Откуда пошли мадьяры, часть 2

В статье венгерского ученого Габора Дьёни «Волго-Уральский регион: колыбель мадьярской государственности?», опубликованной в 4-м выпуске журнала «Золотоордынское наследие» Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, рассматривается историография возникновения венгерской государственности. Дзен-канал «Татарский мир» приводит сокращенный вариант публикации.
Оногурское, булгарское политическое и культурное влияние не обязательно было принято мадьярами в результате их покорения. Наверное, это была длительная взаимосвязь, постепенная эволюция.
В результате в Волго-Уральском регионе возникла венгерская политическая организация, племенной союз Хетумогер. Булгары оказали значительное влияние как на протомадьяр, так и на другие общности Волго-Уральского региона, в частности на финно-угорские народы (марийцев, удмуртов).
Такова картина длительной эволюции и история взаимодействий. Здесь появляется первая известная личность венгерской истории, Леведи. Это имя, безусловно, финно-угорское (мадьярское) и происходит от глагола lenni («быть»). Оно присутствует только в сочинениях К.Багрянородного, в венгерской традиции не сохранилось. Именно он выводил венгров из легендарной страны Леведии. Произошло это после того, как венгры потерпели сокрушительное поражение от печенегов. Возможно, что это действительно было так, и внешняя угроза, печенеги или башкиры, сыграла роль в том, что мадьяры в начале IX в. покинули Волго-Уральский регион.

Известно, что не все мадьяры покинули Волго-Уральский регион. Сегодня можно достаточно уверенно предположить, что дунайские мадьяры и уральские, волжские, восточные мадьяры поддерживали связь друг с другом, по крайней мере,в середине Х в., то есть 50 лет после обретения родины, и 100-120 лет после того, как основная масса мадьяр покинула этот край. Это важно и потому, что указывает на то, что мадьярская этническая идентичность существовала уже в IX в., и то, что Хетумогер как политическая организация не составляла общее множество с мадьярским этносом и что узы мадьярского этноса, пожалуй, были сильнее, нежели политическая организация Хетумогер.
Это, может быть, удивительное явление, но, вероятно, у него имеются рациональные причины — прежде всего общий язык, естественное ядро этнического самосознания.
комментарии
Когда до англичан с американцами дойдёте?
И.Л.Измайлов сотрудник Института Марджани.
Выводы делайте сами.
И воспитали своих ученых-марксистов-националистов. И до сих пор учёное сообщество воспроизводит историков-нео-марксистов-националистов. Науке предстоит ещё долгие десятилетия восстанавливаться после ленинского марксистского погрома 1917 года и ельцинского нео-марксистского погрома 1990-х годов.
Это стихотворение (подстрочный перевод) ясно показывает, что он считал себя булгаром, а не "татарином":
"На земле российской народ мы древний и известный,
В его истории мы чисты как зеркало без пятен,
С русскими испокон веков живем мы в дружбе,
Учась друг у друга, перенимая опыт, обычаи, слова."
Татар десять миллионов, этих "нью ваисовцев" десять человек)))))
Телим булырга мин инсане гали,
Тели күңлем тәгали биттәвали.
Күңел берлән сөям бәхтен ТАТАРның,
Күрергә җанлылык вактын ТАТАРның.
ТАТАР бәхте өчен мин җан атармын:
ТАТАР бит мин, үзем дә чын ТАТАРмын.
Хисапсыз күп минем милләткә вәгъдәм,
Кырылмасмы вавы, валлаһе әгъләм?
(1906)
ТАТАР бит мин, үзем дә чын ТАТАРмын. !!!
Это настоящий Тукай, это не фейк на русском языке.
"... в "Дивану лугат ит-турки" Махмуда Кашгари, относящегося к 1072 году, как образец языка булгар приведены два песенных четверостишия, которые понятны современному читателю без всякого перевода."
Из научно-популярной книги Абрара Каримуллина "Татары: этнос и этноним", Казань, Татарское книжное издательство, 1988.
ТАТАР бит мин, үзем дә чын ТАТАРмын. !!!
Это настоящий Тукай, это не фейк на русском языке.
чтобы они штурмовали укрепление или грабили вражеский лагерь. Они заслуживают того, чтобы признать их отменными воителями, потому что издали ведут бой стрелами, снабженными искусно сработанными остриями из кости, а сблизившись в рукопашную с неприятелем, бьются с беззаветной отвагой мечами и, уклоняясь сами от удара, набрасывают на врага аркан, чтобы лишить его возможности усидеть на коне или уйти пешком. Никто у них не пашет и никогда не коснулся сохи. Без определенного места жительства, без дома, без закона или устойчивого образа жизни кочуют они, словно вечные беглецы, с кибитками, в которых проводят жизнь; там жены ткут им их жалкие одежды, сближаются с мужьями, рожают, кормят детей 'до возмужалости. Никто у них не может ответить на вопрос, где он родился: зачат он в одном месте, рожден—далеко оттуда, вырос—еще дальше. Когда нет войны, они вероломны, непостоянны, легко поддаются всякому дуновению перепадающей новой надежды, во всем полагаются на дикую ярость. Подобно лишенным разума животным, они пребывают в совершенном неведений, что честно, что не честно, не надежные в слове и темные, не связаны уважением ни к какой религии или суеверию, пламенеют дикой страстью к золоту, до того изменчивы и скоры на гнев, что иной раз в тот же самый день отступаются от своих союзников без всякого подстрекательства и точно также без чьего бы то ни было посредства опять мирятся.»
Аммиан Марцеллин
Если они ваших страшилок испугаются, то сразу и переименуются в славян или фракийцев.
"... Казанские же татары, называя себя по вере мусульманами или по происхождению булгарами, не уважают для себя названия «татарин»."
На стр. 98 научно-популярной книги Абрара Гибадулловича Каримуллина "Татары: этнос и этноним" заголовок главы называется: "О живучести прозвища "татары". (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.)
Выводы научной сессии:
«Современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками болгар, этноним татары в отношении их является исторической ошибкой». Борис Греков (1882-1953), академик, историк и общественный деятель, директор Московского института истории.
Материалы научной сессии АН СССР 1946 года вышли под названием "Происхождение казанских татар". Казань. 1948 г.
ТАТАР бит мин, үзем дә чын ТАТАРмын.
Габдулла Тукай
"Сами татары называют себя булгарами, ставя себя в самую непосредственную связь с этой народностью."
Татар десять миллионов, этих "нью ваисовцев" десять человек)))))
"Антитатарская политика царизма, православной церкви, шовинистической историографии "превратилась в национальное издевательство над татарами" (С. Х. Алишев. Татары Среднего Поволжья в пугачевском восстании. Казань, 1973, с.49)."
А уже в 21-м веке ученому можно было написать и правду:
C.Х. Алишев, док.ист.наук: «История Казанского ханства» Казань 2003г. стр.12: «На территории Золотой Орды народ с именем татары не проживал, так называемый язык татарский не сохранился, археологические находки и другие свидетельства («татар» - прим.) отсутствуют».
Стр. 14: «Сам народ до 1917 г. противился называть себя татарами. Писатели, поэты и другие деятели, под произведениями подписывая свое имя добавляли тахаллус «аль Булгари».
Как вариант, для полного отказа от прозвища "татары", булгары также готовы были взять за этноним слово "тюрки", но до революции жандармерия стала приписывать им "пантюркизм", а после революции - посчитали, что это слово относится больше, чем к одному народу.
Сейчас было бы оптимально называть себя булгары-тюрки.
Татарлыктан татар һич гарь итәрме,
Кеше уз исемен инкяр итәрме?
Татарлыкта татар углы татармын,
Татар тугел димә - башың ватармын!
Это не наш поэт - не булгар, а ордынец.
"Антитатарская политика царизма, православной церкви, шовинистической историографии "превратилась в национальное издевательство над татарами" (С. Х. Алишев. Татары Среднего Поволжья в пугачевском восстании. Казань, 1973, с.49)."
А уже в 21-м веке можно писать и правду:
C.Х. Алишев, док.ист.наук: «История Казанского ханства» Казань 2003г. стр.12: «На территории Золотой Орды народ с именем татары не проживал, так называемый язык татарский не сохранился, археологические находки и другие свидетельства («татар» - прим.) отсутствуют».
Стр. 14: «Сам народ до 1917 г. противился называть себя татарами. Писатели, поэты и другие деятели, под произведениями подписывая свое имя добавляли тахаллус «аль Булгари».
ТАТАР бит мин, үзем дә чын ТАТАРмын.
Габдулла Тукай
Настоящая цитата Алишева приведена выше.
Карамзин: «Ни один из нынешних народов татарских не именуют себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей».
История булгар в Поволжье показывает, что наш этнос ценит жизнь не только свою, но и всех других. Именно поэтому Казань была выбрана ОИС как молодежная столица мира.
И несмотря на то, что пока не удалось еще избавиться от прозвища "татары", булгары не озлобились, а человечны.
На стр. 98 научно-популярной книги ученого-филолога Абрара Гибадулловича Каримуллина "Татары: этнос и этноним" заголовок главы называется: "О живучести прозвища "татары". (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.)