Новости раздела

Смех сквозь слезы

Книга этой недели — не издававшиеся ранее фельетоны Надежды Тэффи

Смех сквозь слезы
Фото: Реальное время

Что общего у современной блогосферы и сатирических колонок дореволюционной России? Писательница Надежда Тэффи умерла 6 октября 1952 года. Но если бы Надежда Тэффи жила в наше время, ее блог в соцсетях или канал в Telegram наверняка взорвал бы интернет. Ее острый взгляд на человеческую природу и жизнь не утратил актуальности и сегодня, а тексты легко могли бы стать вирусными постами. В сборнике «Забытая Тэффи» вновь открывается эта гениальность, ирония и печальная мудрость.

Новая страница в жизни Тэффи

Надежда Александровна Лохвицкая (в будущем Тэффи) родилась в культурной и интеллигентной семье. Старшая сестра Надежды, Мирра Лохвицкая, уже прославилась как поэтесса, когда Надежда начала писать. Ее литературная карьера стартовала поздно, почти в тридцатилетнем возрасте, после развода с мужем. Почему она взяла псевдоним «Тэффи»? По одной из версий, вдохновением стало имя комического персонажа из тогдашней французской литературы. Этот псевдоним сыграл свою роль, отделив Тэффи от ее сестры и дав возможность свободно исследовать сатирические жанры, так далекие от лирической поэзии Мирры.

Первый настоящий успех пришел к Тэффи в 1902 году, когда она начала сотрудничать с газетой «Биржевые ведомости». Ее легкие, ироничные фельетоны мгновенно выделялись на фоне других, зачастую скучных и тяжеловесных текстов. В отличие от своих коллег Тэффи искусно вплетала в свои фельетоны живую речь, яркие диалоги, создавала виньетки из повседневной жизни, делая ее нелепость и обыденность смешным и трагичным одновременно.

Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

Но самым интересным был ее подход к сатире: вместо грубого сарказма, часто встречающегося в то время, Тэффи создала юмор, который был мягче и тоньше. Ирония писательницы всегда содержала сочувствие, что, возможно, и сделало ее произведения такими популярными среди широкой аудитории. Один из самых известных примеров — фельетон «Выслужился», в котором автор с мягкой иронией обыгрывает типичный карьеризм. Простая бытовая ситуация превращается в остроумное и на удивление глубокое произведение.

Слава и революция

К 1910 году Тэффи стала знаменитостью. Ее рассказы и пьесы пользовались успехом в крупных изданиях, а фельетоны в «Русском слове» стали визитной карточкой ее стиля. Надежда Лохвицкая оказалась на пике популярности, ее творчество переводили, ставили на сцене, а сам образ Тэффи прочно вошел в русскую культуру.

Хотя сама писательница часто избегала прямых высказываний о революции, ее сатирический фельетон «Пчелки» стал культовым. В этой аллегорической истории трудовые пчелы решают создать «кровавое знамя свободы» — очевидная отсылка к революционным настроениям тех лет. Этот текст не просто читали, его декламировали на митингах.

Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

После событий 1917 года Тэффи эмигрировала во Францию. Здесь, вдали от России, ее творчество изменилось. Ирония теперь была пронизана грустью. В эмигрантских кругах ее произведения продолжали пользоваться успехом, однако чувство ностальгии и потерянности стало главной темой ее работ. Возможно, именно это и делает Тэффи такой уникальной фигурой в русской литературе. Она всегда умела замечать скрытые трагедии в самых простых ситуациях, одновременно заставляя смеяться и грустить. Как остаться человеком и писателем в условиях, когда все меняется? Как сохранить юмор, когда все, что ты любил, остается позади?

Как фельетоны Надежды Тэффи стали вечными и актуальными

Чем нас привлекает Тэффи спустя более ста лет после написания ее фельетонов? Неужели жизнь дореволюционной России настолько похожа на нашу? Ответ в ее блестящей иронии, которая, кажется, прижилась бы и в 2024 году. Если бы Тэффи жила сейчас, она могла бы стать звездой социальных сетей — возможно, одной из тех блогеров, за которыми следят не ради новостей или модных трендов, а ради умных и остроумных размышлений о жизни. Неужели ничего не изменилось в людях за последние сто лет?

Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

Сборник неизданных ранее фельетонов Надежды Тэффи «Забытая Тэффи» раскрывает перед читателем мир дореволюционной России, удивительно напоминающий наш собственный. Ее колонка «Новый год», написанная в 1910 году, начинается с фразы: «Люди боятся всего нового». Разве это не о нас? И тогда, и сейчас мы цепляемся за старое, боясь перемен. Но Тэффи не останавливается на банальности — она заходит глубже, переходит к философским размышлениям:

Вся жизнь наша состоит из маленьких гадостей, более или менее обостренных неожиданностью своего появления.

Разве это не точное описание современного мира, где мы постоянно сталкиваемся с мелкими неприятностями, которые внезапно всплывают и отравляют наше существование?

Фельетоны Тэффи — это не просто юмористические зарисовки, это маленькие философские эссе о людской глупости и пошлости. Читая ее тексты, понимаешь: за сто лет ничего не изменилось. Мы все также боремся с мелкими глупостями и суетой, о которых она писала. Более того, многие из ее тем звучат пугающе актуально. Например, миниатюра «Публика», где она с едкой иронией пишет о современном искусстве, легко перекладывается на сегодняшние баталии о «современных формах» в театре и кино.

Екатерина Петрова / realnoevremya.ru

Но Тэффи была не просто сатириком. Она была настоящим мастером наблюдения за человеческой природой. В ее текстах, несмотря на их легкость, чувствуется глубокое понимание жизни. Она умеет подмечать мелочи, которые ускользают от взгляда других, и превращать их в литературу вечности. Даже самые простые сцены в ее исполнении становятся чем-то большим, чем просто изображение бытовой ситуации.

Читая Тэффи, начинаешь задумываться: а изменилась ли наша жизнь? Как это ни странно, но ее зарисовки о светских барышнях, красящих волосы в зеленый цвет, футуристах, разгуливающих по улицам и эпатирующих публику, звучат почти как описание модных блогеров и инфлюенсеров. В начале XX века Тэффи наблюдала за людьми, обсуждала мелочи их быта, моды и повседневной жизни, и все это до сих пор актуально. Сатирическая колкость и ирония, с которыми она описывала барышень, совершающих покупки, легко могли бы быть отсылкой к современным статьям о шопоголизме и поверхностной культуре потребления.

Но что самое удивительное — Тэффи умела смеяться и плакать одновременно. Ее тексты полны иронии, но за этой иронией всегда скрывалась грусть. Сравнения с Чеховым здесь более чем оправданы. Как и Чехов, Тэффи умела смеяться со слезами на глазах. Сборник «Забытая Тэффи» возвращает нам писательницу, чьи фельетоны остаются актуальными и сегодня. Они не просто заставляют нас смеяться, они заставляют задуматься о том, как мало изменился мир.

Издательство: «Альпина Проза»
Количество страниц:
428
Год:
2024
Возрастное ограничение:
16+

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор телеграм-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».

Екатерина Петрова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультура

Новости партнеров