Новости раздела

В Казани дали возможность высказаться зодчим-художникам

В Казани дали возможность высказаться зодчим-художникам
«Каталог вероятных объектов» Арсения Леоновича.. Фото: Радиф Кашапов

В первый день саммита БРИКС в Казани галерея Belova Art Gallery открыла сразу две выставки, на которых свои работы представили архитекторы, которые также являются художниками или наоборот. В одном из домов на пустынной улице Кремлевской посетители экспозиции могли оценить графику, живопись, скульптуру и керамику.

«Параллелепипед на ножках»

— Нам было очень интересно поработать с этой темой, поскольку мы в силу происхождения нашей галереи часто пересекаемся с архитекторами и дизайнерами, — пояснила задумку искусствовед Луиза Низамова. — Нам всегда был интересен феномен художника, который пришел из архитектуры в искусство или наоборот.

«Каталог вероятных объектов» Арсения Леоновича — причудливые упражнения в геометрии в разных техниках. На первой выставке, помимо графики, деревянной (довольно масштабной) скульптуры и керамики, можно было увидеть картотеки (фанера, перфокарты, тушь). Всего — 44 объекта. В последних некоторые картины дополнялись названиями книг, кстати, вполне реальных.

Арсений Леонович называл эти объекты «яцеками». Яцек — это «параллелепипед на ножках, некий собирательный образ сточено-балочной системы, стилизованный дольмен». Эту базовую форму автор искажает, наращивает этажи, добавляет опоры и наросты. В какой-то момент керамика заменяется на «лего», а потом скульптуры уступают место чайничкам. Задача зрителя — подключив воображение, самому определить предназначение каждой модели: «Неизвестно, из какой параллельной вселенной или с какой планеты эти предметы и персонажи. Быть может, они всегда были частью нашего мира или же существуют за его пределами».

Прообразами яцека Леонович называет, к примеру, виллу Савой в предместьях Парижа, а также памятники модернизма. Видит автор яцека и наверху ленинского мавзолея, и в греческом Парфеноне. Название пришло к художнику из детства в Дубне, где он родился и общался с семьями физиков-ядерщиков, в одной из которых были два Яцека — отец и сын.

Леонович окончил Московский архитектурный институт, стажировался в Нидерландах, с 2000 года работает в основанном с Никитой Токаревым из архитектурного бюро Panacom.

— Это история, которая длится с позднего детства, с 90-х, с появления мифического персонажа, — объяснял Леонович. — Сначала не придаешь ему значения, а потом он сам тебя настигает. История с яцеком — крайне важный, эпохальный момент, когда ты признаешься себе, что есть некто, твое альтер-эго, которое присутствует в твоей жизни. И ты должен дать волю ему двигаться. И тогда мифология, как паззл, начинает закрывать все те вопросы, которые были невысказанными.

Одна из карточек Леоновича. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

Чем человек отличается от животного

Интересно, что визуально две выставки не были резко разделены, так что зритель получал некое общее представление о всех пяти художниках. Вторая выставка — «Двойная природа. Архитекторы в искусстве», собрала работы четырех авторов. На первом этаже разместились графика и эскизы Александра Лопаткина. Он из Полоцка, учился в институте имени Репина, а в Казани участвовал в проектировании Национального музея РТ, интерьеров Госсовета, кабмина, Дома-музея Ленина. По воле кураторов в экспозиции объединились его графические работы («Структуры», «Органоиды», «Морские глубины»), которые соседствовали с двумя нереализованными проектами (это так называемая «бумажная архитектура): развлекательный комплекс «Верхний Услон» и астропарк в обсерватории имени Энгельгардта.

— Чем человек отличается от животного — тем, что он может абстрагироваться, — рассуждал Лопаткин, одобряя кураторский замысел.

Верхний Услон в версии Александра Лопаткина. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

Истуканы и монеты

Катерина Конюхова и Настя Мороз, известные также как арт-группа «Замороженная конина», также проявляли себя по-разному. Конюхова предоставила несколько абстрактных живописных картин. Мороз (с Аллой Медовой, Диной Терентьевой и Татьяной Силантьевой) — нескольких «Истуканов», состоящих из камней, шамота, оксида, глазури, ручного труда и уверенности в себе. На потолке незаметно примостились ее ульи. А в углу телевизор демонстрировал, как «Замороженная конина» занимается паблик-артом в «Меге» (там функциональность малых архитектурных форм совмещалась с эстетикой).

В случае с Ириной Сафиуллиной расчет шел на узнавание — ее монеты несколько лет украшали набережную озера Кабан и до сих пор облагораживают ЖК Uno. В этом году на фестивале Nur она представила в «Урам» с Евгенией Мусиной инсталляцию Medusa по мотивам древнегреческих мифов. Кстати, для выставки пришлось сделать новую (остальные либо унесены доброхотами, либо уже использованы).

Монеты Ирины Сафиуллиной. Радиф Кашапов / realnoevremya.ru

— Это элементарная частица моих работ, — пояснила Сафиуллина. — У меня получается работать с металлическим кругом, по-разному его располагать и создавать работы. Если говорить о названии выставки, то я рассуждала, где пересекаются архитектура и искусство. Архитектура — тоже искусство, но у него есть утилитарная функция. Она должна быть эстетичной, нравиться большинству. А искусство — оно не функционально, оно не должно быть красивым. Успешные коллекционеры говорят, что если арт-объект хорошо выглядит в интерьере, то не следует его покупать, потому что это может быть вообще не искусство. Если говорить о точках пересечениях, настоящая архитектура очень близка искусству. Так и рождаются шедевры».

Выставка продлится до 5 декабря.

Радиф Кашапов

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультура Татарстан

Новости партнеров