Новости раздела

Челны выставили на торги 50 собянинских автобусов, сбивая цены на НЕФАЗы казанцев

Крупные города избавляются от подержанных автобусов, а малые — эксплуатируют их с простоями

Челны выставили на торги 50 собянинских автобусов, сбивая цены на НЕФАЗы казанцев
Фото: скриншот realnoevremya.ru видео youtube.com/watch?v=lxq26oy_xak

Казанские перевозчики выставили на аукцион партию крупногабаритных пассажирских автобусов НЕФАЗ-5299-30-32, которые по условиям муниципального контракта должны быть сняты с эксплуатации по достижении ими десятилетнего «возраста». При стартовой цене в 550 тысяч рублей ни одной заявки не поступило. Сбить цену угрожает эшелон челнинского автохлама: на ноябрьские торги выставлено более 50 московских ЛиАЗов от 131 тысячи рублей. «Если КАМАЗ заменит американский двигатель Cummins на отечественный, то ресурс НЕФАЗов можно продлить еще на несколько лет», — не жалеют о покупке в беседе с «Реальным временем» татарстанские эксплуатанты б/у, поторопившиеся с покупкой.

Перевозчики избавляются от старых автобусов

В преддверии обновления автобусного парка крупные города республики начали «выбрасывать» на торги отработавшую свой срок пассажирскую технику. Казань, Набережные Челны, Нижнекамск выводят из эксплуатации устаревшие автобусы НЕФАЗ, МАЗ, ЛиАЗ и ПАЗ. По условиям муниципальных контрактов перевозчики не вправе ставить в рейс автобусы, чей «возраст» превысил 10-летний рубеж. В общей сложности муниципалитеты собираются избавиться от 70—80 автобусов 2012 года выпуска, следует из информации, размещенной на электронной торговой площадке.

Казань в октябре объявила новый аукцион по продаже «возрастных» «краснобусов». На этот раз муниципальное ПАТП-2 (обслуживает 19 городских маршрутов) выставило на торги девять крупногабаритных НЕФАЗ-5299-30-32, выпущенных в 2012 году. Продавец установил единую начальную цену в 550 тысяч рублей (для сравнения: цена на новый автобус НЕФАЗ начинается от 14 млн рублей).

Муниципалитеты собираются избавиться от 70—80 автобусов 2012 года выпуска. realnoevremya.ru/ Максим Платонов

Автобусы «на ходу»

По техническому состоянию автобусы могут отличаться друг от друга (хотя бы по величине пробега), что может повлиять на стартовую цену. Но в аукционной документации их не стали различать и описали двумя емкими фразами: «на ходу» и «хорошее». Организаторы торгов решили не углубляться в детали состояния каждого транспортного средства. Но понимая, что подержанная машина — это кот в мешке, предложили заинтересованным покупателям оценить технику на месте.

Отдельным пунктом прописано, что «организатор аукциона обеспечивает осмотр имущества без взимания платы, но по предварительно поданным заявкам». Покупателям нужно было приехать и осмотреть транспортные средства в Казани на ул. Крылова, 3.

Чуть более подробно описана модификация НЕФАЗ-5299-30-32. Суть в том, что она оснащена американским дизельным двигателем Cummins 6ISBe270B мощностью 201,2 кВт, следует из документации. К тому времени КАМАЗ успел локализовать технику иностранными компонентами, но не полностью. Поэтому есть возможность обеспечения запасными частями. Требование к участникам торгов одно — внесение задатка в размере 10% от начальной цены.

По техническому состоянию автобусы могут отличаться друг от друга (хотя бы по величине пробега), что может повлиять на стартовую цену. realnoevremya.ru

«Собянинские» автобусы перебили цену казанцам

Аукцион проходил 23 октября. Ни одной заявки подано не было, поэтому торги признали несостоявшимися, следует из протокола. Всего в ротации на электронной торговой площадке находится около 50 автобусов казанского МУП ПАТП-2, выставленных в начале этого года. Среди них автобусы белорусского производителя марки МАЗ-103465, оцененные от 500 до 700 тысяч рублей. Покупателей на них также не нашлось.

Сбить цену угрожает выведение на вторичный рынок московских ЛиАЗов, которые работали в Набережных Челнах. Муниципальный перевозчик «Горкоммунхоз» собирается продать более 50 московских автобусов. Два года назад в разгар транспортного коллапса их подарил мэр Москвы Сергей Собянин. Теперь машины решили продать с самым большим дисконтом: стартовая цена начинается от 131 тысячи рублей и не превышает 220 тысяч рублей. По техническим характеристикам они не уступают НЕФАЗам. Торги назначены на 8 ноября.

Сбить цену угрожает выведение на вторичный рынок московских ЛиАЗов, которые работали в Набережных Челнах. скриншот realnoevremya.ru видео youtube.com/watch?v=lxq26oy_xak

«Это техника такая, выжали из нее весь сок»

Впрочем, до выхода на рынок автохлама казанские перевозчики успели реализовать около 10 автобусов НЕФАЗ по цене в 700 тысяч рублей. Одним из покупателей стал перевозчик из Тукаевского района Татарстана. ООО «Рэлса» в марте приобрело два автобуса на бюджетные средства, чтобы обеспечить перевозки жителей до садов во время летнего сезона. Экс-замдиректора компании Динар Назипов сам ездил в Казань выбирать автобусы и привез их в район. Он не жалеет, что поторопился с покупкой.

— Нас заинтересовала марка НЕФАЗ, потому что она доступна в обслуживании. Московские ЛиАЗы не пригодны в ремонте, — объяснил он в разговоре с «Реальным временем», добавив, что «собянинские» автобусы полностью собраны из иностранных компонентов, на которые нет запчастей: — Здесь установлен иностранный двигатель, он полностью оснащен иностранной системой, начиная от движка и заканчивая ходовой частью. Это техника такая, можно сказать, не подлежит эксплуатации, выжали из нее весь сок. Но все зависит от технического обслуживания автобусов. На тот момент, когда мы покупали, цена была приемлемая. 500—700 тысяч рублей — допустимая цена, так как на рынке 10-летние автобусы начинаются от 1 млн рублей и выше. До этого НЕФАЗ брали подороже — за 900 тысяч рублей.

Больше машин в компании покупать не планируют, так как муниципальный контракт по обслуживанию садовых обществ закончился. «Эти перевозки выполняются с мая по сентябрь. С приобретением двух автобусов мы доукомплектовали парк техники. Он состоит из автобусов разных марок и иностранного производства, и НЕФАЗов. Два автобуса отработали летний сезон. Как показали себя в эксплуатации? Если оценивать их по 10-балльной шкале, то могу поставить им 4 балла. Мы были готовы к такому результату. Они ломаются. Грубо говоря, из пяти месяцев рабочего сезона простояли на ремонте 2 месяца. Это не значит, что на такой долгий срок растянулся ремонт. Причина — дефицит запасных частей. КАМАЗ поменял свой специфику по двигателям. Постоянно выходит из строя американский двигатель Cummins. Вместо него автозавод ставит собственные двигатели. В этом году мы планируем поменять американские двигатели на камазовские. Ремонт американских двигателей растягивается по времени почти на месяц».

Сейчас, по словам собеседника издания, на продажу выставляют много б/у автобусов. Перевозчик считает, что часть этой техники вполне можно приобретать, но с условием, что придется менять американский двигатель на отечественный.

Больше машин в компании покупать не планируют, так как муниципальный контракт по обслуживанию садовых обществ закончился. realnoevremya.ru

«Автобусы эксплуатируем в Липецке, сталкивались с простоями»

Еще одним перевозчиком, купившим подержанные казанские НЕФАЗы, стала индивидуальный предприниматель Вера Филимонова. Она приобрела семь машин в интересах частного перевозчика из Липецка. Все машины — камазовские автобусы с отечественными двигателями, внешне выглядят привлекательнее и по цене ниже.

— Мы покупали автобусы на дотацию от государства на обновление подвижного состава. Автобусы эксплуатируем на регулярных маршрутах в Липецке, сталкивались с простоями. Они случались потому, что не всегда диагност может определить конкретную причину неисправности. Уровень диагноста и электрика должен быть достаточно высоким, еще необходимо сложное техническое оборудование. К сожалению, производитель не дает доступа к программам, которые бы ускорили диагностику технических неисправностей, — заметила предпринимательница.

По ее словам, в городе ситуация с общественным транспортом такая, что каждые полгода проводят торги: «Нет уверенности, что будем существовать для развития. Если нет контракта, значит, дотации на перевозку не дадут. Если бы никому не давали, тогда другое дело. Но ведь дают своим муниципальным предприятиям, через них проходят огромные деньги. Сейчас мы обслуживаем три маршрута, в ноябре появится четвертый. Семь автобусов курсируют по этим трем маршрутам».

Луиза Игнатьева
ЭкономикаБюджетФинансы Татарстан

Новости партнеров