Новости раздела

Буинские «Зятья»: проверенные, долгоиграющие

Театральные постановки Татарстана: смотрим дома. Часть 56-я

Буинские «Зятья»: проверенные, долгоиграющие
Фото: realnoevremya.ru/Евгений Федоров

На следующей неделе Буинский театр обретет новое здание — он въедет в местный Дом культуры. В связи с этим смотрим спектакль «Кияүләр» по пьесе Туфана Миннуллина «Гөргөри кияүләре» (12+), с которого началась его история.

Кряшенская классика

«Зятья Григория», как известно, идут с мая 1995 года в Камаловском театре, и это один из двух долгоиграющих спектаклей в истории современного татарского лицедейства вообще (второй — это «Җанкисәккәем», «Свет очей моих» ). Порой кажется, что зрителю и не особо важно, что происходит на сцене: просто заряженные актеры вылетают на сцену (в различных комбинациях) и выдают безостановочный поток из конфликтов, шуток, песен, борьбы…

Поставил его режиссер Марсель Салимжанов, оформил спектакль художник Тан Еникеев. В 2014-м «Зятья Григория» вышли в уфимском театре «Нур». Вообще, спектакль любят и народные театры.

Историю о кряшенах Миннуллин писал, проживая в селе Ташкирмень Лаишевского района у Николая и Катерины: изучив обряды и, что особенно важно, наслушавшись местной речи. Он создал историю о том, как Гэргэри (Илдар Латыпов) с Катериной (Гульназ Гиззатуллина) решили выдать младшую дочь по имени Уринэ (Лилия Галиуллина) замуж по народным обычаям, устроив между Васькой-Бегемотом (Ильшат Гайсин), Жаграпом-Сова (Раиль Садриев) и Микушем (Вильдан Ибрагимов) состязания. У Туфана абый есть воспоминание: восхитившись, как сильно хозяева сильно любят друг друга, он расспросил, как они поженились: «Куля сказал, выходи за меня, я вышла» — «Я сказал, потому что любил».

В Буинске историю театра начинают с попытки поставить спектакль: руководитель кружка учитель Акрам Мифтахетдинов пишет прошение царю с просьбой предоставить цензора. Удается это только после февральской революции, так 4 мая 1917 года появляется спектакль «Казанга сәяхәт» («Путешествие в Казань»). В 1918-м Салих Сайдашев, Сидтик Айдаров һәм Файзи Биккинин устраивают здесь школу искусств, появляется городской театр, в нем играют Камал I, Камал II, Бари Болгарский, Гульсум Болгарская, Шакир Шамильский, Галия Камская и другие актеры. У театра есть здание, в 1924-м ему строят собственное и дают имя Габдуллы Кариева. После он становится колхозно-совхозным театром, получает статус передвижного театра и прекращает работу в 1949-м. В здание въезжает кинотеатр, потом это был дом пионеров и школьников.

Театр — сатирический

16 февраля 2002 года с репетиций именно «Гөргөри кияүләре» начинается новая история театра. В 2003-м появляется Буинский народный под руководством Раиля Садриева — активно гастролирующая труппа, которая в 2007-м становится государственным театром. У него есть зал на 194 места.

В этом году спектакль «Дервиш» представлен на «Золотой маске» в номинации «Драма малой формы», а сам Раиль Садриев — в номинации «Мужская роль». В городе проходит лаборатория «Буинская Талия» и международный фестиваль «Идель-Буа-Урал: пространство диалога», словом, теперь это известный театральный критик регионам.

Но никуда в истории не деться и от классической кряшенской истории. Все-таки Буинский театр изначально заявлялся как комедийный, сатирический, занялся работой с «эстрадным зрителем».

Видео начинается с продолжительного показа подготовки, актеров, зрителей. Сценографию задают еникеевские стандарты: это цветастый дом (крепость, помечают обычно критики). У каждого образа есть проверенный набор характеристики. Микуш — скромный, Васька — блатной, Жаграп — наглый. Трудно представить, что зритель не знает этот текст. При этом играют ведь не известные актеры, обычные, им эта история явно впору. Садриев на их фоне с ядреной энергетикой даже пугает, воспринимаясь даже не как актер, а реальный криминальный авторитет.

А на объявлении артистов (а также видеооператоров) можно увидеть крохотный зал, в котором сыгран спектакль. Кстати, в буинском ДК — 400 мест.

Радиф Кашапов
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров