Новости раздела

Желтая кофта в Дворянском собрании

Желтая кофта в Дворянском собрании
Фото: скриншот realnoevremya.ru видео «ПОЧЕМУ ПОКОНЧИЛ СОБОЙ ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ?»/ youtube.com, аккаунт «СЛЕД ИСТОРИИ»

Желтая кофта, в которой любил появляться на публике Владимир Маяковский, стала символом русского футуризма. Так он протестовал против общепринятых правил общества выступать во фраках и сюртуках. Как отреагировали казанцы на появление поэта в таком виде и как восприняли его стихи, в своем дзен-канале «Записки о провинции» рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Елена Миронова.

20 февраля 1914 года в Дворянском собрании Казани состоялась лекция футуристов «О живописи и литературе». Выступали Владимир Маяковский, Давид Бурлюк и Василий Каменский. Встреча вызвала интерес казанцев, собрав до 1 500 человек.

Маяковский выступал в желтой кофте и желтом галстуке. По выходу на эстраду он сразу же удивил публику, заявив: «Я умный». Толпа встретила фразу хохотом. Дальнейшая лекция поэта еще более эпатировала публику. Так, слова, что Пушкин, Лермонтов, Достоевский — это мальчики, неспособные удовлетворить запросы современного человека, были встречены свистом, но Маяковский и тут не растерялся , заметив, что «видит у людей, открывших для свиста свой рот, не прожеванные армяки» и желающие посвистать могут сделать это после его доклада. Вся его лекция сопровождалась то свистом, то хлопаньем в ладоши.

скриншот realnoevremya.ru видео «Владимир Маяковский на кадрах кинохроники, 1918-1925, Живой голос поэта России»/ youtube.com, аккаунт «Виктор Тарасов — видеоканал «Наша История»

Бурлюка тоже неоднократно освистывали, а когда он закончил, из толпы раздались возгласы «Слава Богу».

Все трое читали свои произведения. На просьбы перевести их на общепонятный язык Маяковский ответил, что трудно незнающему английского языка объяснить его в двух словах, точно так же он не может объяснить и своих произведений, их нужно изучать.

Маяковский приезжал в Казань еще дважды и всегда собирал полные залы. Но это происходило уже после революции, когда он стал глашатаем революции и перестал быть скандальным поэтом.

Елена Миронова
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров