Новости раздела

Другие песни Алсу Хисамиевой

О чем еще пела артистка, подарившая нам «Миләшләрем»

Другие песни Алсу Хисамиевой
Фото: скриншот realnoevremya.ru из видео «Алсу Хисамиева — Җаным сезнең белән hәрчак»/youtube.com, аккаунт «Mr.RamaiL»

В прошлом году мы разбирали главный шлягер Алсу Хисамиевой «Миләшләрем». Продолжая тему «героев одного хита», попробуем вывести исполнительницу из под этого зонтика, благо у нее есть и не настолько значимые, но весьма примечательные и, что важно, разнообразные композиции.

Хисамиева училась в Нижнекамском музыкальном колледже, начала профессионально выступать с 1992 года, работала в Казанской филармонии, выступая с Асафом Валеевым, а позже с группой «Заман». Кроме того, у нее, к примеру, выходила совместная запись с Алмазом Ишмуратовым. Вероятно, запрос на видеосборник был велик, но собственного материала на полтора часа не хватало.

С этого времени сохранилась вот эта запись. Особенно примечателен фон задника и Валеев, поющий, не вынимая руку из кармана. Также вместе они популяризировали песню Зиннура Сафиуллина и Нура Ахмадиева «Гашыйклар төне». Звук явно наложен с фонограммы. У этого трека вы найдете как минимум пять современных кавер-версий.

Подлинный успех к ней пришел с песней «Миләшләрем», которую написал поэт Мударрис Шакиров. Он всю жизнь работал водителем, его жена Роза — сестра Халиды и Хайдара Бигичевых. Великий эстрадный и оперный певец показал его стихи композитору Зуфару Хайрутдинову, который тогда работал в театре имени Мусы Джалиля. Так родился хит с долгой жизнью, который заслонил весь остальной песенный репертуар певицы.

При этом Хисамиева и сама сочиняла, в основном, на стихи своей матери Кадрии Хисамиевой. Представление о ее репертуаре можно, к примеру, получить на основе видеокассеты 2001 года, оцифрованной в наше время энтузиастами. «Я не видел зрителя, который бы говорил, что ему не нравится пение Хисамиевой», — говорит на ней композитор Рустам Сарваров.

Здесь есть гитарная баллада «Карлар ява тын гына», «Сиңа әйтә алмадым» со свингующими клавишами, «Авылым чишмәсе» с резким звуком пиано. Артистка как будто собирает все виды эстрадного звука, не избегая, к сожалению, набившего оскомину синтезаторного саунда, воспроизводящего звучание духовых. Нельзя не отметить, что в них нет этих щемящий мелодий из «Миләшләрем». Да и не нужно.

А также у нее много народных песен — протяжных (вроде «Гөлҗамал») и быстрых, скажем, «Алым җәл түгел сиңа». На что обращаешь внимание в этих композициях? При том что здесь довлеют достаточно стандартные синтезаторные гитарные аранжировки, значительная часть отдается голосу, который в лучшие моменты не обработан обязательным ревером и не сливается с инструменталом. Как полагается в традиционных записях 1960—1970-х, вокал занимает в звуковой картине лучших песен Хисамиевой основную часть.

Как и необходимо, видимо, артистке, которую ценят избранные, Хисамиева ушла со сцены, превратившись не в певицу, которая выезжает на старом материале с сюжетом из 90-х, а выбрав некий компромисс между хозрасчетом и душевностью. Но без компромисса творчество тогда, вероятно, и не было бы возможным.

Радиф Кашапов
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров