Новости раздела

«Абонент освобожденный»: 6-миллионная заявка на выход из «мобильного рабства» подана на родине Никифорова

Услугами переноса номера мобильного телефона в Татарстане воспользовалось всего 2%

Одна из первых инициатив Николая Никифорова на посту главы минсвязи России — услуга переноса мобильных номеров — оказалась востребована лишь у нескольких процентов обладателей сотовых телефонов. То есть она так и осталась нишевой услугой и не вызвала такого ажиотажа, как ожидал новый министр. Мобильные операторы из «большой тройки» убеждают корреспондента «Реального времени», что приток новых абонентов, ушедших от конкурентов, превышает число освободившихся из их «мобильного рабства».


Шестимиллионный «перебежчик» из Татарстана

Федеральное агентство связи (Россвязь) опубликовало у себя на сайте информацию об очередном достижении: число российских пользователей сотовых сетей, подавших заявки на услугу переноса номера мобильного телефона, достигло 6 миллионов человек.

Что примечательно, знаковая, шестимиллионная заявка на перенос номера была зафиксирована в Татарстане 24 августа. А к концу дня заявок было зарегистрировано уже на 3 тысячи больше, чем шесть миллионов. Количество уже перенесенных номеров, конечно, значительно меньше — лишь 3,9 миллиона.

Кто был шестимиллионным автором заявки на перенос номера — узнать не удалось. Пресс-секретарь Федерального агентства связи Владимир Калинин сообщил, что в базе данных перенесенных абонентских номеров не содержится сведений «о персональных данных абонентов, которые изъявляют желание сохранить свой номер телефона при переходе к другому оператору связи».

Услуга эта также известна как MNP — Mobile Number Portability. Она была введена с 1 декабря 2013 года. Перенос мобильных номеров, напомним, был одним из первых проектов министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова на федеральном посту и даже получил в прессе название закона об отмене «мобильного рабства». Причем эту идею Никифоров озвучивал, еще будучи татарстанским министром — в апреле 2012 года.

Четыре из пяти операторов — в прибыли

«Реальное время» опросило ведомства и операторов связи, пытаясь понять, пользуется ли услуга спросом и кому из операторов связи она выгодна. Что интересно, все четыре оператора сотовой связи, которые согласились дать комментарий, сообщили, что с помощью этой услуги к ним приходит больше абонентов, чем уходит.

Так, Константин Прокшин, руководитель департамента стратегических коммуникаций Tele2, сообщил, что компания не раскрывает подробную статистику по переходам ни в регионе, ни в стране в целом, но сообщил, что «в целом по России и в Татарстане, в частности, ежемесячное количество пришедших к нам абонентов превышает количество ушедших от нас».

Аналогичную информацию предоставила и руководитель бизнеса на массовом рынке компании «МегаФон» в Татарстане Наталия Сущенко: «Мы довольны результатами, которые есть на сегодняшний день на территории Татарстана, так как количество переходящих на «МегаФон» абонентов превышает количество тех, кто принимает решение перейти к другому оператору», — говорит она.

Также эта услуга оказалась привлекательной и для третьего опрошенного оператора. Инна Рыбина, старший менеджер по внешним коммуникациям Центрального региона ПАО «ВымпелКом», работающего в России под брендом «Билайн», заявляет: «ВымпелКом» уже давно фиксирует уверенный «плюс» по количеству переходов в свою сеть. Мы связываем это с ростом удовлетворенности клиентов нашими услугами — как качеством связи и прозрачными, понятными ценами на тарифы и услуги, так и удачными маркетинговыми акциями. Так, по состоянию на 32-ю неделю 2016 года количество абонентов, перешедших в нашу сеть от других операторов, в Республике Татарстан более, чем в 2 раза, превосходит тех, кто «портировался» от нас к другим операторам. Только с начала 2016 года портаций в нашу сеть в Казанском филиале ПАО «ВымпелКом» было осуществлено в 2,7 раза больше, нежели от нас».

Говорят о положительной динамике и представители еще одного оператора из «большой тройки» — «МТС». Екатерина Гаврилова, сотрудник пресс-службы «МТС» в Поволжье, сообщила, что «у нас положительный баланс по MNP, но это нишевая услуга».

Откуда же переходят со своим номером абоненты, если четыре из пяти татарстанских операторов сообщают, что у них пропорция положительная в сторону «приходящих»? Вывод сделать сложно — особенно учитывая, что основная доля пользователей сотовой связи распределена между указанными операторами.

Воспользовались 2% абонентов

Несмотря на положительную динамику, которую констатируют все опрошенные операторы, не все из них однозначно относятся к популярности услуги: скептическому отношению способствуют данные статистики. Константин Прокшин, руководитель департамента стратегических коммуникаций Tele2, говорит о невысокой популярности услуги: «Пока услугой воспользовались лишь несколько процентов от всех абонентов в России, но мы считаем, что она необходима, и с самого начала активно поддерживали ее внедрение».

Говорит о небольшой доле воспользовавшихся услугой переноса номера абонентов и Екатерина Гаврилова из «МТС»: «Количество абонентов, которые подключаются к операторам с помощью MNP, несравнимо с общим объемом подключений, которые производят операторы, просто продавая контракты, — это сотые доли процента от новых продаж. Мы не видим большого влияния MNP на структуру нашей абонентской базы».

Согласна с Гавриловой и представитель «МегаФона» в Татарстане Наталия Сущенко: «Если сравнивать количество новых подключений и количество пользователей, перешедших по MNP, доля вторых крайне незначительна. Статистика говорит сама за себя: из около 200 млн владельцев сим-карт на территории страны необходимость перехода к другому оператору возникла лишь у обладателей 6 млн почти за три года действия проекта», — говорит она.

Примерно такие же цифры приводит и Юлия Гараева, пресс-секретарь министерства информатизации и связи Татарстана. По ее словам, в Татарстане количество заявок на перенос номера составило около 136 тысяч, из них чуть меньше 71 тысячи номеров перенесены. «Таким образом, услугой переносимости номера в республике воспользовалось порядка 2% абонентов из общего числа», — констатирует Гараева.

Более оптимистичен представитель федерального ведомства. Дмитрий Захаров, представитель минсвязи России, сообщил следующие данные: «Могу сказать, что в 2016 году было примерно в два раза больше переносов, чем за аналогичные периоды прошлых лет. Можно констатировать, что услуга популярна, ее популярность растет».

Перенос номера не является затратным

Говоря про затраты операторов, все опрошенные эксперты приводят одни и те же цифры. Наталья Сущенко, руководитель бизнеса на массовом рынке компании «МегаФон» в Татарстане, не приводит конкретных данных, ограничиваясь информацией, что «масштабные затраты были понесены операторами на этапе подготовки и запуска проекта MNP, на текущем этапе предоставление услуги пользователям не является затратным».

Константин Прокшин, руководитель департамента стратегических коммуникаций Tele2, называет конкретные цифры: «По закону перенос номера стоит для абонента 100 рублей. Однако оператор не зарабатывает на этой услуге. Эти 100 рублей мы перечисляем на содержание базы данных переносимых номеров. Помимо этого, сейчас в большинстве наших регионов, в том числе в Татарстане, действует длительная акция, по которой переход к Tele2 со своим номером для абонентов совершенно бесплатен».

Такие же цифры приводит и Дмитрий Захаров из минсвязи России: «По поводу затрат для оператора — законом установлена стоимость переноса, она не должна превышать 100 рублей. Эти деньги оператору базы данных платит оператор-реципиент (тот, кто получает абонента от другого оператора). Это все расходы оператора. Из этой платы формируется определенное количество денег, которое получает оператор базы данных перенесенных номеров. Он на эти деньги обеспечивает функционирование базы. Излишки он отправляет в Фонд универсального обслуживания — наш отраслевой фонд».

Максим Матвеев

Новости партнеров