Новости раздела

«Флот РТ» причаливает к речному порту Казани, оставив вокзал Зиганшину

АО «Флот РТ» собирается подать заявку на участие в конкурсе на право управления речными портами Казани, Свияжска и Болгара

«Флот РТ» причаливает к речному порту Казани, оставив вокзал Зиганшину
Фото: realnoevremya.ru/Динар Фатыхов

Правительство Татарстана объявило открытый конкурс по выбору новой управляющей компании для обслуживания речных портов Казани, Свияжска и Болгара. Их причальную инфраструктуру собираются передать в доверительное управление сроком на 5 лет. АО «Татфлот» Равиля Зиганшина уходит с рынка пассажирских перевозок, сообщили в отрасли. Основным претендентом на порты считается новый оператор АО «Флот РТ», который собирается подать заявку в ближайшие дни. Если он выиграет, ему придется «дружить» с «Татфлотом», так как Равилю Зиганшину оставляют грузовой терминал и центральное здание речного порта Казани.

Новый «штурман» на подходе

Этот конкурс будет уже не очередным «проходным» конкурсным отбором, когда казанская компания «Татфлот» автоматически выходила в победители и прервать ее «чемпионскую» серию казалось невозможным. С большей вероятностью можно сказать, что наступает поворотный момент.

У АО «Татфлот» завершается контракт на пассажирские перевозки с Министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ. Одновременно близится к концу госконтракт на выполнение социальных перевозок, заключенный с ООО «СК Татфлот». И похоже, предприниматель продлевать их не собирается.

У «Татфлота» завершается контракт на пассажирские перевозки с Миндортрансом РТ. realnoevremya.ru/ Динар Фатыхов

Республиканские власти готовы поставить у руля нового «штурмана», который сумеет расширить речные маршруты из Казани на фоне заинтересованности федеральных властей возродить судоходство в стране. Ведь к октябрю руководство российского Минтранса должно подготовить «актуализированную заявку» с возможными источниками финансирования речного судоходства в рамках подготовки бюджета на 2024—2026 годы, чтобы перезапустить пассажирское сообщение в регионах с будущего года. Одним словом, время менять кормчего, можно сказать, наступило.

Порты Казани, Свияжска, Болгара «расторгуют» по отдельности

О начале конкурса по выбору управляющей компании по обслуживанию речных портов объявили в конце сентября. Извещение об этом было опубликовано на официальном портале по проведению госторгов. Как следует из документа, на торги выставлена причальная инфраструктура сразу трех портов — Казани, Свияжска, Болгара. Их имущество не объединено в «одну корзину», а разделено на три самостоятельных лота.

Самый интересный лот — старейший причал Казанского речного порта, который находится на улице Портовой вблизи Казанки. Согласно технической документации, он был построен в 1972 году, протяженность подпорной стенки 870 метров. Центральное здание речного вокзала (в обиходе его называют «стекляшка») не продается, поскольку не является собственностью республики — оно принадлежит ПСО «Казань». Еще в середине 2000-х годов сооружение собирались реконструировать, чтобы успеть к празднованию 1000-летия Казани, но работу так и не довели до конца. Тогда хотели увеличить объем вокзала за счет двух надстраиваемых этажей и преобразить внешний вид за счет остекления общей площадью 1800 квадратных метров. Предполагалось разместить гостиницу на 87 номеров, комфортные залы ожидания со всеми удобствами, кафе, бары, ресторан.

Самый интересный лот — старейший причал Казанского речного порта. realnoevremya.ru/ Ринат Назметдинов

Самый большой лот — причальное сооружение возле острова Свияжск в Зеленодольском районе. Его площадь — 4,7 тысячи кв.м. Сооружение новое — введено в эксплуатацию в 2016 году. Но в лот также не попало здание речного вокзала. В третий лот включена причальная стенка острова Болгар, построенная в 2013 году. Ее площадь поменьше — 3,9 тысячи кв.м.

Заявки на участие в конкурсе принимаются с 30 сентября по 9 ноября, следует из извещений к торгам.

Теоретически «Татфлот» может успеть

Выбор управляющей компании проводится на условиях открытого конкурса. «Реальное время» связалось с вероятными претендентами. Гендиректор АО «Флот РТ» Роман Лизалин сообщил, что компания обязательно примет участие в конкурсе.

— Заявка сформирована, но есть некоторые вопросы, которые нужно утрясти. Со дня на день подадим. Состояние инфраструктуры портов находится в неудовлетворительном состоянии. Конечно, в более худшем состоянии находятся порты в других городах Поволжья, но нам нужно равняться на лучших — Москва, Ярославль. Для себя сейчас формируем черновик работы, которую планируем провести. Она предстоит большая и серьезная, — рассказал он.

В приемной гендиректора АО «Татфлот» Валерия Воронина на вопросы издания не ответили, так что узнать о планах этой судоходной компании не удалось.

К претендентам на участие в конкурсе предъявляют стандартные условия, установленные федеральным законодательством. Среди основных требований — отсутствие судебного решения о признании организации банкротом и открытии конкурсного производства. А также отсутствие задолженности в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.

«Заявка сформирована, со дня на день подадим», — сообщил «Реальному времени» Роман Лизалин. realnoevremya.ru/ Динар Фатыхов

Теоретически «Татфлот» может успеть заявиться на конкурс, так как в начале сентября арбитражный суд прекратил дело о его банкротстве. 13 июля ООО «Строительная Компания «ТоргСтрой» подала в арбитраж заявление о введении процедуры наблюдения в отношении АО «Татфлот», но уже 27 сентября производство было прекращено. Компания погасила долг 4,9 млн, а другие кредиторы не предъявляли претензий. Если «Татфлот» решит принять участие, тогда госкомпании придется конкурировать. Между тем конкуренции со стороны компании Зиганшина не ожидается.

— Она уходит с рынка пассажирских перевозок, но остается в сегменте грузовых. У них остается грузовая инфраструктура, нерудные материалы, — утверждают источники «Реального времени».

Недавно АО «СК «Татфлот» начало распродавать суда. 13 октября опубликовано сообщение о продаже пассажирского судна «Герой Девятаев» 1984 года постройки. Его идентификационный номер В-06-1566, класс судна Р1,2 (лед 20), проект Р-132. Начальную стоимость установили в 4,1 млн рублей. Торги пройдут 13 ноября.

Опубликовано сообщение о продаже старого судна «Герой Девятаев». скриншот realnoevremya.ru/ торги-россии.рф/lot/4220472

Лизалин: «Наш приоритет — пассажирские перевозки»

— Наш приоритет — пассажирские перевозки, и здесь мы планируем выйти на новый уровень комфорта в обслуживании людей. Основная задача — обеспечение безопасности, но не в ущерб комфорту. Мы хотим, чтобы уровень безопасности был на достаточно высоком уровне. Мы никогда не отказываемся от советов и помощи клиентов, ценим каждого. Цель — обеспечение безопасных и комфортных перевозок по реке. Активно работаем с соседними регионами — Чувашией, Ульяновской областью. Сейчас в плотном контакте с властями Удмуртии. Планируем сотрудничать с Пермской и Самарской областями и вообще планируем расширить географию. Но в приоритете — обеспечение социальных перевозок внутри Татарстана, — рассказал он.

Сейчас в активе компании четыре скоростных судна «Метеор», в том числе недавно построенный и переданный АО «Флот РТ» «Метеор-2020» «Михаил Девятаев».

Сейчас в активе компании четыре скоростных судна, в том числе недавно построенный «Метеор-2020» «Михаил Девятаев». realnoevremya.ru/ Динар Фатыхов

Зачем «Флоту РТ» забирать речные порты

Если АО «Флот РТ» выиграет в конкурсе, он сможет сосредоточить речные порты, флот республики в единых руках. Главный редактор портала «Российское судоходство» и газеты «Водный транспорт» Надежда Малышева считает, что без речного перевозчика порт не сможет развиваться.

— Это не плохой сценарий, а очень даже хороший. Ведь наиболее активное развитие внутренние водные перевозки получили как раз в советские годы, когда ими управляли региональные пароходства. Они объединяли в своей структуре причальную инфраструктуру, флот и ремонтную базу, замыкая на себе полный цикл судоходства. На мой взгляд, это наиболее оптимальная практика, доказавшая свою эффективность в советское время, — отметила она.

По ее словам, речные перевозки по Волге показывают взрывной рост. По маршрутам Волжского бассейна перевезено 625 тысяч человек, прирост — 45%. По стране рост ниже — 21%, перевезено к концу июня 2023 года 2,3 млн. Растут и грузоперевозки. С начала навигации в Волжском бассейне общий объем возрос на 12% по сравнению с аналогичным периодом и составил 12,5 млн тонн. Темп роста грузопотока оказался выше, чем в России. Здесь рост на 5%, перевезено 30 млн тонн, отметила она.

Единый хозяйствующий субъект может прогнозировать объем речных перевозок и синхронизировать с ним планы по развитию причальной инфраструктуры на перспективу.

— Необходимость объединения обусловлена еще и тем, что причальные сооружения обладают низкой ликвидностью, не приносят большого дохода сами по себе. Их стабильную загрузку, как правило, обеспечивает владелец. К примеру, «Северсталь» и «Фосагро» имеют грузовые порты для перевалки продукции, есть свои причалы у зерновых трейдеров. Они кровно заинтересованы в их эффективной эксплуатации и поддержании в пригодном для судоходства состоянии, — отметила она.

Единый хозяйствующий субъект может прогнозировать объем речных перевозок. realnoevremya.ru/ Олег Тихонов

В любом случае причалами должны владеть судоходные компании, считает Малышева, иначе откуда взять ресурс для развития. Причем, по ее мнению, это должна быть та компания, у которой больше загрузка и объемы перевозок.

До сих пор речные перевозчики ориентировались на рекордные показатели советских лет, так как сами находятся на низком старте. Но с разворотом в логистике, с появлением маршрута «Север-Юг» речные пути становится более востребованными. Тут срабатывает и экологический аспект, и дешевизна перевозок.

— Сейчас мы пытаемся возродить объемы речных перевозок. Об этом неоднократно говорил и Владимир Путин. По сути, можно заимствовать советскую модель управления речными активами. В 90-е годы пароходства разделили на части, бросили, и вся инфраструктура пришла в упадок. И тут же на месте речных портов стали появляться торговые центры. Если начнут собирать обратно под эгидой пароходства, то такие решения можно лишь приветствовать, — считает эксперт.

Итоги конкурса по управлению казанским речным портом будут подведены 13 ноября.

Луиза Игнатьева
БизнесТранспорт Татарстан

Новости партнеров