Новости раздела

Большое казанское велокольцо уперлось в бюрократию

ГИБДД увидело причину роста ДТП с двухколесным транспортом в отсутствии велодорожек

По данным ГИБДД, в Казани стабильно растет число велосипедных ДТП. Среди главных причин таких инцидентов ГАИ называет рост числа фанатов двухколесного транспорта с низкой правовой культурой и отсутствие столь желаемой горожанами дорожной велоструктуры. Планы по созданию большого велокольца, кажется, потонули в бюрократических каналах. Активисты уверены, что городским властям на реализацию проектов просто не хватает мотивации и приводят в пример Альметьевск.

Число ДТП с велосипедистами растет

ГИБДД бьет тревогу: количество ДТП с участием велосипедистов растет. За 7 месяцев 2016 года в Казани был зарегистрирован 31 наезд на велосипедиста, в результате которых один человек погиб и 30 получили травмы различной степени тяжести. За аналогичный период 2015 года на дорогах города произошел 21 наезд на двухколесный транспорт. При этом с начала года произошли 10 ДТП с участием детей-велосипедистов и одно происшествие с участием московской туристки.

Как рассказали «Реальному времени» в пресс-службе ГАИ Казани, рост ДТП связан не столько с низкой правовой культурой велосипедистов, сколько с отсутствием велодорожек: «В связи с тем, что для управления велосипедом не нужно иметь при себе водительское удостоверение, велосипедисты не проходят обучение в автошколах, да и сами не заглядывают в правила дорожного движения. Еще одним сопутствующим фактором наезда на велосипедистов является отсутствие обустроенных велодорожек».

В условиях велосипедного «бума», когда даже пенсионеры вновь осваивают «двухколесных друзей», ни дорожные обочины, ни тротуары просто не могут обеспечить безопасность ни самим велосипедистам, ни пешеходам. Не спасает даже то, что велосипедистам было разрешено ездить по автобусным линиям дорог.

Куда ушли проекты?

Отметим, что в городе на данный момент присутствует несколько велодорожек, например, пролегающее через ключевые туристические точки малое велокольцо в центре города, открытие которого состоялось в октябре 2015 года. Тогда же обещано было создание большого велокольца через озеро Кабан и деревню Универсиады. Однако проект не только не был претворен в жизнь, но даже и не подвергся серьезной проработке и не обсуждался с широкой общественностью, как это было заявлено ранее.

В начале нынешнего велосезона активисты провели акцию «404», в ходе которой пытались привлечь внимание к нехватке велопутей и велостоянок за пределами туристических маршрутов, но так и остались неуслышанными.

«Реальное время» попыталось выяснить судьбу большого велокольца в пресс-службе исполкома Казани. Несмотря на то, что, как признались в пресс-службе мэрии, вопрос по этой тематике активно задается различными органами, ответ на наш запрос спустя неделю так и остался в статусе обработки. С таким долгим молчанием живо перекликается комментарий Леонида Иванова, активного велосипедиста Казани и одного из проводников идеи создания большого велокольца: «Канал связи с мэрией у нас есть, хотя движется все медленно и иногда затухает».

Альметьевск укатали в велодорожки

В то же время активисты приводят в пример Альметьевск, который за это лето обзавелся сразу несколькими веломаршрутами. В мае этого года в Альметьевске началась массовая постройка велодорожек, в проектировании которых приняли участие датское бюро Copenhagenize и казанское велосообщество, в том числе и бизнесмен и основатель Центра велосипедной культуры Ильдус Янышев: «К ситуации с Альметьевском мы относимся с «белой» завистью, потому что мы сами принимали участие в разработке этой концепции и открытии первой велодорожки в мае. У местного главы муниципального образования — Айрата Ринатовича Хайруллина — очень сильная позиция: он сам ярый велосипедист и видит в этом не только спортивную, но транспортную и оздоровительную составляющие. В проект были вложены хороший бюджет и воля руководства — к сожалению, в России без этого ничего не происходит».

Отметим, что велопроект Альметьевска был запланирован и проведен в жизнь в весьма краткие сроки — сильный контраст с казанской ситуацией, когда в течение двух лет масштабные и ожидаемые проекты так и не достигают дорог.

Ильдус Янышев к ситуации в Альметьевске относится с «белой» завистью. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Активисты пытаются брать дело в свои руки

Активист велоклуба «Негонки» Фарид Ахметов также видит проблему в мотивации: «Проблема состоит в том, что мотивации мало: мы предлагаем решение, причем недорогое, оптимальное с точки зрения экологии, удобства и безопасности, но в ответ — никакого движения. Если предметно подойти, в течение трех лет можно устроить отличную велоструктуру по всему городу, что, кстати, сопутствует необходимому каждому городу рекреационному каркасу», — добавляет он.

«Негонки» предлагает новые маршруты для жителей города: «Сейчас мы ведем переговоры с КФУ — у них огромное количество объектов, преподаватели и студенты ходят пешком. Мы хотим ввести внутреннюю систему велопроката, чтобы в сезон с апреля по октябрь можно было использовать двухколесный транспорт», — рассказал Фарид Ахметов.

Также активистами решается и проблема низкой информированности велофанатов: «В следующем году мы хотим запустить интернет-приложение. Пока этот вопрос буксует, но мы полагаем, что городу нужна информационная база — люди зачастую не знают, с кем покататься, какой оптимальный и безопасный маршрут выбрать. Ведь основа всегда — информация. Можно создать кучу дорожек, но если люди о них не знают, толку нет».

Камилла Закирова

Новости партнеров