Новости раздела

Аркаим в Казани: «арийские» амазонки, деформированные черепа гуннов и боевые тату

В столице РТ открылась выставка, посвященная кочевым народам таинственного древнего города

Аркаим в Казани: «арийские» амазонки, деформированные черепа гуннов и боевые тату
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

Накануне в Музее истории государственности Татарстана состоялось открытие выставки «Кочевники Аркаимских степей». Редкие экспонаты, часть из которых будет показана широкой общественности впервые, были предоставлены фондами музеев при Челябинском государственном университете и Южно-Уральском государственном университете. Корреспондент «Реального времени» побывал на открытии и ознакомился с экспонатами, иллюстрирующими историю и социальное устройство общества, мужской и женский миры, хозяйственный уклад и космогонические воззрения саков, сарматов и гуннов.

Общак из уральского «места силы»

Выставка «Кочевники Аркаимских степей» приехала в Казань из Челябинска, ее представляют фонды двух университетских музеев — музея археологии и этнографии Челябинского университета и музея «Народы и технологии Урала» Южно-Уральского государственного университета. По словам руководителя Музея истории государственности татарского народа и Татарстана Марины Давыдовой, так как музеи университетские, их коллекции не представляются широко на публике, а многие экспонаты и вовсе представлены впервые.

— Начало этой выставки дала дружба наших археологов с археологами из Казани, то есть это личные, дружеские отношения. Первая выставка «Зазеркалье» прошла еще в 2013 году в Казани. Она рассказывала о замечательном памятнике под названием Аркаим. После того, как та выставка с успехом прошла, нам сотрудники Музея истории государственности Казанского кремля предложили привезти выставку, которая рассказывала бы о дальнейшей судьбе народов, которые проживали на данной территории, — пояснила Екатерина Чайко, заведующая музеем археологии и этнографии Челябинского государственного университета.

Также Чайко добавила, что на открывшейся выставке представлены находки, которые были обнаружены уральскими археологами начиная с 70-х до 2000-х годов. В общей сложности в казанском музее представлено более 300 предметов археологии — к ним относятся предметы скотоводства, металлические изделия, керамика, предметы воинского вооружения, ювелирные украшения, минеральные краски, наборы игл для татуировок, жертвенники со следами красителей, макеты кочевых повозок, материалы погребений и кладов.

Любопытно, что образ самого Аркаима очень популярен в учениях, признанных научным сообществом псевдонаучными и эзотерическими, писаниях националистического толка. Аркаим называют «местом силы», «прародиной» славян, «ариев» или индоевропейцев, «колыбелью человеческой цивилизации», название города связывается с именем Йимы, вследствие чего поселение объявляется ни много ни мало родиной Заратустры. Уровень развития аркаимской «цивилизации» в подобных публикациях обычно предстает значительно завышенным по сравнению с реальными данными.

Одним из активных пропагандистов подобных взглядов является известный писатель Михаил Задорнов, выпустивший в соавторстве с писателем Сергеем Алексеевым и режиссером Александром Волковым фильм «Аркаим: стоящий у солнца». «Арийская» версия также рассматривается в литературно-телевизионном проекте «Хребет России». Подобные мнения существенно разнятся с выводами исторической науки.

Также подобной точки зрения придерживается и биохимик Анатолий Клесов, появляющийся и цитируемый среди прочего в различных «сенсационных» псевдонаучных телефильмах на эту тему и подвергающийся за это критике научного сообщества.

Войны из-за женщин, элитная конница и шрамирование до костей

На выставке представлена все-таки классическая точка зрения. Так, в экспозиции можно увидеть несколько эпох, характерных для Южно-Уральских степей, да и в принципе для всех степей Евразии, — восточные скифы (саки), сарматы и гунны. Население, которое проживало на территории Южного Урала в эпоху бронзы, мигрировало из-за резкого изменения климата — произошло очень сильное похолодание. По словам Чайко, до саков, предметы жизни которых представлены на выставке и с которых она, собственно, и начинается, там жили люди среднеазиатского антропологического типа с очень тонкой костью, тонкими чертами лица.

За саками, в связи с рядом исторических событий, происходивших в передней Азии, появились сарматы. О них известно намного больше, чем о саках, так как этот народ описывали греки — были известны названия их племен и имена их вождей. Часть экспозиции посвящена исключительно военному делу сарматов.

— Историки сообщают, что война — это их основное времяпрепровождение. Очень разные военные столкновения происходили по самым разным поводам: из-за лучших пастбищ, водопоев, скота или из-за женщин. Они участвовали во всех крупнейших военных походах того времени, например в персидских войнах, — поделилась Юлия Васина, заведующая музеем «Народы и технологии» Урала.

Также у сарматов в определенный период появилась элитная, тяжеловооруженная конница (катафрактарий). Параллельно очень сильно изменилась техника боя — теперь воины выступали с длинными копьями и мечами (к слову, один меч представлен на выставке).

По признанию историков и археологов, погребальный обряд является основным источником для реконструкции жизни ранних кочевников. На выставке как раз представлена небольшая модель гробницы — кургана. Чтобы представить себе, сколько экспонатов можно обнаружить в одном месте захоронения, стоит знать стандартные габариты усыпальницы — ее высота от пола до верхнего перекрытия конструкции составляет 4 метра, а сам курган достигает более 10 метров в высоту.

— Здесь есть предметы из гробниц — котлы, украшения и прочее. Погребальный набор зависит от статуса человека. У простого человека это, как правило, сосуд с едой, стрелы обязательно и колчан, если это воин. Если это жрица, то камень-жертвенник, — поделилась Чайко.

Последним этапом, представленным на выставке, были гунны. У типичных представителей были деформированные черепа, а у мужчин, помимо боевых шрамов на лицах, было специальное шрамирование. К слову, порой исследователи находят следы от шрамирования даже на костях. По словам Васиной, существует мнение, что на территории южного Урала произошло формирование из хуннов — кочевых центрально-азиатских племен — в гуннов, которые двинулись на запад и покорили Рим.

Также в части выставки, посвященной гуннам, представлена одна фигурка из знаменитого Сапоговского клада. Остальные ее «сородичи» показаны только в интерактивном виде. Ходят легенды, что в свое время набор этих фигурок хотел купить Конан Дойл — якобы отсюда берет начало его идея с пляшущими человечками. Сейчас их коллекция разбросана по музеям и продолжает пополняться.

Древний феминизм

Наверное, самым интересным является комплекс, посвященный женщинам древних кочевников. Они могли играть сразу несколько ролей — матери, жрицы и воительницы.

— Это совершенно не женщины-земледельцы. Они обладали равными с мужчинами правами, они были наравне. В минуты военной опасности при необходимости они воевали. До замужества они участвовали в военных походах. Три убитых врага — и тогда ей можно было выходить замуж. Очень многие женщины посвящали этому всю жизнь, — рассказала заведующая музеем «Народы и технологии».

Кроме того, что женщины были воинами, часть из них занимала очень высокий статус жриц. Именно из их погребений происходят и жертвенники, и наборы для татуировок.

— В традиционном обществе татуировка — это и социальный маркер, и какой-то магический. Чем больше знаков на коже — тем выше социальный статус. Наборы для татуировок у нас как раз представлены. Всем известные жертвенники — небольшие пластинки — оказались ничем иным, как палитрами. Краски все делались из минералов. Татуировки наносились путем накалывания или надрезов, в которые потом втирались краски, — поведала Юлия Васина.

1/31
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
  • Роман Хасаев
Лина Саримова, фото Романа Хасаева

Новости партнеров