Новости раздела

Дело об «улетных откатах» развалилось в суде

Гособвинитель требовал реальных сроков со штрафом в 159 млн рублей, но суд отказался выносить приговор

Верховный суд Татарстана согласился с решением председателя Авиастроительного райсуда о возврате прокурору республики уголовного дела о коммерческих взятках в 15,9 млн рублей. В получении этих средств от подрядчиков реконструкции на КАПО обвинялся 61-летний Сергей Хрунин, замгендиректора генподрядчика — ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром» (далее КазГАП), кстати, сохранивший свой пост, несмотря на обвинения. Источники «Реального времени» уверяют: дело могло закончиться и оправдательным приговором.

Одному подряд, другому — варочная панель, стройматериалы и переводы… в Барнаул

Фабула дела в 26 томах озвучивалась еще в ноябре 2015-го, когда громкое дело лишь направлялось в суд. В сентябре 2012 года «Каз. ГипроНИИавиапром» получил контракт на реконструкцию на территории Казанского авиазавода производственных корпусов, а также кузницы и азотно-водородной станции. В выполнении работ принимали участие более трех десятков субподрядных организаций, но об «откатах» — деньгами и имуществом на суммы от 64 тыс. до 2,9 млн рублей — следствию рассказали представители лишь семи фирм.



Сергей Хрунин обвинялся в том, что попросил сделать по индивидуальному заказу и установить в его жилом доме три двери и стеклянную перегородку. Разумеется, бесплатно. Фото lvkgmu.ru

К примеру, замгендиректора КазГАП Сергей Хрунин обвинялся в том, что попросил у ООО «Вымпел-Инжиниринг» — поставщика гипсометаллических панелей для КАПО — сделать по индивидуальному заказу и установить в его жилом доме три двери и стеклянную перегородку. Разумеется, бесплатно. По той же схеме в доме стройначальника, уверял в суде гособвинитель, появилась мебель, варочная панель и посудомоечная машина на сумму 389 тыс. рублей. По версии обвинения, техника и предметы интерьера были приобретены ООО «СтройИнтер» по указанию ныне бывшего замдиректора данной фирмы Игоря Курамшина. На скамью подсудимых он отправился вместе с Хруниным.

Кстати, за работу на реконструкции КАПО «СтройИнтер» получил 78,6 млн рублей, после того как представитель генподрядчика Хрунин подписал акты выполненных работ. Между тем, по версии следствия, получить столь солидный куш компания, не имеющая допуска к работам, которые могут повлиять на безопасность объектов капстроительства, смогла лишь благодаря покровителю. А взамен расплатилась не только мебелью и техникой. По данным СУ СКР по РТ, по указанию покровителя Курамшин поручил бухгалтеру «СтройИнтер» перевести 2,9 млн рублей двумя траншами на счет зарегистрированного в Барнауле ООО «Трейдлок», что и было сделано. Той же фирме ушли 1,7 млн от другого подрядчика КазГАП — ООО «ВЭМС». А уже поминавшийся выше «Вымпел-Инжиниринг» и ряд других фирм безвозмездно поставляли материалы для работы КазГАПа на других значимых объектах, например, в «Иннополисе».

Прокурор просил 6 лет «строгача» со штрафом в 159 млн рублей

Уже на старте судебного процесса в Авиастроительном райсуде адвокаты обвиняемых Сергея Хрунина и Игоря Курамшина ходатайствовали о возврате дела прокурору, ссылаясь на то, что возбуждать дело в 2012 году по статье 204 УК РФ «Коммерческий подкуп» без заявления потерпевшей коммерческой фирмы следователи не имели права. А исключившие это требование из УК и ухудшающие положение подсудимых законодательные поправки были приняты лишь в ноябре 2013 года.

Тогда, выслушав эти аргументы, рассматривающий дело председатель райсуда Раиль Шайдуллин принял решение продолжить процесс. В ходе судебного следствия гендиректор ЗАО «КазГАП» Борис Тихомиров заявил, что его предприятию никакой ущерб не причинен и претензий к Хрунину он не имеет. Доказательств того, что от действий подсудимого пострадали иные организации, суду представлено не было — заявления в правоохранительные органы нынешние руководители работавших на КАПО компаний писать не стали. А стало быть, и ущерб не признали.

Впрочем, в ходе судебных прений заместитель прокурора Авиастроительного района Николай Седов назвал вину управленца коммерческой организации Хрунина доказанной по всем эпизодам незаконного получения денег и имущества, а вину Курамшина — по двум эпизодам незаконной передачи денег и имущества. «Все 42 свидетеля подтвердили причастность подсудимых к преступлениям и то, что имелось указание о перечислении денежных средств с контрагентов, что Хрунин давал такое указание», — сообщил суду Седов.

Гособвинитель отметил, что оба подсудимых вину не признали, не раскаялись, а потому их необходимо наказать реальными сроками. Для замдиректора КазГАП Седов запросил 6 лет колонии строгого режима со штрафом в 159 млн 727 тыс. рублей (10-кратная сумма общего ущерба), для экс-сотрудника «СтройИнтера» — 3 года колонии общего режима.

Где деньги?



Андрей Кропотов утверждал, что никакой связи его подзащитного с фирмой «Трейдлок» (на счета которой уходили деньги) нет

В свою очередь, защитник Хрунина Андрей Кропотов утверждал, что никакой связи его подзащитного с фирмой «Трейдлок» (на счета которой уходили деньги) нет — более того, следствием установлено, что «Трейдлок» оставляла себе лишь 7% от перечисленных сумм, а остальное уходило на счета московских компаний.

Благоустройство дома замдиректора КазГАП за счет подрядчиков защита объявила делом добровольным. В прениях адвокаты обоих подсудимых просили вынести оправдательный приговор. А председатель райсуда Раиль Шайдуллин, удалившись для принятия процессуального решения в совещательную комнату, вернулся из нее и вместо приговора огласил постановление о возврате дела прокурору Татарстана. Свое решение суд мотивировал несоответствием материалов дела требованиям УПК РФ. В частности, было установлено, что дела в отношении Хрунина и Курамшина возбуждались в отсутствие заявлений руководителей коммерческих организаций, несмотря на то, что госдоли в собственности данных организаций нет.

Решение райсуда было принято 16 марта и тут же оспорено стороной обвинения. Однако 15 апреля Верховный суд РТ признал возврат дела прокурору законным. На данным момент оба неосужденных остаются подследственными и находятся под подпиской о невыезде. Теперь главный вопрос: реально ли задним числом устранить недочеты, допущенные на старте предварительного следствия? Если нет — в суд это дело не вернется.

Ирина Плотникова

Новости партнеров