Новости раздела

Ильсур Сафиуллин: «Барышев только думает, что владеет майонезной фабрикой...»

Поиск лейбла «Национальная торговая марка» сравнили с ловлей покемонов

Сегодня в Казани открывается второй фестиваль-конкурс «Национальная торговая марка», направленный на популяризацию качественных отечественных продуктов. Как выяснилось, сейчас курс дан на развитие торговых связей между предпринимателями и крупными розничными сетями, а проведение фестиваля в этом ключе выглядит как возможность поближе познакомиться двум сторонам. На пресс-конференции в «Татар-информ», посвященной мероприятию, корреспондент «Реального времени» стал свидетелем того, как гендиректор РТ «Национальная торговая марка» Ильсур Сафиуллин ответил на критику Барышева и пояснил, почему татарстанский знак качества не популярен среди предпринимателей.

Конкурс на лучший каймак и казылык

С 29 по 30 июля в агропромышленном парке «Казань» в рамках акции «Покупай татарстанское» пройдет второй фестиваль-конкурс «Национальная торговая марка», на котором будут определены лучшие производители в номинациях: «Каймак», «Казылык», «Чак-чак» и «Открытие года». Всего заявлено 52 участника — это производители молочных, мясных, хлебобулочных изделий, рыбных деликатесов, промышленных товаров и сувенирной продукции. Продукция всех участников будет сертифицироваться на льготных условиях и продвигаться на внутреннем и внешнем рынке.

Победители конкурса получат возможность реализовать свою продукцию под брендом «Национальная торговая марка». Проведение этого фестиваля обошлось организаторам примерно в 180 тысяч рублей — средства взяты из своих источников, в том числе это спонсорская помощь. Для предпринимателей участие в фестивале с учетом аренды торгового места обходится в 2 тысячи рублей.

Как рассказал первый заместитель министра промышленности и торговли РТ Руслан Кабиров, в рамках фестиваля будет организована закупочная сессия с участием торговых сетей.

Заметим, за первое полугодие оборот розничной торговли в РТ составил 274 млрд рублей — это на 19% ниже соответствующего периода прошлого года.

«Барышев только думает, что владеет майонезной фабрикой…»

Целесообразность реализации программы «Национальная торговая марка» вызывает немало вопросов среди предпринимателей. Кроме того, в конце июня с серьезной депутатской критикой столкнулся законопроект о мерах по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции в РТ. Законопроект определяет порядок присвоения наименования знака «Национальная торговая марка» в целях идентификации качества и безопасности пищевой продукции, производимой и реализуемой на территории РТ. Проект был принят татарстанскими парламентариями в первом чтении, чем вызвал бурную реакцию гендиректора ЗАО «Эссен продакшн АГ» Леонида Барышева.

— Это абсолютно бесполезная трата и нашего времени, и тех ребят, которые это все писали, потому как это полностью дублирует федеральное законодательство, на которое вы ссылаетесь. Я предполагаю, что это борьба за какой-то новый бюджет, который будет осваиваться не знаю какими лицами, — высказался тогда предприниматель.

На пресс-конференции в «Татар-информ» журналисты не оставили эту тему в стороне и задали вопрос непосредственно генеральному директору РТ «Национальная торговая марка» Ильсуру Сафиуллину.

— Как показывает опыт, ни у одного, даже крупного ритейла нет входного контроля. Все верят в декларации по продукции, которые предоставляются в бумажном виде, то есть люди смотрят не на продукт, а на бумагу, — начал генеральный директор РТ «Национальная торговая марка». Спикер уверен, что нужно наладить контроль за реализацией продукции, при этом сертификация не обязательна — она будет осуществляться по собственному желанию предпринимателя.

Барышев, в свою очередь, по словам Сафиуллина, в принципе не против законопроекта и собирается вносить в него свои поправки. «Он меня спрашивает: для кого этот закон? Я говорю: для потребителей. Но конечно, он создает некоторые сложности для производителей», — продолжил спикер.

Говоря о торговле, Сафиуллин ранее привел в пример слова Маркса, который сказал, что булочник ошибается, когда думает, что он владеет булочной. Булочной владеет покупатель, который позволяет кормить себя булками. Вернулся к этому утверждению он позже, говоря о Леониде Барышеве.

— Как мы уже сказали ранее, главным является потребитель. Барышев только думает, что владеет майонезной фабрикой. Ею все-таки владеет покупатель, который позволяет ему продавать себе майонез.

Отвечая на вопрос «Реального времени», Сафиуллин рассказал, что сейчас на рассмотрении ГУП РТ «Национальная торговая марка» находятся сразу несколько заявок от Барышева на сертификацию его продукции.

Сейчас на рассмотрении ГУП РТ «Национальная торговая марка» находятся сразу несколько заявок от Леонида Барышева (на слева) на сертификацию его продукции. realnoevremya.ru/Лины Саримовой

Курс на крупные торговые сети

Чтобы облегчить заход средних и мелких производителей в крупные торговые сети, их стали объединять в один кооператив с единой этикеткой под эгидой «Национальной торговой марки». Сейчас, по словам Сафиуллина, помощь в выходе отечественным предпринимателям на прилавки крупных сетей является первостепенной задачей. Однако здесь среди проблем можно уже отметить низкое качество продукции.

— Качество продукции, к сожалению, начинает хромать, и мы пока не можем для массового присвоения этого знака найти такие предприятия, которые обеспечивали бы и объемы, и достаточное качество продукции, которое позволило бы конкурировать на рынке розничной торговли России.

В свою очередь, говоря о продукции на прилавках в магазинах, которая отмечена «Нашей торговой маркой», спикер показал журналистам, что хорошо осведомлен о новых трендах, а в частности, об американской игре дополненной реальности, которая сейчас захватила практически весь мир. Но перед этим он посетовал, что несмотря на сертификацию одного из наименований водки татарстанского производства, в магазинах заветного знака качества он не видит.

— Это, наверно, как сейчас модно говорить, — поиск покемонов. Ищите знак «Национальной торговой марки» на продуктах, которые сейчас есть в магазинах. Они, к сожалению, смешиваются: есть со знаком, есть без знака. Надо покупать со знаком.

Отвечая на вопрос «Реального времени» по поводу интереса предпринимателей к этой программе, Сафиуллин отметил, что он есть, но критерии отбора несколько завышены, и не все могут им соответствовать. В качестве примера он привел палку колбасы, информацию о которой человек не может прочитать даже в очках.

Столь небольшое количество сертифицированной продукции торговых марок он также объяснил тем, что, к примеру, закупив этикетки на продукцию на полгода, предприятие не может отказаться от них и напечатать новые.

«Свой продукт» остался в стороне

В апреле этого года также было анонсировано создание сети магазинов «Свой продукт» под эгидой «Национальной торговой марки». Однако на данный момент встретить это название в городе практически невозможно — за четыре месяца появилось всего 5 соответствующих магазинов, например, на улице Ново-Азинская, на Бутлерова, рядом с Ленинским садом. Предполагалось, что под вывеской «Свой продукт» будут работать обычные небольшие магазины, причем продаваемая продукция не обязательно должна быть с татарстанским знаком качества.

— Мы хотим, чтобы эти магазины не были такими убогими, чтобы они встали на другой уровень, но при этом действовали самостоятельно, — позже рассказал Сафиуллин «Реальному времени».

Однако сейчас реализация этого проекта не в приоритете — основной упор делается на налаживание сотрудничества с крупными торговыми сетями, что позволит реализовывать татарстанскую продукцию и в других регионах. На данный момент с «Ашаном», «Пятерочкой», «Метро» и «Светофором» планируется заключение протоколов о намерениях продвижения местных товаров.

Мария Горожанинова

Новости партнеров