Новости раздела

Владимир Чагин, «КАМАЗ-мастер»: «Курс евро поднялся, бюджет команды остался тем же, а затрат стало намного больше»

Только участие в «Дакаре» обходится челнинским гонщикам в 1,5 млн евро, которых в 2015 году может не найтись

В ходе встречи триумфаторов «Дакара» — челнинской команды «КАМАЗ-мастер» — с президентом РТ Рустамом Миннихановым стало известно, что именитые гонщики беспокоятся за свои будущие достижения. Как рассказал корреспонденту «Реального времени» руководитель «КАМАЗ-мастера» Владимир Чагин, команде предстоит «тяжелый год». Тем временем генеральный спонсор челнинцев банк ВТБ об увеличении финансирования не сообщает, а эксперты для сокращения расходов предлагают объединить под одним раллийным брендом несколько отечественных автомобильных компаний.

В Казанском кремле 7 февраля прошло чествование победителей «Дакара-2015». В этом году команда «КАМАЗ-мастер» отмечает тринадцатую победу в легендарном ралли.

Напомним, 4 января 2015 года в аргентинской столице Буэнос-Айресе стартовал легендарный ралли-марафон «Дакар». В седьмой раз он прошел на территории Южной Америки. Гонку приняли три страны: Аргентина, Чили и Боливия. На старт «Дакара» вышло около 450 транспортных средств из около 50 стран мира. Участникам ралли предстояло преодолеть 9 000 километров маршрута, 5 000 из которых пришлось на спецучастки.

Челнинские гонщики одержали безоговорочную победу — четверо из двенадцати участников «КАМАЗ-мастера» стали обладателями кубка, заняв весь подиум в классе грузовиков.

По словам президента республики Рустама Минниханова, принимавшего членов команды в кремле, обновление состава было правильным решением. «В состоянии международной напряженности, когда есть предвзятое отношение к Российской Федерации на международной арене, вы принесли в нашу страну мощный информационный повод. Автомобили, производимые в Татарстане, побеждают, это говорит о мощи российского государства, нашей промышленности, нашей науки и наших людей», — заверил президент республики.

В свою очередь, руководитель команды Владимир Чагин в своем выступлении отметил, что наша республика, наш регион в спортивном плане один из самых развитых в России. «Всем известен «Дакар» по телевизору, когда его смотрят на протяжении двух недель, тогда как подготовка для команд длится весь год», — поделился он.

Однако в беседе с корреспондентом «Реального времени» Чагин высказал опасения за судьбу будущих достижений команды. «Очень сложное время не только у нас, но и во всем спорте. У нас много международных соревнований, курс евро поднялся, бюджет команды остался тем же, а затрат стало намного больше. Очень тяжелый год предстоит. Необходим соревновательный процесс — экипажам и пилотам в течение года необходимо выезжать на соревнования, улучшать машины. Импортных комплектующих тоже немало в автомобиле, несмотря на то, что мы отдаем приоритет нашим отечественным производителям, но бывает, что они не удовлетворяют по своим параметрам, поэтому ищем запчасти за рубежом», — поделился предстоящими экономическими трудностями Владимир Чагин в беседе с корреспондентом «Реального времени».

Бессменным генеральным спонсором команды «КАМАЗ-мастер» был и остается банк ВТБ. В пресс-службе ВТБ заявили, что банк планирует и в дальнейшем поддерживать команду «КАМАЗ-мастер». В конце прошлого года на сайте ВТБ были представлены цифры, которые выделяются на поддержку татарстанской команды. В статье указано, что только участие в «Дакаре» обходится «КАМАЗ-мастеру» в сумму порядка полутора миллионов евро. По курсу европейской валюты на конец прошлого года это около 95 миллионов рублей. Но стоит учесть, что эти суммы планировались в бюджете до наступления сложных времен в российской экономике. Вопрос, планируется ли увеличение финансирования в связи с изменением экономической ситуации, в пресс-службе ВТБ комментировать отказались.

Свое мнение о том, насколько «КАМАЗ-мастер» необходим России и кто должен его финансировать, высказал депутат Государственного совета Республики Татарстан пятого созыва Артем Прокофьев. «Несомненно, команду надо поддерживать, потому что это уникальная команда на мировой арене, поскольку ни одна страна больше не одерживала столько побед в данном виде спорта. Поэтому даже в тяжелых условиях должны все-таки найти средства для ее поддержки. У нас есть другие примеры, когда расходы на содержание команд по другим видам спорта более расточительны, притом что они не завоевывают побед и не приносят такой популярности России и Татарстану, как «КАМАЗ-мастер».

По мнению Прокофьева, поддерживать команду необходимо на внебюджетные средства. «Например, банки. Ведь именно они в период кризиса главные получатели помощи от государства, они не обеднеют и тем более получат за это достойнейшую рекламу. Прежде всего, на это должна повлиять политическая воля. И лучше избегать решения вопроса финансирования команды за счет бюджетных средств государства», — отметил Прокофьев.

В свою очередь аналитики инвестиционного холдинга «ФИНАМ» предлагают варианты «мягкого» сокращения финансирования команды. «На текущий момент превосходство команды «КАМАЗа» над конкурентами настолько велико, что, даже серьезно сократив вложения в ее функционирование, можно рассчитывать на уверенное удержание лидерства в течение нескольких лет. Например, можно выставлять на гонки не более двух экипажей, сократить инвестиции в совершенствование машин. Разумеется, в долгосрочной перспективе это может негативно сказаться на команде, поскольку часть специалистов уйдет, со временем может быть утрачено технологическое лидерство. Однако вложения «КАМАЗа» в данный проект существенно превышают затраты конкурентов, а на продажах маркетинговый эффект от регулярных побед не очень-то сказывается», — отмечает аналитик холдинга Анатолий Вакуленко.

В то же время спешить с сокращением финансирования проекта, по его мнению, тоже не стоит. Серьезное ослабление курса рубля может способствовать увеличению доли «КАМАЗа» на российском и зарубежных рынках, кроме того, стабильный госзаказ оказывает серьезную поддержку компании. «Государство со своей стороны могло бы поддержать проект «КАМАЗ-мастер» не денежными призами, а лучшим лоббированием интересов автопроизводителя за границей, помощью в заключении экспортных контрактов, способствованию привлечению спонсоров и рекламодателей для команды из числа госкомпаний», — считает он.

Другим вариантом, по мнению Вакуленко, может быть объединение в рамках одного центра нескольких гоночных команд российских автокомпаний. «На сегодняшний день «АвтоВАЗ» и «УАЗ» гораздо хуже представлены в международных ралли. Имеющаяся у «КАМАЗа» база и гонщики могли бы позволить этим компаниям обеспечить неплохую представленность на международных соревнованиях, а расходы могли бы быть разделены», — отмечает аналитик «ФИНАМа».

Фото: kamazmaster.ru, president.tatarstan.ru, prokazan.ru

Гузель Шамилова

Новости партнеров