Новости раздела

Откуда пошли мадьяры, часть 2

Откуда пошли мадьяры, часть 2
Фото: realnoevremya.ru/с выставки Ильдуса Муртазина Terra Bular

В статье венгерского ученого Габора Дьёни «Волго-Уральский регион: колыбель мадьярской государственности?», опубликованной в 4-м выпуске журнала «Золотоордынское наследие» Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, рассматривается историография возникновения венгерской государственности. Дзен-канал «Татарский мир» приводит сокращенный вариант публикации.

Оногурское, булгарское политическое и культурное влияние не обязательно было принято мадьярами в результате их покорения. Наверное, это была длительная взаимосвязь, постепенная эволюция.

В результате в Волго-Уральском регионе возникла венгерская политическая организация, племенной союз Хетумогер. Булгары оказали значительное влияние как на протомадьяр, так и на другие общности Волго-Уральского региона, в частности на финно-угорские народы (марийцев, удмуртов).

Такова картина длительной эволюции и история взаимодействий. Здесь появляется первая известная личность венгерской истории, Леведи. Это имя, безусловно, финно-угорское (мадьярское) и происходит от глагола lenni («быть»). Оно присутствует только в сочинениях К.Багрянородного, в венгерской традиции не сохранилось. Именно он выводил венгров из легендарной страны Леведии. Произошло это после того, как венгры потерпели сокрушительное поражение от печенегов. Возможно, что это действительно было так, и внешняя угроза, печенеги или башкиры, сыграла роль в том, что мадьяры в начале IX в. покинули Волго-Уральский регион.

скриншот realnoevremya.ru дзен-канала «Татарский мир»

Известно, что не все мадьяры покинули Волго-Уральский регион. Сегодня можно достаточно уверенно предположить, что дунайские мадьяры и уральские, волжские, восточные мадьяры поддерживали связь друг с другом, по крайней мере,в середине Х в., то есть 50 лет после обретения родины, и 100-120 лет после того, как основная масса мадьяр покинула этот край. Это важно и потому, что указывает на то, что мадьярская этническая идентичность существовала уже в IX в., и то, что Хетумогер как политическая организация не составляла общее множество с мадьярским этносом и что узы мадьярского этноса, пожалуй, были сильнее, нежели политическая организация Хетумогер.

Это, может быть, удивительное явление, но, вероятно, у него имеются рациональные причины — прежде всего общий язык, естественное ядро этнического самосознания.

Габор Дьени
ОбществоИсторияКультура Татарстан
комментарии 41

комментарии

  • Анонимно 08 ноя
    Понятно. Короче, хунгары или мадьяры - тоже 100 % -ые татары...
    Когда до англичан с американцами дойдёте?
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Уже дошли до Адама.
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Кроме шуток, от пожилой "татарки" (которая из булгар) слышал: "Адам баласы", в смысле "человек".
    Ответить
  • Анонимно 08 ноя
    Измайлов пишет,что этнического самосознания тогда еще не было,было религиозное и социальное. Кто прав?
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Gаbor Gyоni профессор Будапештского университета.
    И.Л.Измайлов сотрудник Института Марджани.
    Выводы делайте сами.
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Всех думающих учёных, в том числе и историков, марксисты вырезали ещё в 1917-1930-х гг.
    И воспитали своих ученых-марксистов-националистов. И до сих пор учёное сообщество воспроизводит историков-нео-марксистов-националистов. Науке предстоит ещё долгие десятилетия восстанавливаться после ленинского марксистского погрома 1917 года и ельцинского нео-марксистского погрома 1990-х годов.
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    как может быть Измайлов националистом, если он отрицает этническое самосознание в период Средневековья?
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Для каких-то народов отрицает, а для каких-то - не отрицает. По предыдущим частям его публикаций сложилось мнение, что его цель (или не его) - "красиво вписать" родословные ордынских ханов в историю современных "татар" (булгар), а для этого надо обосновать, что у булгар этноса не было до той поры, когда их захватчики-покорители 13-го века "культурно" не организовали их в совместный этнос.
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    И поэта нашего, булгара Г. Тукая, хотят "приватизировать" ордынцы.
    Это стихотворение (подстрочный перевод) ясно показывает, что он считал себя булгаром, а не "татарином":
    "На земле российской народ мы древний и известный,
    В его истории мы чисты как зеркало без пятен,
    С русскими испокон веков живем мы в дружбе,
    Учась друг у друга, перенимая опыт, обычаи, слова."
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Десять булгаристов создают "бурю в стакане")))))

    Татар десять миллионов, этих "нью ваисовцев" десять человек)))))
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Габдулла Тукай. «Үз-үземә»

    Телим булырга мин инсане гали,
    Тели күңлем тәгали биттәвали.

    Күңел берлән сөям бәхтен ТАТАРның,
    Күрергә җанлылык вактын ТАТАРның.

    ТАТАР бәхте өчен мин җан атармын:
    ТАТАР бит мин, үзем дә чын ТАТАРмын.

    Хисапсыз күп минем милләткә вәгъдәм,
    Кырылмасмы вавы, валлаһе әгъләм?

    (1906)
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    ТАТАР бәхте өчен мин җан атармын:
    ТАТАР бит мин, үзем дә чын ТАТАРмын. !!!

    Это настоящий Тукай, это не фейк на русском языке.
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Г. Тукай писал на языке поволжский тюрки (фактически современный "татарский" литературный язык):
    "... в "Дивану лугат ит-турки" Махмуда Кашгари, относящегося к 1072 году, как образец языка булгар приведены два песенных четверостишия, которые понятны современному читателю без всякого перевода."
    Из научно-популярной книги Абрара Каримуллина "Татары: этнос и этноним", Казань, Татарское книжное издательство, 1988.
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    ТАТАР бәхте өчен мин җан атармын:
    ТАТАР бит мин, үзем дә чын ТАТАРмын. !!!

    Это настоящий Тукай, это не фейк на русском языке.
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Так то в Средневековье...
    Ответить
  • Анонимно 08 ноя
    В сегодняшнип времена «булгар» превратилось в кличку для небольшрй части татар и чуваш,для тех кто из них не жилает быть тюрками татарами и чувашами.
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Что писали о булгарах ихние современники:

    чтобы они штурмовали укрепление или грабили вражеский лагерь. Они заслуживают того, чтобы признать их отменными воителями, потому что издали ведут бой стрелами, снабженными искусно сработанными остриями из кости, а сблизившись в рукопашную с неприятелем, бьются с беззаветной отвагой мечами и, уклоняясь сами от удара, набрасывают на врага аркан, чтобы лишить его возможности усидеть на коне или уйти пешком. Никто у них не пашет и никогда не коснулся сохи. Без определенного места жительства, без дома, без закона или устойчивого образа жизни кочуют они, словно вечные беглецы, с кибитками, в которых проводят жизнь; там жены ткут им их жалкие одежды, сближаются с мужьями, рожают, кормят детей 'до возмужалости. Никто у них не может ответить на вопрос, где он родился: зачат он в одном месте, рожден—далеко оттуда, вырос—еще дальше. Когда нет войны, они вероломны, непостоянны, легко поддаются всякому дуновению перепадающей новой надежды, во всем полагаются на дикую ярость. Подобно лишенным разума животным, они пребывают в совершенном неведений, что честно, что не честно, не надежные в слове и темные, не связаны уважением ни к какой религии или суеверию, пламенеют дикой страстью к золоту, до того изменчивы и скоры на гнев, что иной раз в тот же самый день отступаются от своих союзников без всякого подстрекательства и точно также без чьего бы то ни было посредства опять мирятся.»
    Аммиан Марцеллин
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Дунайских болгар пугайте, ведь у нас с ними один общий этноним (не этнос!).
    Если они ваших страшилок испугаются, то сразу и переименуются в славян или фракийцев.
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    "ихние" неправильно.
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Это татарский научный термин. А ещё есть шулай
    Ответить
  • Анонимно 08 ноя
    Гайнетдин Ахмеров *Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете.— Казань, 1903 //. Предания и исторические данные о мишарях
    "... Казанские же татары, называя себя по вере мусульманами или по происхождению булгарами, не уважают для себя названия «татарин»."

    На стр. 98 научно-популярной книги Абрара Гибадулловича Каримуллина "Татары: этнос и этноним" заголовок главы называется: "О живучести прозвища "татары". (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.)

    Выводы научной сессии:
    «Современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками болгар, этноним татары в отношении их является исторической ошибкой». Борис Греков (1882-1953), академик, историк и общественный деятель, директор Московского института истории.
    Материалы научной сессии АН СССР 1946 года вышли под названием "Происхождение казанских татар". Казань. 1948 г.
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    В сегодняшнип времена «булгар» превратилось в кличку для небольшрй части татар и чуваш,для тех кто из них не жилает быть тюрками татарами и чувашами.
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Булгары не наглые и так нахально не наседают на оппонентов, как тут некоторые.
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    ТАТАР бәхте өчен мин җан атармын:
    ТАТАР бит мин, үзем дә чын ТАТАРмын.

    Габдулла Тукай
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Спасский Н. А. («Очерки по родиноведению») в 1912 г.:
    "Сами татары называют себя булгарами, ставя себя в самую непосредственную связь с этой народностью."
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Десять булгаристов создают "бурю в стакане")))))

    Татар десять миллионов, этих "нью ваисовцев" десять человек)))))
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Татар уже давно миллиард, смотрите и читайте соответствующий сайт.
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Так как в советское время любой ученый вынужден был называть булгар-мусульман "татарами", так и А. Каримуллин назвал свою книгу "Татары: этнос и этноним", и в ней он привел высказывание С. Х. Алишева (которое фактически описывало положение булгар-мусульман):
    "Антитатарская политика царизма, православной церкви, шовинистической историографии "превратилась в национальное издевательство над татарами" (С. Х. Алишев. Татары Среднего Поволжья в пугачевском восстании. Казань, 1973, с.49)."

    А уже в 21-м веке ученому можно было написать и правду:
    C.Х. Алишев, док.ист.наук: «История Казанского ханства» Казань 2003г. стр.12: «На территории Золотой Орды народ с именем татары не проживал, так называемый язык татарский не сохранился, археологические находки и другие свидетельства («татар» - прим.) отсутствуют».
    Стр. 14: «Сам народ до 1917 г. противился называть себя татарами. Писатели, поэты и другие деятели, под произведениями подписывая свое имя добавляли тахаллус «аль Булгари».

    Как вариант, для полного отказа от прозвища "татары", булгары также готовы были взять за этноним слово "тюрки", но до революции жандармерия стала приписывать им "пантюркизм", а после революции - посчитали, что это слово относится больше, чем к одному народу.
    Сейчас было бы оптимально называть себя булгары-тюрки.
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Если им нравится называться "татарами" (монголами), то мы же не против. А вот наши предки на этой земле погибали от монгол, и мы ходим по их праху. Нам нельзя себя называть монголами (татарами). И у нас есть своя история - тяжелее, но не хуже монгольской.
    Ответить
    Анонимно 09 ноя
    Дәрдмәнд

    Татарлыктан татар һич гарь итәрме,
    Кеше уз исемен инкяр итәрме?
    Татарлыкта татар углы татармын,
    Татар тугел димә - башың ватармын!
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Угроза в последней строке четверостишия очень характеризует его самого.
    Это не наш поэт - не булгар, а ордынец.
    Ответить
  • Анонимно 08 ноя
    В советское время любой историк вынужден был называть булгар-мусульман "татарами", так и А. Каримуллин, который привел в книге "Татары: этнос и этноним" высказывание С. Х. Алишева (которое фактически описывает положение булгар-мусульман):
    "Антитатарская политика царизма, православной церкви, шовинистической историографии "превратилась в национальное издевательство над татарами" (С. Х. Алишев. Татары Среднего Поволжья в пугачевском восстании. Казань, 1973, с.49)."

    А уже в 21-м веке можно писать и правду:
    C.Х. Алишев, док.ист.наук: «История Казанского ханства» Казань 2003г. стр.12: «На территории Золотой Орды народ с именем татары не проживал, так называемый язык татарский не сохранился, археологические находки и другие свидетельства («татар» - прим.) отсутствуют».
    Стр. 14: «Сам народ до 1917 г. противился называть себя татарами. Писатели, поэты и другие деятели, под произведениями подписывая свое имя добавляли тахаллус «аль Булгари».
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    ТАТАР бәхте өчен мин җан атармын:
    ТАТАР бит мин, үзем дә чын ТАТАРмын.

    Габдулла Тукай
    Ответить
    Анонимно 08 ноя
    Антитатарская политика булгаристов "превратилась в национальное издевательство над татарами" (С. Х. Алишев. Татары Среднего Поволжья в пугачевском восстании. Казань, 1973, с.49).
    Ответить
    Анонимно 20 ноя
    Подлые приемы характеризуют того, кто их применяет.
    Настоящая цитата Алишева приведена выше.
    Ответить
  • Анонимно 08 ноя
    Венгров знаю, татар знаю. Кто такие "булгары"?
    Ответить
    Анонимно 09 ноя
    Так это вы, "татары" поволжские.
    Ответить
    Анонимно 09 ноя
    Мы татары. Это ты булгар? Ты где живешь, в Болгарии?
    Ответить
    Анонимно 21 ноя
    Л.Н. Гумилев: "…потомки этих булгар, составляющие значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «татары», а их язык «татарским». Хотя это не больше чем камуфляж." (Корни нашего родства // Известия. - 1988. - 13 апр.)
    Ответить
  • Анонимно 21 ноя
    "татары. (Историческое). Этот термин, как название народа, имеет скорее историческое, чем этнографическое значение. Татар, как отдельного народа, не существует" (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1901, т.64, с. 671).

    Карамзин: «Ни один из нынешних народов татарских не именуют себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей».
    Ответить
  • Анонимно 21 ноя
    Л. Гумилев: "Все, что мы видим, — этнично. Потому что этнос — это способ вести себя, приемлемый для ваших соседей. Каждый человек должен себя как-то вести, то есть он принадлежит к какому-то этносу."
    История булгар в Поволжье показывает, что наш этнос ценит жизнь не только свою, но и всех других. Именно поэтому Казань была выбрана ОИС как молодежная столица мира.
    И несмотря на то, что пока не удалось еще избавиться от прозвища "татары", булгары не озлобились, а человечны.
    На стр. 98 научно-популярной книги ученого-филолога Абрара Гибадулловича Каримуллина "Татары: этнос и этноним" заголовок главы называется: "О живучести прозвища "татары". (Абрар Каримуллин "Татары: этнос и этноним". - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.- 128 с.)
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров