Новости раздела

Половодье в Татарстане: «Есть риск разрушения дамб»

В понедельник уровень воды в реке Кама поднялся до рекордного за 9 лет — за ночь он вырос на 20 см и составил 56 метров. «Реальное время» побеседовало со специалистом Нижне-Волжского бассейнового водного управления и выяснило, в чем причина подъема уровня воды, насколько это опасная ситуация и какие районы могут пострадать в случае превышения всех максимальных отметок. Также нам удалось узнать, что, несмотря на побитый рекорд, этим летом республика и вовсе может недополучить необходимое количество воды, из-за чего водоканалам, скорее всего, придется раскошелиться на целый спектр технических мероприятий.

Паводки пришли в Татарстан на 20 дней раньше

Напомним, в середине марта начальник управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РТ Сергей Захаров сообщил , что ситуация, которая начала складываться в республике, свидетельствует о том, что паводковые процессы в 2016 году начнутся раньше привычных сроков. Тогда спикер поспешил успокоить народ и подчеркнул, что «опасного» половодья этой весной ждать не стоит, однако новость о серьезном подъеме уровня воды в Каме, все-таки не может не вызывать некоторых опасений.

В свою очередь сотрудник Нижне-Волжского БВУ, начальник отдела водных ресурсов по РТ Артем Филиппов подтвердил, что фаза паводков в этом году сдвинулась практически на месяц. По его словам, то, что специалисты обычно наблюдали в 10-х числах апреля в 2016 году, характерно, скорее, для первых чисел мая — то есть сдвиг произошел примерно на 20 дней. Наш собеседник отмечает, что в его практике такого еще не случалось.

— В настоящее время у нас проходит фаза весеннего половодья на крупных водотоках, входящих в Волжско-Камский каскад водохранилищ. На территорию республики основной речной сток поступает по двум направлениям– со стороны Чебоксарского водохранилища и в то же время с северо-состочной стороны из Удмуртии, Мордовии и Пермского края — там сейчас весна в самом разгаре, таяние снегов в самой активной фазе, следовательно, в Нижнекамское водохранилище, а оттуда — в Куйбышевское идет большое количество воды, — прокомментировал Филиппов.

«Несмотря на сохранение всех показателей в пределах нормы, в этом году имеется риск подтопления»

Конкретно в Нижнекамске уровень воды в реке Кама на 6 утра 25 апреля составил 56 метров — за ночь он поднялся на 20 см. По словам Артема Филиппова, в этом сезоне показателей выше еще не было, однако пока уровень находится в пределах нормы — предельная отметка, которую нельзя допускать на Каме в нижнем бъефе ГЭС составляет 59,3 метра.

— Весна пропускает 75% всей воды, которая за год должна пройти, и это за короткий период — за эти две недели. А в остальное время она поступает и распределяется в течение года. Поэтому объем воды значителен, — объяснил Филиппов.

Также наш собеседник отметил, что следует принимать во внимание перепады, которые встречаются на всей протяженности Камы — от Нижнекамского гидроузла до места впадения в Волгу. В качестве примера он привел район Елабуги, где на сегодняшний день уровень воды уже достигает 57,6 метра, и Чистополь, где вода держится на отметке 54 метра. По словам Филиппова, опасная отметка для Елабуги равна 59,3 метра, а средним значением является цифра в 57,35 метра.

— По каждому участку водохранилища у нас есть отметки опасные, на это сориентированы городские поселения, населенные пункты. В свое время отметка эта была определена и на нее ориентируются при определении режимов водохранилища. Тот режим, который мы сегодня наблюдаем — это рукотворная вещь. Межведомственная комиссия собирается в Москве, обычно раз в месяц, весной — раз в две недели, и устанавливает значения, по которым будет работать весь каскад водохранилищ — сколько воды и где пропустить, какой уровень и где держать, где какие сбросы установить, — пояснил Артем Филиппов. Наш собеседник отмечает, что несмотря на сохранение всех показателей в пределах нормы, в этом году имеется риск подтопления. В зоне опасности находятся Нижнекамский, Елабужский, Зеленодольский районы, а также район Набережных Челнов. Сейчас водохранилище эксплуатируется на допустимых отметках ниже опасных. Однако, этот «разрыв» небольшой!

— Есть опасность разрушения напорных дамб, но такой риск нельзя просчитать. В зоне риска находится Нижнекамская дамба в районе Красного Ключа, которая сейчас в плачевном состоянии, также дамба в районе западной окраины Набережных Челнов — у озера Лебяжье, — сообщил Филиппов. — Работа Росводресурсов направлена на то, чтобы при выборе параметров работы каскада водохранилищ предусмотреть риски подтопления. Но вместе с тем, необходимо отметить, что в связи с активной индивидуальной застройкой пониженных земельных участков, участков у воды — опасные отметки для населенных пунктов могли соответственно за последние годы измениться, и они должны быть актуализированы.

Артем Филиппов: «Большой сброс воды идет с Нижнекамской ГЭС, с Чебоксарской ГЭС. Он может завтра-послезавтра просто взять и сократиться в два-три раза. И тут экстренно принять решение, скажем, задвижки закрыть, уже не поможет». Фото zai-info.ru

Маловодье после наводнения

Мощный приток воды, который сейчас актуален для нашей республики, может в считанные дни сократиться в разы и, что еще хуже, ситуация может обернуться кардинально — летом Татарстан рискует пережить период «маловодья». Для понимания масштаба проблемы, стоит вспомнить, что поверхностные водозаборы обеспечивают сельское хозяйство в республике, также на реке находятся крупные города, жители которых должны быть в полной мере обеспечены водой. Более того, из-за малого количества воды, ее качество заметно ухудшается. Также в недостатке воды кроются проблемы для судоходства — как минимум, суда начнут садиться на мель.

— Большой сброс воды идет с Нижнекамской ГЭС, с Чебоксарской ГЭС…он может завтра-послезавтра просто взять и сократиться в 2-3 раза. И тут экстренно принять решение, скажем, задвижки закрыть, уже не поможет. У нас сейчас задача такая: если мы не сохраним воду, в должной мере ее не наберем, не аккумулируем в Куйбышевском водохранилище и в других водохранилищах, как выше, так и ниже, мы просто можем ее летом недополучить — нам не хватит. У Росводресурсов стоит сложная задача — тонко все сбалансировать, и чтобы воды хватило, и чтобы не потонуть, — комментирует Артем Филиппов.

Пойдем по сценарию 2010 года?

Также наш собеседник вспомнил засушливый 2010 год — тогда сценарий тоже начинал свое развитие с «большой» воды.

— Вот я смотрел отметки, они были очень высокие тогда на Волге и на Каме. Просто потом резко поступление воды сократилось, наступило лето, жаркое и сухое, и мы оказались без воды. В этом году тоже может быть такое, — сообщил Филиппов. — Вообще, наша работа настроена на подготовку к периоду маловодья, в котором мы сейчас и находимся. Это циклический процесс, который тянется иногда десятилетиями. А через десять лет раз — и начался многоводный период с обильными дождями, снегами. Вот в том году мы маловодье не сильно ощутили в РТ, и в этом году, надеюсь, тоже избежим.

Артем Филиппов: «Вообще, мы настроены на период маловодья, в котором мы сейчас и находимся. Это циклический такой процесс, который проходит иногда десятилетиями». Фото riverpilgrim.livejournal.com

Для того, чтобы быть готовыми к худшему варианту развития событий — то бишь, к засухе, Росводресурсы уже отработали этот вопрос со всеми водоканалами РТ. По словам нашего собеседника, все они подтвердили готовность работать на минимальных отметках водохранилища.

— В подобной ситуации водоканалы могут принять ряд технических мероприятий. В первую очередь, это обеспечение достаточной глубины расположения оголовка водозаборного сооружения, чтобы он не оголился, не оказался без воды. Можно сделать его плавающим, чтобы он менял расположение в зависимости от уровня воды. Плюс, при меньшей воде приходится увеличивать интенсивность очистки, чтобы доводить ее до санитарных показателей, — пояснил Артем Филиппов. —Еще хочу отметить, что несмотря на эти периоды — маловодные, многоводные — в целом, то количество воды, которое расходуется населением, в течение нескольких лет держится на одном примерно уровне. Более того, мы из года в год по чуть-чуть, но сокращаем водопотребление в Татарстане. Я так думаю, за счет счетчиков, за счет ресурсосберегающих технологий.

Лина Саримова

Новости партнеров