Устройства Силиконовой долины: победа софта над «железом», навигационные соцсети и опасные автомобили Tesla
Мир гаджетов в мекке высоких технологий. Часть 2: причины и тенденции развития
Колумнист «Реального времени» Александр Галкин, работающий в Силиконовой (Кремниевой) долине на Билла Гейтса, продолжает знакомить наших читателей с последними мировыми наработками IT-индустрии. В своей новой колонке он рассказывает о том, как софт отодвинул хард (аппаратное обеспечение) на второй план, какую революцию устроил iPhone и почему Uber и Waze стали суперпопулярными. Также он не обходит стороной проблему автопилотируемых машин, где первый блин вышел комом.
Девайсы «Агента 007» становятся реальностью
В предыдущей части я рассказал о новом бурно развивающемся направлении в бытовой электронике — о носимых устройствах (wearables). Во второй части я постараюсь сделать небольшой экскурс в историю развития техники, чтобы объяснить, почему бум таких устройств начался именно сейчас, хотя технически подобного рода устройство можно было производить уже довольно давно (вспомните старые фильмы о Джеймсе Бонде или «Приключения итальянцев в России»).
Бум этот связан с тремя вещами:
- смещение фокуса с самого оборудования в сторону программного обеспечения;
- глобальная доступность Интернета на довольно большой скорости за сравнительно небольшую стоимость (так что большинство может себе позволить такие тарифы);
- развитие технологий искусственного интеллекта.
Каждая из этих причин привела к развитию новых направлений в технике и к стремительному развитию компаний, которые оказались «в нужное время в нужном месте», каждый раз приводя к ротации популярных компаний и используемых технологий.
«За счет продажи лицензий на программное обеспечение Microsoft смогла вырасти из небольшого стартапа, занимавшегося распространением компилятора для языка программирования Бейсик (BASIC), до транснациональной компании». Фото businessinsider.com
Эволюция компьютеров: программное обеспечение побеждает железо
Когда компьютеры еще не были доступны практически любому и не были в каждом доме, лидерами на рынке были компании, производящие оборудование (Intel, IBM). При этом само оборудование стоило десятки и сотни тысяч долларов, в то время как стоимость программного обеспечения вообще не принималась в расчет.
Первым шагом в сторону ПО стало появление коммерческой операционной системы MS DOS, которую Microsoft разработала для нового компьютера компании IBM, названного IBM PC (Personal Computer) и представленного публике с новой операционной системой под названием IBM PC XT конце 1983 года. IBM была так уверена в важности «железной» части, что даже не позвала компанию Microsoft на публичную презентацию, и в документах называла ее не иначе как «подрядчик» (vendor). В то время компьютер продавался сразу «под ключ» и имел большинство программ в предустановленном виде, что входило (небольшой частью) в его стоимость. Для обновления программ и исправления ошибок предполагался один путь — полностью удалить старое программное обеспечение и поставить новое, что было зачастую практически невозможной задачей для рядового пользователя.
Последующие годы показали ошибочность такого мнения IBM. За счет продажи лицензий на программное обеспечение Microsoft смогла вырасти из небольшого стартапа, занимавшегося распространением компилятора для языка программирования Бейсик (BASIC), до транснациональной компании, операционная система (а затем и офисный пакет) которой использовалась на 95% всех персональных компьютеров в мире.
«Революцию в распространении программ произвел iPhone, который, кроме технических новинок и know-how, также принес нам понятия «приложение» (app — сокращение от application — небольшая программа для определенных целей) и «магазин приложений» (App Store), в котором эти приложения можно было купить». Фото xpcom.ru
Новое слово — приложение (app)
Второй шаг стал возможен с развитием и повсеместным внедрением Интернета, благодаря чему компьютеры и различные устройства (в первую очередь телефоны и планшеты) в любой момент могли получить доступ к любым (доступным публично) ресурсам Интернета.
Постоянная связь с глобальной сетью — это не просто возможность в любой момент открыть страницу в Интернете или прочитать свои сообщения в соцсетях «ВКонтакте», «Одноклассники» или (для США) в Facebook. Интернет революционировал многие сферы деятельности и рынков, включая рынок программного обеспечения.
До Интернета продажа софта осуществлялась «классическим» способом в виде покупки лицензии и «носителя» (дискеты, картриджа, компакт- или DVD-диска), после чего софт устанавливался на компьютере или устройстве пользователя с носителя. Даже если программу можно было купить онлайн и скачать с сайта, то ее дальнейшая установка ничем не отличалась от того времени, когда программы распространялись на носителях информации и проблемы с установкой программы ложились на плечи пользователей и службы поддержки компаний по производству программ.
Революцию в распространении программ произвел iPhone, который, кроме технических новинок и know-how, также принес нам понятия «приложение» (app — сокращение от application — небольшая программа для определенных целей) и «магазин приложений» (App Store), в котором эти приложения можно было купить. В отличие от уже давно существующего к тому времени интернет-магазина той же компании Microsoft, Apple представил интеграцию магазина напрямую в операционную систему телефона, то есть после покупки приложения вся ответственность за скачивание, установку, а также удаление приложения полностью лежала на самом телефоне и его операционной системе, а не на разработчике приложения. Другими словами, после подтверждения факта покупки пользователь уже ничего не должен был делать для того, чтобы приложение стало ему доступно на его устройстве. Для этого приложение должно было быть специально подготовлено разработчиком для установки, то есть определенным образом упаковано, и к нему должен был быть добавлен сертификат: документ, описывающий, что нужно приложению для правильной установки и работы.
Именно эта инновация позволила Apple выбраться из глубокого кризиса и стать самой дорогой компанией в Кремниевой долине, «похоронив» устройства на Windows Mobile, которые до этого составляли около 70—80% от всех устройств.
«Благодаря постоянному соединению клиент видит все машины, которые доступны в его районе, может выбрать машину, какую хочет, и отслеживать ее прибытие в реальном времени». Фото 112.agency
Навигация XXI века
Постоянная связь — это не только возможность централизованно хранить информацию и передавать ее на устройства и компьютеры при необходимости (App Store), это еще и возможность получать данные с сенсоров устройств в реальном времени и, обрабатывая их, получать информацию, о которой раньше даже невозможно было мечтать.
Благодаря этому небольшой стартап под названием Uber, зародившись в Сан-Франциско в марте 2009 года, сумел за 7 лет вырасти до мультинациональной компании, которая полностью революционировала сферу малых пассажирских перевозок. Она всего лишь предоставила возможность владельцам мобильных телефонов, на которых установлено специальное приложение, регистрироваться в системе как водителям и заниматься перевозкой пассажиров, предлагая цены в 3-4 раза ниже, чем услуги коммерческого такси. Благодаря постоянному соединению клиент видит все машины, которые доступны в его районе, может выбрать машину, какую хочет, и отслеживать ее прибытие в реальном времени. Стоимость маршрута определяется системой, сумма снимается автоматически с кредитной карты пассажира, то есть между водителем и пассажиром не возникает никаких требующих регистрации финансовых отношений. Кроме того, многие предпочитают эту систему стандартному такси также в целях безопасности, ведь положение каждой машины, участвующей в проекте, отслеживается постоянно, и отмечается момент посадки и высадки пассажира.
Другой стартап из Израиля, известный под именем Waze, пошел еще дальше — он превратил поездку на автомобиле в единую социальную сеть. Зарегистрировавшись на сайте и скачав приложение, ты видишь всех остальных участников движения, установивших это приложение (если они не выбрали более строгие настройки приватности), и если ты видишь аварию, полицейского с радаром или просто стоишь в пробке, то ты можешь отмечать это в приложении одним-двумя касаниями, и эта информация используется приложением для оценки оптимального маршрута и объезда пробок.
Идея оказалась настолько популярной и успешной, что Google поспешила купить эту компанию в 2013 году, и теперь основное приложение Google для навигации, Google Maps, работает по очень похожему принципу: при помощи GPS датчика собирается информация о скорости каждого подключенного к системе пользователя, на основании чего в реальном времени строится глобальная карта пробок, а также используются системы машинного обучения и алгоритмы искусственного интеллекта для расчета оптимальных маршрутов (в первую очередь для принятия решения о необходимости объезда). Здесь работает система взаимной выгоды: чем больше людей пользуется системой, тем более точной она становится, и тем лучше она начинает рассчитывать маршруты и предсказывать возможные суточные и сезонные изменения в интенсивности трафика.
«Недавно случилась первая авария со смертельным исходом по вине автопилота: во Флориде автомобиль Tesla был подрезан фурой, и автопилот, предположительно неправильно приняв просвет под фурой за свободное пространство, попытался проехать в него. Эта ошибка стоила жизни водителю». Фото teslamotorsclub.com
Машины, управляемые компьютером
Рассказывая о навигации XXI века, нельзя обойти вниманием и такую (в настоящее время все еще находящуюся в стадии разработки) технологию, как машины, управляемые компьютером. Сейчас таких на дороге появляется все больше и больше, и если для полностью автоматических машин, разработкой которых занимается компания Google совместно с General Motors, еще нет разрешения, то, например, компания Tesla около года назад произвела апгрейд программного обеспечения своих электромашин и добавила туда опцию «Автопилот», позволяющую водителю передать контроль за управлением автомобиля искусственному интеллекту и расслабиться, но при этом сохраняя возможность в любой момент нажать на тормоз или повернуть руль.
И вот недавно случилась первая авария со смертельным исходом по вине автопилота: во Флориде автомобиль Tesla был подрезан фурой, и автопилот, предположительно неправильно приняв просвет под фурой за свободное пространство, попытался проехать в него. Эта ошибка стоила жизни водителю — энтузиасту электромобилей Джошуа Брауну, которому по иронии судьбы в очень похожей ситуации в прошлый раз как раз автопилот помог предупредить столкновение.
Вот так может быть опасен искусственный интеллект! В следующий раз мы подробно поговорим о нем, о роботах-юристах и электронных помощниках.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Галкин Александр Владимирович — инженер-разработчик в компании Microsoft; администратор и бюрократ «Википедии» на языке эсперанто; полиглот.
- Родился 26 февраля 1979 года в Казани.
- В 1996 году окончил с золотой медалью казанскую гимназию №102.
- В 2002 году с красным дипломом окончил педиатрический факультет Казанского государственного медицинского университета.
- С 2002 по 2005 годы работал в Институте нейробиологии в Берлине.
- В 2012 году окончил Технический университет Гамбурга.
- С 2013 года работает в компании Microsoft инженером (Software Development Engineer) в подразделении поисковика Bing. Офис расположен в Sunnyvale, Калифорния.
- Свободно владеет русским, татарским, английским, немецким, французским и эсперанто. Также разговаривает на итальянском и испанском языках.
- Автор статей на различные темы на habrahabr.ru, geektimes.ru, pikabu.ru. Колумнист «Реального времени».