Новости раздела

Устройства Силиконовой долины: победа софта над «железом», навигационные соцсети и опасные автомобили Tesla

Мир гаджетов в мекке высоких технологий. Часть 2: причины и тенденции развития

Устройства Силиконовой долины: победа софта над «железом», навигационные соцсети и опасные автомобили Tesla Фото: itc.ua

Колумнист «Реального времени» Александр Галкин, работающий в Силиконовой (Кремниевой) долине на Билла Гейтса, продолжает знакомить наших читателей с последними мировыми наработками IT-индустрии. В своей новой колонке он рассказывает о том, как софт отодвинул хард (аппаратное обеспечение) на второй план, какую революцию устроил iPhone и почему Uber и Waze стали суперпопулярными. Также он не обходит стороной проблему автопилотируемых машин, где первый блин вышел комом.

Девайсы «Агента 007» становятся реальностью

В предыдущей части я рассказал о новом бурно развивающемся направлении в бытовой электронике — о носимых устройствах (wearables). Во второй части я постараюсь сделать небольшой экскурс в историю развития техники, чтобы объяснить, почему бум таких устройств начался именно сейчас, хотя технически подобного рода устройство можно было производить уже довольно давно (вспомните старые фильмы о Джеймсе Бонде или «Приключения итальянцев в России»).

Бум этот связан с тремя вещами:

  1. смещение фокуса с самого оборудования в сторону программного обеспечения;
  2. глобальная доступность Интернета на довольно большой скорости за сравнительно небольшую стоимость (так что большинство может себе позволить такие тарифы);
  3. развитие технологий искусственного интеллекта.

Каждая из этих причин привела к развитию новых направлений в технике и к стремительному развитию компаний, которые оказались «в нужное время в нужном месте», каждый раз приводя к ротации популярных компаний и используемых технологий.

«За счет продажи лицензий на программное обеспечение Microsoft смогла вырасти из небольшого стартапа, занимавшегося распространением компилятора для языка программирования Бейсик (BASIC), до транснациональной компании». Фото businessinsider.com

Эволюция компьютеров: программное обеспечение побеждает железо

Когда компьютеры еще не были доступны практически любому и не были в каждом доме, лидерами на рынке были компании, производящие оборудование (Intel, IBM). При этом само оборудование стоило десятки и сотни тысяч долларов, в то время как стоимость программного обеспечения вообще не принималась в расчет.

Первым шагом в сторону ПО стало появление коммерческой операционной системы MS DOS, которую Microsoft разработала для нового компьютера компании IBM, названного IBM PC (Personal Computer) и представленного публике с новой операционной системой под названием IBM PC XT конце 1983 года. IBM была так уверена в важности «железной» части, что даже не позвала компанию Microsoft на публичную презентацию, и в документах называла ее не иначе как «подрядчик» (vendor). В то время компьютер продавался сразу «под ключ» и имел большинство программ в предустановленном виде, что входило (небольшой частью) в его стоимость. Для обновления программ и исправления ошибок предполагался один путь — полностью удалить старое программное обеспечение и поставить новое, что было зачастую практически невозможной задачей для рядового пользователя.

Последующие годы показали ошибочность такого мнения IBM. За счет продажи лицензий на программное обеспечение Microsoft смогла вырасти из небольшого стартапа, занимавшегося распространением компилятора для языка программирования Бейсик (BASIC), до транснациональной компании, операционная система (а затем и офисный пакет) которой использовалась на 95% всех персональных компьютеров в мире.

«Революцию в распространении программ произвел iPhone, который, кроме технических новинок и know-how, также принес нам понятия «приложение» (app сокращение от application небольшая программа для определенных целей) и «магазин приложений» (App Store), в котором эти приложения можно было купить». Фото xpcom.ru

Новое слово приложение (app)

Второй шаг стал возможен с развитием и повсеместным внедрением Интернета, благодаря чему компьютеры и различные устройства (в первую очередь телефоны и планшеты) в любой момент могли получить доступ к любым (доступным публично) ресурсам Интернета.

Постоянная связь с глобальной сетью — это не просто возможность в любой момент открыть страницу в Интернете или прочитать свои сообщения в соцсетях «ВКонтакте», «Одноклассники» или (для США) в Facebook. Интернет революционировал многие сферы деятельности и рынков, включая рынок программного обеспечения.

До Интернета продажа софта осуществлялась «классическим» способом в виде покупки лицензии и «носителя» (дискеты, картриджа, компакт- или DVD-диска), после чего софт устанавливался на компьютере или устройстве пользователя с носителя. Даже если программу можно было купить онлайн и скачать с сайта, то ее дальнейшая установка ничем не отличалась от того времени, когда программы распространялись на носителях информации и проблемы с установкой программы ложились на плечи пользователей и службы поддержки компаний по производству программ.

Революцию в распространении программ произвел iPhone, который, кроме технических новинок и know-how, также принес нам понятия «приложение» (app — сокращение от application — небольшая программа для определенных целей) и «магазин приложений» (App Store), в котором эти приложения можно было купить. В отличие от уже давно существующего к тому времени интернет-магазина той же компании Microsoft, Apple представил интеграцию магазина напрямую в операционную систему телефона, то есть после покупки приложения вся ответственность за скачивание, установку, а также удаление приложения полностью лежала на самом телефоне и его операционной системе, а не на разработчике приложения. Другими словами, после подтверждения факта покупки пользователь уже ничего не должен был делать для того, чтобы приложение стало ему доступно на его устройстве. Для этого приложение должно было быть специально подготовлено разработчиком для установки, то есть определенным образом упаковано, и к нему должен был быть добавлен сертификат: документ, описывающий, что нужно приложению для правильной установки и работы.

Именно эта инновация позволила Apple выбраться из глубокого кризиса и стать самой дорогой компанией в Кремниевой долине, «похоронив» устройства на Windows Mobile, которые до этого составляли около 70—80% от всех устройств.

«Благодаря постоянному соединению клиент видит все машины, которые доступны в его районе, может выбрать машину, какую хочет, и отслеживать ее прибытие в реальном времени». Фото 112.agency

Навигация XXI века

Постоянная связь — это не только возможность централизованно хранить информацию и передавать ее на устройства и компьютеры при необходимости (App Store), это еще и возможность получать данные с сенсоров устройств в реальном времени и, обрабатывая их, получать информацию, о которой раньше даже невозможно было мечтать.

Благодаря этому небольшой стартап под названием Uber, зародившись в Сан-Франциско в марте 2009 года, сумел за 7 лет вырасти до мультинациональной компании, которая полностью революционировала сферу малых пассажирских перевозок. Она всего лишь предоставила возможность владельцам мобильных телефонов, на которых установлено специальное приложение, регистрироваться в системе как водителям и заниматься перевозкой пассажиров, предлагая цены в 3-4 раза ниже, чем услуги коммерческого такси. Благодаря постоянному соединению клиент видит все машины, которые доступны в его районе, может выбрать машину, какую хочет, и отслеживать ее прибытие в реальном времени. Стоимость маршрута определяется системой, сумма снимается автоматически с кредитной карты пассажира, то есть между водителем и пассажиром не возникает никаких требующих регистрации финансовых отношений. Кроме того, многие предпочитают эту систему стандартному такси также в целях безопасности, ведь положение каждой машины, участвующей в проекте, отслеживается постоянно, и отмечается момент посадки и высадки пассажира.

Другой стартап из Израиля, известный под именем Waze, пошел еще дальше — он превратил поездку на автомобиле в единую социальную сеть. Зарегистрировавшись на сайте и скачав приложение, ты видишь всех остальных участников движения, установивших это приложение (если они не выбрали более строгие настройки приватности), и если ты видишь аварию, полицейского с радаром или просто стоишь в пробке, то ты можешь отмечать это в приложении одним-двумя касаниями, и эта информация используется приложением для оценки оптимального маршрута и объезда пробок.

Идея оказалась настолько популярной и успешной, что Google поспешила купить эту компанию в 2013 году, и теперь основное приложение Google для навигации, Google Maps, работает по очень похожему принципу: при помощи GPS датчика собирается информация о скорости каждого подключенного к системе пользователя, на основании чего в реальном времени строится глобальная карта пробок, а также используются системы машинного обучения и алгоритмы искусственного интеллекта для расчета оптимальных маршрутов (в первую очередь для принятия решения о необходимости объезда). Здесь работает система взаимной выгоды: чем больше людей пользуется системой, тем более точной она становится, и тем лучше она начинает рассчитывать маршруты и предсказывать возможные суточные и сезонные изменения в интенсивности трафика.

«Недавно случилась первая авария со смертельным исходом по вине автопилота: во Флориде автомобиль Tesla был подрезан фурой, и автопилот, предположительно неправильно приняв просвет под фурой за свободное пространство, попытался проехать в него. Эта ошибка стоила жизни водителю». Фото teslamotorsclub.com

Машины, управляемые компьютером

Рассказывая о навигации XXI века, нельзя обойти вниманием и такую (в настоящее время все еще находящуюся в стадии разработки) технологию, как машины, управляемые компьютером. Сейчас таких на дороге появляется все больше и больше, и если для полностью автоматических машин, разработкой которых занимается компания Google совместно с General Motors, еще нет разрешения, то, например, компания Tesla около года назад произвела апгрейд программного обеспечения своих электромашин и добавила туда опцию «Автопилот», позволяющую водителю передать контроль за управлением автомобиля искусственному интеллекту и расслабиться, но при этом сохраняя возможность в любой момент нажать на тормоз или повернуть руль.

И вот недавно случилась первая авария со смертельным исходом по вине автопилота: во Флориде автомобиль Tesla был подрезан фурой, и автопилот, предположительно неправильно приняв просвет под фурой за свободное пространство, попытался проехать в него. Эта ошибка стоила жизни водителю — энтузиасту электромобилей Джошуа Брауну, которому по иронии судьбы в очень похожей ситуации в прошлый раз как раз автопилот помог предупредить столкновение.

Вот так может быть опасен искусственный интеллект! В следующий раз мы подробно поговорим о нем, о роботах-юристах и электронных помощниках.

Александр Галкин
Справка

Галкин Александр Владимирович — инженер-разработчик в компании Microsoft; администратор и бюрократ «Википедии» на языке эсперанто; полиглот.

  • Родился 26 февраля 1979 года в Казани.
  • В 1996 году окончил с золотой медалью казанскую гимназию №102.
  • В 2002 году с красным дипломом окончил педиатрический факультет Казанского государственного медицинского университета.
  • С 2002 по 2005 годы работал в Институте нейробиологии в Берлине.
  • В 2012 году окончил Технический университет Гамбурга.
  • С 2013 года работает в компании Microsoft инженером (Software Development Engineer) в подразделении поисковика Bing. Офис расположен в Sunnyvale, Калифорния.
  • Свободно владеет русским, татарским, английским, немецким, французским и эсперанто. Также разговаривает на итальянском и испанском языках.
  • Автор статей на различные темы на habrahabr.ru, geektimes.ru, pikabu.ru. Колумнист «Реального времени».

комментарии 22

комментарии

  • Анонимно 02 июл
    Интересно было бы почитать как вы стали тем, кем стали
    Ответить
    Alexander Galkin 04 июл
    Ну об этом можно почитать в моем частном блоге, например вот здесь:

    http://pikabu.ru/tag/%EF%E5%E4%E8%E0%F2%F0-%EF%F0%EE%E3%F0%E0%EC%EC%E8%F1%F2/hot

    Прокрутите до конца и читайте с самого нижнего поста (он -- самый первый).
    Ответить
  • Анонимно 02 июл
    Кайфово там жить! Я бы хотел, и пользоваться всякими штучками-игрушками тоже)
    Ответить
    Alexander Galkin 04 июл
    Главное -- поставить перед собой цель, а дальше -- все возможно.
    Ответить
  • Анонимно 02 июл
    РВ , а почему вы кремниевую долину силиконовой называете? Плохой английский? Не видите разницу между двумя словами на чужом языке?
    Ответить
    Alexander Galkin 04 июл
    Это долгие дебаты, как ее правильно называть по-русски. Википедия, к примеру, считает что перевод "силиконовая долина" более верен, так как он более принят в русском языке. Говорим же мы Эйнштейн вместо "Айнштайн", Альцгеймер вместо "Альцхаймер" и прочее. Тут можно долго ломать копья :) Я стараюсь использовать в своих текстах только выражение "кремниевая долина", хотя она уже скорее "дигитальная", чем кремниевая :)
    Ответить
    Анонимно 04 июл
    Это два разных слова: silicon [ˈsɪlɪkən] (кремний) и silicone [sɪlɪˈkəʊn] (силикон).
    Представьте, что вы супруге решили проапгрейдить грудь, вы также будет считать, что между кремнием и силиконом разницы нет?
    Ответить
    Анонимно 04 июл
    В официальном употреблении это место называется Силиконовая. В "народном" - Кремниевая. Второй вариант стал особо популярен после выхода сериала "Кремниевая долина".
    В русском языке не всегда делается прямой перевод с оригинала. Например, мы не знаем города Новый Йорк, а Нью-Йорк известен всем. Или тот же город Святого Франциска кто знает? А вот о Сан-Франциско слышали все.
    Прежде чем умничать и возмущаться, лучше б изучили сначала вопрос, чтоб не казаться невеждой.
    Ответить
  • Анонимно 02 июл
    я бы в такой напичканной машине просто ушел в другую реальность, даже ехать не надо, просто сиди и смотри))
    Ответить
    Alexander Galkin 04 июл
    Ну на это и расчитано :)
    Ответить
  • Анонимно 02 июл
    хочу скорее узнать о роботах-юристах
    Ответить
    Alexander Galkin 04 июл
    Осталось меньше недели! :)
    Ответить
  • Анонимно 02 июл
    Надо же, как всё меняется, какие метаморфозы происходят..
    Ответить
  • Анонимно 02 июл
    Жаль этого энтузиаста электромобилей(( но не зря он прожил свою жизнь
    Ответить
    Alexander Galkin 04 июл
    Ну своей жизнью он точно поможет улучшить безопасность этих автомобилей, так что прожил точно не зря!
    Ответить
  • Анонимно 03 июл
    Скоро весь мир будет кататься на ладе, сегодня американский президент катается на американской машине, канцлер Германии на мерседесе. да, у нас кругом импортозамещение, но пока что Путин катается тоже на Мерсе, но ничего, у нас бурно развивающаяся страна и скоро все лидеры пересядут на Ладу(благодаря тому что туда вольют ещё кучу наших гос миллиардов и это конечно всё будет не в пустую). Этот гниющий Запад скоро рухнет, они все глупые, ничего не понимают и все их идеи технологии это ничто по сравнению с нашим патриотизмом. И правильно делают наши центральные СМИ что 10 из 10 новостей про Запад говорят только плохие вещи, а то если что-то хорошее про них говорить, некоторые могут подумать что у них что-то лучше, а это совсем не патриотично. Всем желают держаться и здоровья.
    Ответить
  • Анонимно 03 июл
    В шахматах робот уже превзошёл человека. Думаю есть камеры, которые различают цвета лучше чем человек. Западным компаниям есть куда стремиться.
    Ответить
    Alexander Galkin 04 июл
    Робот превосходит человека там, где возможное число решений ограничено в момент времени (как в играх, которые имеют свои правила и прочее). В реальной жизни, во время движения автомобиля выбор не ограничен, более того, роботу доступно только часть информации о мире и траффике (та, что он получает через свои сенсоры + интернет). Это уже совершенно другая задача -- принятие решение в ограниченное время на неполных данных. Такого роботы еще не научились, но, возможно, и это смогут осилить :)
    Ответить
    Анонимно 04 июл
    очень на это надеюсь
    Ответить
  • Анонимно 04 июл
    Александр, а вы правда знаете татарский язык? А башкирский, казахский или турецкий не пробовали учить? Или украинский?
    Ответить
    Александр Галкин 06 июл
    Я наполовину татарин, и знаю его, конечно, не в том объеме, как русский, но объясниться могу, без проблем смотрел татарские сериалы типа "Адашкан мяхяббят" и "Мяхяббятта гонах юк", также без проблем ходил на молодежные спектакли в Г. Камала (типа "Жянкисяккяем"). Но классику Тукая ("Зянгяр шял" и прочее) понимаю плохо. Плюс очень неграмотно пишу (выучил язык на слух, никогда его не учил официально).

    Турецкий пробовал, но дальше 5 уроков не продвинулся. Но надо бы заняться -- интересный язык, много литературы.

    Украинский - у меня жена наполовину украинка, так что это один из языков нашего быта. Но я на нем не говорю, хотя пассивно вроде понимаю, когда литературность не зашкаливает. :)
    Ответить
    Анонимно 08 июл
    попробуйте арабский. очень увлекательный язык. особенно словообразование (сарф). кроме того, станет понятным, откуда многие татарские слова произошли (включая упоминавшееся вами "мухаббат" и др.)
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров