угодно сенатом решается быстро, за 40 минут, — сообщил политолог.

При этом он считает, что страна может выйти из кризиса и стать развитой. Для этого руководству достаточно обозначить конкретные задачи, «включить мозги» и усердно трудиться.

Я не знаю, как перестраивается аппарат Кремля, но то, что Россия становится страной военного времени, это точно. Это видно и по бюджету, и по идеологии, и по всему

Кремлевские перестановки и позиции Минниханова

Во время непродолжительного перерыва корреспондент «Реального времени» смог лично пообщаться с Леонидом Яковлевичем и задать нему несколько вопросов.

— Главой администрации Путин назначил Антона Вайно. Кто этот человек?

— Не помню, был ли я с ним знаком лично. Но в то время, когда он возглавлял аппарат правительства, мои коллеги, которые с ним общались, отзывались о нем хорошо, отзывы слышал позитивные. В то же время я видел текст, который подписан им, это ужасно, просто страшно.

— Какой именно текст?

— Про какое-то управление миром (видимо, речь о идее нооскопа, позволяющего изучать коллективное сознание человечества, — прим. ред.). Страшная вещь. Вообще, назначение Антона Эдуардовича означает смену команды. Владимир Владимирович отказывается от услуг своих товарищей по различным структурам госбезопасности, с которыми они вместе служили, и переходит на контакты с совершенно другими людьми.

— Говорят, что происходит перестройка аппарата Кремля на военное время. Согласны ли вы с таким утверждением?

— Я не знаю, как перестраивается аппарат Кремля, но то, что Россия становится страной военного времени, это точно. Это видно и по бюджету, и по идеологии, и по всему. Мы становимся воюющей страной. У нас, конечно, нет открытых фронтов, но мы — воюющая страна.

Президент в любой другой демократической стране тоже предпочел бы иметь губернаторами своих близких, но вынужден иметь дело с теми, кому доверяют избиратели, а не кому доверяет он. А у нас имеет дело только с теми, кому он доверяет, этого ему достаточно

— Корпус губернаторов пополняется силовиками. Почему в последнее время Путин делает акцент на них?

— Потому что он, как любой человек — Обама, Олланд, кто угодно — предпочитает работать с теми, кому он сам доверяет. Путин доверяет силовикам, потому что он сам оттуда. Если люди с ним работали в его личной охране, то он привык этим людям доверять. Плохо не то, что он назначает тех, кому доверяет. Плохо то, что значение имеет только его доверие, ничье другое доверие значения не имеет. Президент в любой другой демократической стране тоже предпочел бы иметь губернаторами своих близких, но вынужден иметь дело с теми, кому доверяют избиратели, а не кому доверяет он. А у нас имеет дело только с теми, кому он доверяет, этого ему достаточно.

— После Никиты Белых кто из глав регионов может быть следующим «на выход»?

— Любой. Потому что Никиту арестовали из-за действий, которые осуществляет любой губернатор Российской Федерации. При этом он может эти действия совмещать с воровством лично себе, может не совмещать с воровством. Как мне кажется, Никита этим не занимался, я не верю, что он воровал. С моей точки зрения, Никита — честный человек. Но подобного рода нарушения совершает любой губернатор Российской Федерации. Арестовать могут любого.

— А как вы оцениваете позиции Рустама Минниханова?

— Он один из наиболее сильных и ответственных региональных руководителей нашей страны. Короткие личные встречи, беседы, которые у меня с ним были, и то, что я знаю о происходящем в республике, вызывают глубочайшее уважение. Но это не значит, что я его политически поддерживаю, хотя это неважно. Здесь действительно очень многое развивается — это сочетание субъективных и объективных факторов. И у вас в Татарстане работают различные программы. Среди глав многих регионов он выглядит намного лучше.

Тимур Рахматуллин, фото Олега Тихонова
Справка

Леонид Яковлевич Гозман — российский политик. Президент общероссийского общественного движения «Союз правых сил». Президент фонда «Перспектива».

  • Родился в 1950 году в Ленинграде.
  • В 1976 году окончил факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова. Кандидат психологических наук. С 1976 года преподает в МГУ.
  • С 1992 года советник Е.Т. Гайдара.
  • С 1993 года участвовал в движении «Выбор России».
  • В 1994 году вступил в партию «Демократический выбор России».
  • В 1993 году работал в Дикинсон колледже и Международном центре Вудро Вильсона
  • В 1995 году участвовал в выборах в Госдуму от блока «Демократический выбор России — Объединённые демократы».
  • С августа 1996 года по март 1998 года — советник руководителя администрации президента, затем первого заместителя председателя Правительства РФ А.Б. Чубайса.
  • С 1999 года — советник председателя правления РАО ЕЭС России А.Б. Чубайса.
  • С августа 1999 года — в штабе избирательного блока «Союз правых сил».
  • С 2000 года — член правления РАО ЕЭС России.
  • Член общественного совета Российского еврейского конгресса (РЕК). Президент фонда «Перспектива».
  • Эксперт, участник различных дебатов на ТВ.

Новости партнеров