Иштяки Казанского ханства: общие предки татар и башкир
Иштякский улус Казанского ханства располагался в Пермском Прикамье. Как отмечает кандидат исторических наук Анвар Аксанов, после завоевания Казанского ханства, в течение второй половины XVI—XVII вв. иштяки постепенно исчезают из официальных документов, так как часть их перешла в категорию ясачных татар, а иштяки, мигрировавшие вместе с башкирами в южном направлении, пополнили число башкир-вотчинников. Подробнее об этом этнониме старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ рассказывает в дзен-канале «Татарский мир».
При обращении к этнической истории Приуралья необходимо учитывать, что с золотоордынского времени данная этнокультурная зона отличалась сложностью этнической структуры населения, имевшего разнородное происхождение. Это и местный тюрко-угорский компонент, и переселившееся в золотоордынский период население из Средней Азии и Южной Сибири, и выходцы из Булгара, и мигрировавшие в Приуралье в XV—XVI вв. тюрко-татарские группы из Зауралья.
Важной вехой в истории многих народов Евразии стало монгольское нашествие, серьезно изменившее этнополитическую картину. В результате Западного похода под предводительством Бату-хана население южной части Великой Венгрии (Приуралье) частично бежало на запад, частично подверглось насильственному переселению в различные районы Монгольской империи. В то же время по письменным, эпиграфическим и археологическим данным фиксируется приток в этот район тюркоязычного мусульманского населения из Булгара и Средней Азии, образовавшего Акидель улус и иштякско-татарские улусы среднекамского бассейна («Костяцкая земля» и «Сылвенская земля»). А к северу от этих территорий сформировался отдельный улус, известный по источникам XV в. как «Башкирская земля», находившийся в XIV веке в подчинении Булгара, а позже — Казанского ханства.
Самое раннее указание на иштякскую общность Казанского ханства сохранилось в Московском летописном своде конца XV века. В пространной статье «О первой Казани», то есть «О войне с Казанью» 1467—1469 гг., находим описание войск казанского хана Ибрагима:
«До полна собрался на них царь Казанскои Обреим со всею землею своею, с Камскою с Циплиньскою и с Костяцькою (Остяцкая/Иштякская) , и с Беловоложскою и Вотятъцкою и з Бакширьскою…».
Более поздние источники говорят о проживании иштяков («остяков») вместе с татарами и в Сылвенской земле (улусе) Казанского ханства. Вероятнее всего, на месте Сылвенского улуса после завоевания Казанского ханства был учрежден Сылвенский уезд, описанный И. Яхонтовым в 1579 г. и включавший весь бассейн Сылвы с лесами и озерами «вверх до Остяцких улусов». При этом в Писцовой книге М. Кайсарова находим важное уточнение: «и всего от Сылвенского острожку до того Остяцково до Рожина улусу Сылвою рекою вверх 45 верст».
Отсюда примерная локализация Костяцького/Иштякского улуса, который, согласно И. Яхонтову, находился выше по р. Сылве, то есть южнее Сылвенского улуса. У М. Кайсарова эта земля фигурирует как «Остяцкий Рожин улус», то есть как некая административно-территориальная единица, которая, очевидно, была унаследована от Казанского ханства. Д.М. Исхаков соотнес территорию этого улуса с территорией Кунгурского уезда и Осинской дороги Уфимского уезда XVII века.
Тюркизированные угорские племена остяков/иштяков, составлявшие этническую основу этого улуса, в XVII в. в значительной степени пополнили число башкир-вотчинников. Со временем дело дошло до того, что этноним «иштяки» стал заменяться наименованием «башкиры». При этом необходимо отметить, что значительную часть населения Иштякского улуса составляли татары, совместно владевшие вотчинами с иштяками. К примеру, М. Кайсаров, описывая татарские юрты на р. Юрмане, подчеркивает, что «вотчина их старинная, обща с сылвенскими остяками».
Подобно этому, более поздними источниками подтверждается проживание «татар и остяков» в бассейне Белой и Уфы. В «Памяти уфимскому толмачу Ф. Таганееву» от 1618 г. говорится о приходе «торговать на Ирени Уфимского уезду Акъсиевы волости и Белоканских и Кусщымских и Балакчинских татар и остяков медом и воском с русскими людьми». По наблюдениям Д.М. Исхакова, начиная с середины XVII века «белоканцы», «кусщымцы» и «балакчинцы» фигурируют в документах как «башкирцы».
Таким образом, источники указывают на то, что Иштякский улус Казанского ханства располагались в Пермском Прикамье. После завоевания Казанского ханства, в течение второй половины XVI—XVII вв. иштяки постепенно исчезают из официальных документов. Видимо, часть иштяков перешла в категорию ясачных татар, а иштяки, мигрировавшие вместе с башкирами в южном направлении, пополнили число башкир-вотчинников. Хотя память об иштякском происхождении племен айле, юрматы и некоторых других родовых групп Приуралья сохранилась до XIX—XX вв.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.