Новости раздела

Мощным автомобилям сделают скидку на ОСАГО

Минфин предлагает отказаться от повышающего коэффициента мощности двигателя, но эксперты считают, что ставки надо увеличивать, а не снижать

По данным минфина РФ, больший ущерб, наносимый в аварии мощными автомобилями, статистика не доказывает. Это позволяет отказаться от одного из пяти коэффициентов при расчете ОСАГО. Однако эксперты рынка воспринимают решение неоднозначно. Многие уверены, что ведомство обратилось не к тому коэффициенту, и предлагают пересмотреть и принципы расчета, и уровень других тарифов.

Минфин на стороне мощных автомобилей

Минфин РФ выступил с предложениями по реформе ОСАГО, среди которых предполагается разрешить оформлять полисы сразу на два—три года, отвязать цену страховки от мощности двигателя автомобиля, также увеличить сумму возмещения ущерба при оформлении ДТП с применением Европротокола (без вызова сотрудников полиции) до 100 тысяч рублей. Если к повышению суммы и к продлению срока действия полиса эксперты рынка относятся скептически, то отказ от повышающего коэффициента за мощность двигателя может произойти уже в ближайшее время.

Как рассказал замминистра финансов РФ Алексей Моисеев в эфире телеканала «Россия 1», статистика МВД показала, что прямой связи между мощностью двигателя и аварийностью нет.

Напомним, сейчас, помимо базового тарифа ОСАГО, имеется пять повышающих или понижающих коэффициентов: безаварийность, возраст и стаж, территориальный, нарушения ОСАГО и мощность двигателя. В последнем существуют шесть градаций. Для малолитражек действует понижающий коэффициент — 0,6. Для автомобилей с мощностью двигателя от 50 до 70 л.с. тариф остается базовым, а еще для четырех категорий повышается от 1,1 до 1,6 опять же в зависимости от «лошадиных сил».

«Социальный коэффициент» или справедливое решение?

Интересно, что среди самих страховщиков оказались как сторонники, так и противники нововведения.

— Когда вводилась эта тема коэффициентов, не было никакой статистики о том, как себя поведут машины в зависимости от мощности двигателя, — считает Рустэм Сабиров, президент Союза страховщиков Татарстана. — Существовало мнение, что чем мощнее автомобиль, тем больший ущерб он может нанести. На первый взгляд, казалось бы, в этом есть резон — одно дело, когда маленькая машина куда-то въезжает, и другое — въезжает большой, тяжелый автомобиль. Ущерб совершенно разный. Но сейчас, когда есть на руках данные, после 12 лет работы закона об ОСАГО получается совершенно обратная картина: большие, мощные машины покупают люди, как правило, состоявшиеся и за большие деньги. А наибольший ущерб наносят как раз автомобили маломощные, которые никому не жалко. Они достаются легко: пошел, оформил кредит, купил, через два года поменял — как перчатки для некоторых.

По мнению Сабирова, о нем можно говорить, как о социальном коэффициенте: «у тебя дорогая машина — больше плати». Однако, по его словам, опыт показывает, что машина с более мощным двигателем, на трассе имеет больше шансов уйти от столкновения, быстро выполнив маневр.

Тем не менее далеко не все страховщики согласны с таким мнением. «По большому счету, я не вижу никакого смысла убирать данный коэффициент, — считает Игорь Волчков, директор СПАО «Ингосстрах» в РТ.

— Сказать, что в нем нет смысла, я бы поостерегся — здесь совершенно неоднозначная ситуация. Я предполагаю, что за рубежом в данном коэффициенте возможно смысла нет, потому что отношение к машинам там несколько иное, чем у наших граждан. Можно сказать, что наибольшая аварийность на наших дорогах присуща машинам с низкой мощностью (старые машины, в основном отечественные), а также машинам с повышенной мощностью, на которых каждый мнит себя водителем «Формулы-1» как минимум. По моей статистике, несколько другой сегмент с более низкой убыточностью можно причислить к менее аварийным автомобилям».

Нелла Аксенова, руководитель «Зетта Страхование» в Казани, уверена, что старый тезис о мощных автомобилях, как наносящих больший урон, актуален: «Не могу сказать, что они не более аварийны. Чем мощнее автомобиль, тем повреждения больше, сила удара мощнее. Соответственно, и размер ущерба выше. Поэтому считаю, что нет смысла убирать повышающий коэффициент за мощность автомобиля».

Повысить ОСАГО для «аварийщиков» и жителей районов

В одном страховщики сходятся: тарифы ОСАГО требуется повышать, а не понижать. Возможно стоит это сделать за счет коэффициентов. Так, по мнению Аксеновой, необходимо пересмотреть принципы территориального коэффициента.

— У нас убыточность сегмента ОСАГО более 100%. Надо наоборот вводить повышающие коэффициенты. Их необходимо ввести в регионах, в районах. На сегодняшний день частота обращений по региону Татарстан значительно выше, чем в городе Казани. Казань у нас приравняли к Москве по коэффициенту. А надо вводить повышающие коэффициенты в районах. Мы знаем истории, когда многие имеют прописку в районе для того, чтобы меньше платить за полис ОСАГО. И это неправильно, потому что они ездят преимущественно в Казани, — уверяет Аксенова.

А по мнению Рустэма Сабирова, стоит изменить коэффициент за аварийность или безаварийность: «Вообще, была бы моя воля, я бы ввел обратный коэффициент, повышающий для аварийщиков».

Дмитрий Семягин, Лина Саримова

Новости партнеров