Новости раздела

«В странах с такими конфессиями, как православие, ислам, уровень коррупции выше…»

Влияние культуры на уровень коррупции

Появившиеся в интернет-газете «Реальное время» колонки об истоках коррупции в России, в том числе в Казани, не оставили равнодушными и историка Ленара Зайнуллина. Однако казанский исследователь рассматривает эту российскую «болезнь» не сквозь призму экономики и политики, а под социально-культурологическим углом. В частности, он приходит к выводу, что в странах, где развиты протестантские церкви, уровень коррупции значительно ниже, чем в православном обществе или исламском мире.

Три подхода к коррупции

Большинство предложенных объяснений коррупции являются политическими или экономическими, а культурные особенности коррупционного поведения изучены мало. В связи с этим предлагаю более подробно разобраться с этим фрагментом нашей с вами жизни. На основании научных трудов, анализа статистических данных и публицистических заметок можно выделить три основных мотива переплетения мыслей, которые связывают понятия коррупции и культуры.

Согласно первому из них, сама коррупция является культурой — деловой или организационной. Представители такого подхода определяют культуру коррупции как организационную культуру, характеризующуюся цинизмом и утратой здравого смысла. Некоторые черты коррупционной культуры характерны, видимо, для большинства российских государственных учреждений, особенно низшего эшелона власти. Характерно, например, что 40% опрошенных государственных служащих Нижнего Новгорода сами же отмечают такие черты местной администрации, как взяточничество (41,7%) и бюрократизм (44,4%).

Второй подход восходит к основным функциям, которые формируются в силу новых систем норм и ценностей. В его рамках коррупция — это временное состояние, дисфункция в культуре. Все это появляется благодаря тому, что большая часть населения не имеет гражданской культуры. Почему это стало возможным? Ответ оказался довольно-таки интересным: для начала превозносились материальные ценности для всего общества, а возможности были только у определенной прослойки людей. С этой точки зрения, пропаганда предприимчивости (бизнеса) среди госслужащих была не актуальна и не модна.

В рамках третьего подхода коррупция трактуется не как временное, болезненное состояние, а как явление, постоянно воспроизводимое культурной традицией, опирающееся на постоянные, устойчивые черты национальной культуры. Этот взгляд стал возможен в 1970-е годы благодаря открытию сначала в странах третьего мира, а затем и в государствах Запада неформальной экономики, тесно связанной с местными обычаями и ценностями (исследования К. Харта). В своих попытках выявить влияние культуры на уровень коррупции исследователи стали прибегать к тем измерениям культуры.

Подарок начальству — элемент культуры

Благодаря этим наблюдениям, зародилось предположение о том, что на уровень коррупции в республиках бывшего СССР влияли присущие им культурные различия: поведение, связанное с важностью семейных связей на территории Кавказа, традиция делать подарки в среднеазиатских республиках.

В. Арунтанес и другие исследователи отмечают связь между подношением подарков как нормой деловых отношений и высокой долей контекста культуры. В этих странах значительная часть коммуникации протекает на невербальном уровне, а успех в переговорах зависит в большей степени от дружеских отношений и доверия сторон друг к другу, чем от положений, явно сформулированных в контракте.

Наоборот, в низкоконтекстных культурах люди не склонны давать взаймы и не любят быть кому-то обязанными, в бизнесе они опираются на формальные отношения, законы и четко сформулированные положения контракта, отдавая предпочтение краткосрочным сделкам (культуры США, Германии и Швейцарии). Высококонтекстными являются культуры японцев, арабов и средиземноморцев (итальянская, испанская, турецкая), с точки зрения которых дарение подарков — необходимое условие надежных деловых отношений.

Религиозный фактор: протестантизм против коррупции

Другим культурным фактором коррупции является религия. В этом отношении удалось выяснить связь иерархии религии в обществе с уровнем коррупции. Современный анализ показал, что католичество, православие, ислам более подвержены коррупции, чем страны, где иерархия религии намного меньше (протестантизм). В дальнейшем эти результаты были подтверждены на выборке из 114 государств. В другом исследовании было установлено, что в странах с такими религиями и конфессиями, как католицизм, православие, ислам, буддизм и индуизм, уровень коррупции выше, чем в странах с племенными религиями и реформированным христианством (протестантизм и англиканство).

После советского периода одним из исследований такого рода стала «Теневая Россия» И. Клямкина и Л. Тимофеева, где отмечается, что в России предубежденно-подозрительное отношение к теневому экономическому поведению сменяется чувством понимания и солидарности. Подавляющее большинство россиян (86%) считает проблему борьбы с теневой экономикой и коррупцией или самой важной, или одной из важнейших, однако почти у 40% сохраняется положительное или нейтральное отношение к прямому или косвенному участию в теневой практике.

Таким образом, для борьбы с коррупцией недостаточно решения экономических проблем, укрепления надзирающих органов, введения драконовских законов. Необходимо комплексное изучение ценностей массового сознания данного общества, которые делают законным неформальное экономическое поведение. Все это даст возможность самим людям осознать свою проблему, что, без сомнений, будет являться одним из лучших инструментов в борьбе против коррупции.

Ленар Зайнуллин

Новости партнеров