«Никто не ангел, единственное исключение — Ринат Тазетдинов»: в Казани простились с легендарным актером
Проводить артиста в последний путь пришли первые лица республики
Сегодня в театре имени Камала прошло прощание с легендарным татарским актером, народным артистом России и ТАССР Ринатом Тазетдиновым. «Символично, что сегодня он уходит с этой сцены — со сцены, на которой очень долго работал, которую очень любил, по которой очень скучал», — говорила на панихиде его дочь, директор Казанского театрального училища Руфина Тазетдинова. На панихиде вспоминали о ярком начале его карьеры и выдающихся ролях. Подробнее — в материале «Реального времени».
«Свой труд он посвятил нашему языку, нашей республике»
Большой зал театра Камала, на сцене которого более 60 лет выступал Ринат Тазетдинов, сегодня был полон желающими проводить любимого артиста в последний путь. Те, кому не хватило кресел, стояли в ложах. Дань уважения актеру отдали первые лица республики, коллеги, зрители, с которыми, как говорили на церемонии, у Тазетдинова была взаимная любовь.
— Сегодня мы провожаем в последний путь Рината Арифзяновича. Конечно, для татарского народа это выдающаяся личность. Свой труд он посвятил нашему языку, нашей республике, добился огромных успехов. Мы всегда будем помнить о Ринате-аге, найдем способ увековечить его имя, — обещал во время гражданской панихиды Рустам Минниханов.
Соболезнования выразил и Минтимер Шаймиев. Как бы ни старались, к сожалению, время берет свое, посетовал он.
— Он (Ринат Тазетдинов, — прим. ред.) оставил выдающееся творческое наследие. Мы всегда будем помнить о нем, — подчеркнул Государственный Советник РТ.
«Это человек-легенда, человек, который создал сам себя»
Ринат Тазетдинов родился в 1938 году в деревне Малая Цильна Дрожжановского района Татарской АССР. Оттуда родом и директор Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Радиф Замалетдинов, который сегодня пришел попрощаться с земляком.
— Когда я рос, он уже не жил в деревне. Но потом, уже когда я приехал в Казань, я очень часто встречался с ним, общался. Он был одним из активных членов землячества Дрожжановского района здесь, в Казани. И с какими бы вопросами к нему ни обращались, он всегда поддерживал, давал свои ценные советы, — рассказал он «Реальному времени».
Замалетдинов подчеркнул, что творчество актера было признано и за пределами родной республики:
— Это человек-легенда, человек, который создал сам себя. Очень талантливый артист. Руководитель, который долгие годы (наряду с актерской деятельностью) возглавлял Союз театральных деятелей Татарстана. Человек, который получил широкое признание на всероссийском уровне.
Словно в подтверждение его слов на панихиде зачитали телеграмму, отправленную Союзом театральных деятелей России.
— Для многих поколений театральных деятелей Татарстана Ринат Арифзянович был примером преданного служения искусству. Зрители и коллеги всегда с нетерпением ждали его появления на сцене. За свое мастерство он был удостоен высоких государственных наград. Большая часть жизни Рината Арифзяновича была связана с Союзом театральных деятелей России. Более двух десятилетий он был председателем регионального отделения Союза театральных деятелей Татарстана. Уход из жизни Рината Арифзяновича Тазетдинова — тяжелая невосполнимая утрата и большое горе, — говорится в ней.
Специальный приз имени Рината Тазетдинова
Актерское образование артист получил в столице, в Московском театральном училище им. Щепкина. Он был любимым студентом руководителя курса, рассказал народный артист России и Татарстана Равиль Шарафиев, проработавший бок о бок с Тазетдиновым более полувека.
— В студенчестве он играл главную роль в спектакле по пьесе Маяковского «Баня». В таком возрасте исполнить ее так, как это сделал Ринат, — показатель большого таланта. Он был счастливым, его любили и зрители, и руководители, — вспоминал он.
Соболезнования от имени Башкирского государственного академического театра драмы им. Мажита Гафури принес народный актер России и Башкортостана Хурматулла Утяшев.
— Мы всегда ждали гастролей Рината-аги в Уфу, в Башкортостан. Ему тоже очень нравилось приезжать к нам. Любовь была взаимная. И башкирская публика любила его, и он с радостью ездил по республике.
Утяшев предложил учредить специальный приз имени Рината Тазетдинова для актеров и творческих коллективов. «Его душа была бы рада», — уверен он.
Взаимной была любовь Тазетдинова не только к публике, но и к родному театру.
— Он позвонил: «Фарид, привет! Как дела?» Я говорю: «Что такое, Ринат-абый, что-то случилось?» В ответ: «Нет, Фарид, я звоню только, чтобы поблагодарить тебя, театр», — рассказал о последнем разговоре с актером главный режиссер театра имени Камала Фарид Бикчантаев.
«Я его про себя называл старым волком»
— Ринат-абый играл в первом спектакле по моей пьесе, которая ставилась в Камаловском театре, — «Поговорим о любви». Я поэтому считаю себя счастливым драматургом, — поделился воспоминаниями главный режиссер, худрук Театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев.
Артист играл и еще в одной его пьесе — «Запоздалая любовь». Оба спектакля шли по десять лет. Для молодого автора это было большим счастьем, объяснил Зайниев. Случалось им играть и в одних спектаклях:
— Даже играя на сцене, мы восхищались его талантом. И за кулисами это был один из самых приятных людей. Помню, Ринат-абый всегда жал руку по-мужски крепко, несмотря на свой возраст. Он показывал: «Я еще силен». Я его про себя называл старым волком.
Посчастливилось побывать на одной сцене с Тазетдиновым и Зульфие Нигмедзяновой (Авзаловой), дочери знаменитой татарской певицы Альфии Авзаловой.
— Довелось мне студенткой театрального училища побегать рядом с такими людьми, как Ринат-абый Тазетдинов, Азгар-абый Шакиров, Равиль-абый Шарафиев. Пусть мы были массовкой, неважно! Это запомнилось на всю оставшуюся жизнь. Конечно же, жаль, когда такие великие артисты уходят из жизни. Даже не просто жаль, горестно. Для меня это горе, — рассказала она «Реальному времени».
Она выделила роль Мусы Джалиля, которую актер играл в пьесе «Монлы бер жыр» («У совести вариантов нет»). «Я еще не видела такого сходства», — призналась Зульфия Нигмедзянова. Тазетдинов и внешне был похож на великого поэта, и мастерски передал его характер.
Вместе с ним в этом спектакле играл народный артист Татарстана, заслуженный артист России Ильдар Хайруллин:
— Он не просто сам играл, он помогал тебе играть. Его энергетика, его чувство, его переживания передавались партнеру. Очень хороший актер, еще лучше — как гражданин, человек. Такие люди рождаются раз в сто лет.
Он отдал должное коллеге не только как артисту, но и как человеку:
— Никто из нас не ангел, у всех есть отрицательные черты. Единственное исключение для меня — это Ринат Тазетдинов. У него не было плохих сторон.
На панихиде не раз вспоминали о многогранности способностей артиста, которому были подвластны любые роли, любые жанры.
Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Тазетдинов был не только выдающимся актером, но и прекрасным певцом, считает бывший главный дирижер оркестра театра им. Камала, народный артист Татарстана Фуат Абубакиров:
— Как он относился к музыке? Во-первых, абсолютный слух. Во-вторых, ни капли такого гонора не было, мол, я пою. Шел труднейший спектакль «Угасшие звезды» со старинными татарскими мелодиями. Это такие вещи, которые Ильхаму Шакирову были подвластны. Но Ринат и Азгар Шакиров — они играли одну роль горбуна — совершенно нота в ноту [попадали]. Это был великий человек. И утрата колоссальная.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.