Новости раздела

На «Наурузе» прокатилось черное колесо

Дважды за дни образовательного международного форума «Науруз», который проходит сейчас в Казани, зрители в ТГАТ им. Г. Камала аплодировали стоя. Оба раза это было после спектакля Национального театра из Будапешта «Бич Божий». Постановку Аттилы Виднянского посмотрела корреспондент «Реального времени».

Огонь и пыль

На «Бич Божий» в зал пускали за пять минут до начала спектакля. Занавес в большом зале театра закрыт, билетеры вежливо распределяют поток зрителей направо и налево. Там, за занавесом, на большой сцене, и происходит действо. А занавес отделяет нас от пустых кресел зала.

Аттила Виднянский отказывается от привычного «театра куба» и ставит спектакль в «театре сферы». То есть зрительские ряды практически «обнимают» центр сцены, действие же разворачивается посередине.

Центр его — огромное колесо, и вот нам уже предложена первая метафора. То ли колесо фортуны, то ли жернов, который перемалывает не только отдельного человека, но и целые народы. В дальнейшем метафор, пробуждающих ассоциативный ряд у зрителей, будет все больше и больше.

Когда мы входим в зал и рассаживаемся по своим местам, невольно делаем это в тишине, потому что, хотя еще не отзвенели все звонки, спектакль вроде бы уже начался. Актер вращает круг, актриса в странной этнической одежде время от времени ударяет в деревянный бубен и гортанным голосом припевает несколько слогов. Потом ее странное пение будет сопровождать весь спектакль.

В постановку, в которой, как в фольклорном обряде, будет гореть жертвенный огонь в чашах, будет лететь пыль, звуки топота многотысячной конницы сотрясут зал и заглушат голоса актеров, а сок из настоящих огромных гранатов разольется по «языку»-дорожке (и это будет еще одна метафора: сок граната — это кровь), «входишь» постепенно.

Она словно вырастает из кажущегося, на первый взгляд, хаоса и обретает вполне четкие смысловые границы. Как бывает в эпосе, когда идет зачин, и только после него начинаешь понимать суть и словно обретать зрение.

Вообще, связь с фольклором, с мифологией и таинственным народным подсознанием — одна из черт «Бича Божьего», хотя герои его разговаривают на вполне современном языке и костюмы для персонажей в смысле принадлежности к эпохе выбраны нарочито эклектичные. Но одна из многих тем спектакля, перенасыщенного смыслами, — столкновение двух культур, когда одна старается поглотить другую.

Любовь и кровь

Спектакль Аттилы Виднянского о его тезке — предводителе гуннов Аттиле, который, по легенде, был заколот одной из его жен. «Бич Божий» — так называли Аттилу католики, говоря о том, что он варвар и его полчища посланы на землю как наказание Божье за то, что люди мало верят во Всевышнего. Но спектакль Виднянского не только и не столько любовная история.

В ней есть страсть и предательство, коварство и заговор, преданность и хитрость. Главное — есть желание отстоять свою нацию, свою веру, свою культуру. Даже ценой собственной жизни.

Столкновение востока и запада, которым «вместе не бывать», последствия такой безжалостной войны, ее влияние на судьбы конкретных людей и целых народов — вот что исследует режиссер. Империя реального Аттилы простиралась от Дуная до Волги. Любопытно, что некоторые исследователи полагают, что имя его было производным от «Итиль», одного из названий Волги. Аттила, как свидетельствуют историки, был жесток и добродушен одновременно.

Аттила в спектакле Виднянского необычайно силен и брутален. Его возлюбленная пленная княжна — хрупка и нежна, но есть в ней внутренняя стойкость. Они как символы двух миров, двух культур, двух философий. Европа не растворилась в полчищах гуннов и выстояла, но именно гунны сделали католический мир сильным и способным к сопротивлению.

В финале круглое колесо застилают красной тканью — оно превращается в брачное ложе; затем мы понимаем, что перед нами потоки крови Аттилы. История любви-ненависти завершилась, но неудобный, сделанный из корявых веток, похожих на изогнутые пальцы, трон Аттилы был пустым недолго: его тут же занял новый правитель. Историю нельзя остановить. Времена не выбирают. Кому уж какое достанется.

Татьяна Мамаева, фото vk.com

Новости партнеров