«Не будет ничего странного, если на «первомайскую Пасху» люди пойдут и на службу, и на демонстрацию»
Всеволод Чаплин — о Пасхе солидарности
Совпавшие в этом году православная Пасха и Праздник Весны и Труда вызвали бурные дискуссии среди населения. Одни призывали отменить маевки в пользу христианского торжества, другие же высказывались в пользу первомайского митинга. Заявление Зюганова о том, что Иисус Христос был первым коммунистом, только подлило масла в огонь. Колумнист «Реального времени» протоиерей Всеволод Чаплин считает, что оба праздника не противоречат друг другу. Свою позицию он изложил в авторской колонке, написанной специально для нашего издания.
Христианская солидарность
Празднование Пасхи 1 мая не на шутку озаботило некоторых чиновников, политиков и журналистов. Как же так: в один и тот же день — хоругви и знамена, крестные ходы и профсоюзно-партийные шествия? Впрочем, мне нынешнее совпадение нравится. Как и многое в этом мире, оно, на мой взгляд, не случайно.
Солидарность — одна из христианских ценностей. Не случайно Всемирный русский народный собор еще в конце 2014 года с подачи Святейшего Патриарха Кирилла включил ее в список главных ценностей российской истории — наряду с верой, справедливостью, достоинством и державностью. Пасха, которая празднуется сорок дней, — прекрасный повод проявить человеческую солидарность с теми, кто особо нуждается в нашем внимании. С людьми одинокими, оставленными, немощными, пожилыми. В это время и в храмах, и на различных «светских» празднованиях стираются различия между богатыми и бедными, между поколениями и социальными стратами. Многие недавние «захожане» становятся прихожанами.
«В это время и в храмах, и на различных «светских» празднованиях стираются различия между богатыми и бедными, между поколениями и социальными стратами». Фото Романа Хасаева
Активные православные христиане давно говорят и о солидарности более широкой — той же самой, о которой напоминают профсоюзы и левые политические движения. Сегодня в беседах со священниками простые люди часто говорят об усталости и унынии, которые имеют социальное измерение. Несправедливость, доставшаяся нам от 90-х годов, крайнее имущественное расслоение, нерешенность целого ряда социальных проблем — все это требует сегодня христианского ответа.
Причем ответ такой очень типичен для общин, связывающих себя с именем Христовым. Например, те самые традиционные протестанты, которых Макс Вебер объявил — не вполне богословски обоснованно — создателями «духа капитализма», сегодня стали частью левого политического фланга. Говорит о глобальной справедливости и солидарности также Католическая церковь — иногда даже сравнивая глобальную финансово-экономическую систему с тоталитарными режимами ХХ века.
Критикуют современные экономические аксиомы и многие православные авторы — не только русские и не только консервативные. Израильско-шведско-российский публицист Адам Исраэль Шамир, православный христианин, пишет: «Если у коммунистического режима и есть искупляющая характеристика, то это благородная попытка убить Жадность. Деньги нужны нам для того, чтобы есть, платить за жилье, путешествовать — но не для того, чтобы копить и умножать их».
В России левые протягивают Церкви руку взаимной поддержки — не всегда получая позитивный ответ. Да, слишком близки трагические воспоминания советского периода. Да, православному человеку сложно согласиться с почитанием таких явных гонителей христианства, как Ульянов-Ленин. Да, и сегодня некоторые коммунистические активисты выступают против строительства храмов.
«Диалог с КПРФ у Церкви получается — достаточно вспомнить регулярное участие Геннадия Зюганова в тех же Всемирных русских народных соборах». Фото cherkesk.bezformata.ru
Но диалог с КПРФ у Церкви получается — достаточно вспомнить регулярное участие Геннадия Зюганова в тех же Всемирных русских народных соборах и сопредседательство члена фракции КПРФ в Госдуме (но не самой партии) Сергея Гаврилова в депутатской группе по защите христианских ценностей. В Калуге глава областного совета профсоюзов Александр Гречанинов даже объявил: «Мы планируем пригласить священнослужителя на торжественный митинг, он поздравит собравшихся и с Пасхой, и с Первомаем. Духовность и труд рядом идут». Интересно, придет ли священник.
Наконец, Максим Шевченко в связи с пасхальным первомаем даже сказал: «Русский народ был народом-большевиком и народом-социалистом. В идеалах русского народа было царство справедливости на земле. Русский народ никогда не был сторонником либерального капитализма».
Многим общественно активным православным христианам эти слова, конечно, не понравятся. Но подобные высказывания наверняка еще не раз будут звучать в общественном пространстве — причем чем дальше, чем чаще.
Главная ошибка русского коммунизма
Диалог с «новыми левыми» не менее, а то и более важен, чем устоявшиеся отношения с КПРФ, которую я когда-то в шутку расшифровал как Консервативную партию Российской Федерации (а СПС — как Союз прогрессивных сил). «Правое» и «левое» в нашей стране, где коммунистическая идея причудливо совпала с консервативными настроениями, постепенно возвращаются на свои места. И значит, важно не отдать «левый» дискурс на откуп агрессивным безбожникам, как это произошло на Западе или у нас в конце XIX и начале ХХ века.
Сегодня Геннадий Зюганов говорит о близости христианской и коммунистической идей. «Христос, — говорит он, — был первым коммунистом в новом летоисчислении. Он возвысил свой голос за сирых, за страждущих, за бедных, за больных, за убогих — всех, кому плохо и тяжело. И в этом отношении, если бы он был жив, он бы был в наших колоннах».
«Не будет ничего странного, если на «первомайскую Пасху» некоторые люди пойдут и на службу, и на демонстрацию. Правда, для этого придется проявить выносливость». Фото tatpressa.ru
Впрочем, христиане сразу ответят: на Пасху мы встречаем именно живого Христа — ведь празднуем Его Воскресение. И, наверное, главная ошибка русского коммунизма, несмотря на его квазирелигиозный характер, отмеченный еще Бердяевым, — это его безбожие. Разница между десятью заповедями Моисеева закона и «Моральным кодексом строителя коммунизма» — отсутствие в последнем заповедей с первой по четвертую. В них говорится об отношениях человека и Бога.
И все-таки не будет ничего странного, если на «первомайскую Пасху» некоторые люди пойдут и на службу, и на демонстрацию. Правда, для этого придется проявить выносливость: ночная пасхальная служба начинается в ноль часов, а заканчивается в три-четыре; митинги и шествия обычно происходят с утра. Впрочем, уверен: выносливые люди в наших городах найдутся.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Всеволод Анатольевич Чаплин — священник Русской православной церкви, протоиерей; настоятель московского храма Феодора Студита у Никитских ворот. Кандидат богословия.
- Родился в 1968 году в Москве в семье профессора Анатолия Чаплина.
- После окончания школы в 1985 году начал работу в Издательском отделе Московского Патриархата в отделе экспедиции; поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1990 году.
- С октября 1990 года по март 2009 года работал в отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.
- В 1999 году возведен в сан протоиерея.
- С 2009 по 2015 год — председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.
- Вел несколько передач на ТВ и радио.
- Публикуется в газете «Русь Державная».
- Является автором нескольких фантастических произведений, опубликованных под псевдонимом Арон Шемайер.