Новости раздела

«Осталось только добить нас падающей нефтью, что и произошло»

Неутешительный прогноз от одного из ведущих финансовых аналитиков в банковской системе

На днях Казань посетил известный российский финансовый эксперт, директор по исследованиям и аналитике ПАО «Промсвязьбанк» Николай Кащеев. В ходе своего визита в столицу Татарстана он принял участие в Дне финансового директора с лекцией «Экономические сценарии на 2016 год: чего опасаться, к чему готовиться, на что надеяться». Также эксперт встретился с журналистами и ответил на их вопросы. Обе встречи посетил корреспондент «Реального времени».

Как мы подошли к кризису

Надо отметить, Кащеев — человек известный в финансовых кругах. Его экономические прогнозы, в частности, с нефтью и рублем, сделанные им год назад, полностью сбылись.

Так, зависимость российской валюты от углеводородов, по его подсчетам, на сегодняшний день составляет 92% — и это при относительно благоприятном внешнем фоне. Два месяца назад этот показатель составлял 97%.

При этом мировая экономика (в том числе и российская) еще не до конца оправилась от кризиса 2008 года. В России «появились еще свои собственные неприятные явления».

— Никогда не было такого, что 8 лет были в основных регионах мира экономические нулевые ставки. Это беспрецедентный случай. Никогда не было такого, что сразу столько крупных центральных банков печатали деньги, — подчеркнул эксперт.

Он объяснил, как кризис начался в России. В 2008 году Россия подошла к резкому короткому падению цены на нефть. Люди, предприятия, банки к тому времени набрали кредитов в долларах и евро и на эти деньги купили рублевых активов или инвестировали. Когда цена «зеленых банкнот» резко выросла, увеличился и объем долга.

Тогда люди поспешили скорей избавиться от долга, закупив доллары, поскольку память о 1998 годе была еще жива. Тогда страна получила резкое, достаточно короткое падение экономики.

— К нынешней ситуации мы подошли в более спокойном состоянии. В частности, позиция банковской системы в иностранной валюте была практически сбалансированной на момент, когда все произошло в 2014 году. Люди у нас получили неоценимый опыт в 1998 и 2008 годах. Поэтому в 2014 году то, что для них произошло, было не совсем новым, — сказал Кащеев.

Причем нефть на протяжении длительного времени росла и достигала рекордных величин — $140 за баррель. И хотя долгое время нефть держалась стабильно на уровне $110, российская экономика уже вступила в фазу серьезного торможения. С 2013 года начали падать инвестиции в основной капитал. Темпы роста ВВП после 2008 года сократились вдвое и приблизились к нулю. Затем наступила полоса прямой рецессии, в которой сейчас находится страна.

По его мнению, сейчас российскую экономику характеризуют структурные проблемы. Дважды, в 2008-м и в 2013 годах, достигались максимальные уровни загрузки производственных мощностей (65%), а безработица была минимальной. Рост ВВП до 2008 года в России достигал 10%, а после кризиса он не превышал 4%.

— Нужно инвестировать, чтобы расти дальше, повышать производительность труда, строить новые мощности производства и так далее. Вместо этого инвестиции в основной капитал стали сокращаться. Та структура экономики, которая существовала до сих пор, больше не поддерживает никакого роста. Осталось только добить нас падающей нефтью, что и произошло, — отметил Николай Игоревич.

Ненужные углеводороды

Что касается цены на нефть, то позитивных новостей ждать не стоит. По мнению аналитика, сегодня происходит смена топливно-энергетической парадигмы. Решения об альтернативной энергетике приняты и в Европе, и в США, и в Китае. В мире внедряются электромобили, строятся ветряные электростанции, устанавливаются солнечные панели. Остался последний шаг — научиться хранить долго и надежно электроэнергию.

— Готовы ли мы к этому повороту? Нет. Когда господа нефтяники, газовики, наши энергетики говорят, что мы новые технологии купим, я не вижу в этом никакого смысла. Потому что источник ликвидности российской экономики до сих пор был экспорт энергоносителей. Соответственно, спрос на них падает. Это говорит о том, что на цены $70–80 за баррель рассчитывать крайне тяжело, — резюмировал Кащеев.

Пионерами по массовому внедрению электромобилей будут китайцы. К слову, практически все скутеры в Китае уже работают на электричестве. Недавно им была поставлена партийная задача — довести выработку энергии из возобновляемых источников до 42%. Учитывая стремление граждан Поднебесной планы перевыполнять, они этой цели достигнут очень скоро.

Надо сказать, что развитие малого бизнеса соответствует новой экономической парадигме — так называемой распределенной экономике. Эксперт считает, что необходимо восстанавливать малое предпринимательство, которое в последние годы заметно находилось под большим прессом.

«Кубышка Кудрина»

Любопытно, что топ-менеджер «Промсвязьбанка», в отличие от многих других экспертов, весьма положительно отзывается о бывшем минфине Алексее Кудрине и его «кубышке», которая, по его словам, не дала российской экономике рухнуть.

— Каждый доллар, который приходил от нефтяного экспорта в Россию, усилиями Центрального банка превращался, в зависимости от курса, скажем, в среднем 20 25 рублей. Кроме того, что-то шло на импорт, на закупку технологического оборудования нефтяных компаний. Все это превращалось в рубли, и эти деньги шли обратно к компаниям, — сообщил Кащеев.

Далее Кудрин пошел по схеме, которую использовали Норвегия, Саудовская Аравия, Китай и другие страны, когда получали «деньги, занесенные ветром». В РФ ими стали средства, полученные от высокой стоимости черного золота ($120 за баррель). Эти деньги государства закладывали в фонды, различные резервы или в «покупку» части мира, как это делал Китай. То же самое сделал и Кудрин. Эти деньги, фактически не востребованные экономикой, он откладывал на черный день.

Золотовалютные резервы России складывались в немалой степени и из фондов Кудрина — это те самые фонды резервные и национального благосостояния, которые инвестировались согласно спорным правилам. Кудрин избрал более простой и примитивный способ инвестировать. В конце концов деньги вернулись в бюджет страны. Этот бюджет Российской Федерации был направлен на удержание инфляции. Именно эта «кубышка» и помогла еще как-то удержаться на плаву российской экономике.

Плод усилий президента РТ

Что касается Татарстана, в котором он оказался впервые, Казань, по признанию Кащеева, произвела очень благоприятное впечатление. Однако регион вместе с Россией переживает общие проблемы, в том числе инфраструктурные — дороги, жилье и другие.

— В Татарстане президент и его команда много делают для привлечения инвестиций, в отличие от других регионов. Те мероприятия, которые делаются в республике, переговоры — все плод их усилий по большому счету. Тут речь идет даже не столько о технологиях, сколько действительно о том, как эффективно использовать деньги без дополнительных ковенантов. Поэтому здесь будут полезны любые инвестиции — исламские или другие. Если это проще достать и это приемлемо, почему нет?

Тимур Рахматуллин, Виктория Елфимова
Справка

Николай Игоревич Кащеев — ведущий российский финансовый эксперт, аналитик по макроэкономике. Директор аналитического департамента «Промсвязьбанка».

  • Обозреватель на радиостанции «Бизнес ФМ», «Русская служба Би-Би-Си» и на телеканале РБК, колумнист ведущих деловых изданий («Ведомости», «Форбс»).
  • Родился в 1964 году в Москве.
  • Окончил Российский университет дружбы народов по специальности «филолог, переводчик с испанского и английского языков», а также Московский институт международного бизнеса при Академии внешней торговли РФ по специальности «экономика международного бизнеса».
  • Работал аналитиком, экономистом, начальником аналитических отделов в крупнейших российских банках, таких как ИБ «Траст», «МДМ Банк», ВТБ, Сбербанк.
  • В 2012 году Николай Кащеев получил одну из трех номинаций в категории «Лучший аналитик по макроэкономике» по версии Cbonds.
  • С 2013 года — директор аналитического департамента ПАО «Промсвязьбанк».

Новости партнеров