«Сын едва не оказался на улице»: в Казани стало проблемой поступить в 10-й класс
Как усилия по созданию в Татарстане условий для развития наиболее способных детей обернулись сложностями для менее способных

В Татарстане возникла проблема: на фоне общих успехов в развитии школьного образования, создания профильных классов и школ, закладывающих базу для дальнейшей успешной учебы талантливых детей в вузах, сужаются возможности для обычных — менее одаренных, но стремящихся к продолжению учебы школьников. «Реальное время» — об исчезновении «универсальных» классов, массовом отсеве учеников из старшей школы и возможных последствиях политики, направленной на поддержку «умных».
«Сын оказался на улице»
— Мой сын, как и многие ученики казанского лицея №116, просто не имел шансов пройти отбор в 10-й класс, — рассказала «Реальному времени» Елена Гарипова (имя и фамилия матери в интересах ребенка изменены). — Он нормальный «середнячок», не ленивый, но и звезд с неба не хватает. У него были все шансы закончить 11 классов с аттестатом, который позволял бы поступить в вуз на техническую специальность, а нужные для этого дисциплины мы бы подтянули с репетитором. Но о том, что у него нет шансов пройти отбор в профильный класс, мне педагоги в лицее сообщили задолго до окончания 9-го класса. А универсального класса, где он мог бы продолжить учебу, в лицее нет. В итоге сын едва не оказался в прямом смысле на улице: чтобы поступить на бюджет в колледж по выбранной специальности, у него недоставало баллов, а учить его платно мне не по карману. Мы долго искали школу, где его зачислили бы в 10-й класс по универсальному профилю, но в таких школах своих 10-классников хватает. Проблему удалось решить, но учиться он ездит теперь на другой конец города, и это еще счастье, что его взяли!
В лицее №116 им. Умеркина — три десятых класса, и все они профильные. «А» и «Б» — естественно-научного профиля, а «В» — медицинский. Как там сообщили «Реальному времени», при приеме в профильные классы проводился отбор, и по конкурсу было принято даже больше учеников, чем имелось мест по нормативу — в двух классах из трех по 28 учеников вместо 26.

Все решает конкурс
В казанском лицее №182 в 10-й класс пошли 67 учеников, причем в двух из трех классов параллели — технологического и естественно-научного профиля на 1 сентября случился недобор в восемь и три человека соответственно. При этом в третьем — классе универсального профиля — вакантных мест к началу учебного года не осталось, но и перебора, который наблюдается в этом учебном заведении в начальных и средних классах нет: на 26 мест здесь принято, как указано на официальном сайте учебного заведения, 26 учеников.
В школе №53 в два класса — естественно-научный и социально-экономический — поступил 41 ученик из более чем сотни закончивших 9-й класс. В лицее №145 в 9-й класс пошли 58 учеников — их распределили по трем имеющимся здесь классам естественно-научного профиля. Старших классов универсального профиля в этих образовательных учреждениях нет.
Прием в профильные классы в казанских школах, гимназиях и лицеях осуществляется на конкурсной основе — отбор кандидатов происходит по результатам окончания 9-го класса. И как свидетельствуют цифры на официальных сайтах учебных учреждение, шансы завершить полное среднее образование в родной школе есть лишь у каждого третьего-четвертого девятиклассника. А шансы получить его в колледже также есть не у всех, кого «отсеяли» из школы — там тоже работает конкурсный отбор.

Как пояснил «Реальному времени» на анонимных условиях завуч одной из школ республики, администрации учебных заведений действуют в рамках закона. По завершении обучения в 9-м классе все ученики отчисляются, а зачислить детей в 10-й школа может только на вакантные места. Так школы вполне законно избавляются от «балласта» — учащихся, которые «не тянут» школьную программу.
В итоге получается, что благое дело — углубленное изучение отдельных предметов наиболее способными учениками — оборачивается для менее способных лишением «путевки в жизнь». И хотя теоретически отсеявшиеся из наиболее «продвинутых» школ могут поступить для продолжения образования в другие, не пользующиеся спросом учебные учреждения, фактически в условиях дефицита школ и нехватки учителей, этим правом они воспользоваться не могут.
Все больше, все глубже
— В 2022/23 учебном году в школах республики численность углубленно изучающих предметы учащихся 10-11-х классов составила 20 340 человек или 68,4 процента от общего числа в 29 736 учеников, — сообщили «Реальному времени» в республиканском Министерстве образования и науки. — В соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования во всех школах республики обеспечивается реализация одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный).
По данным министерства, по программам технологического профиля (в том числе технического и математического) обучались 4 666 старшеклассников (22,9%), по профилям естественно-научной направленности — 2 998 (14,7%), по программам социально-экономического профиля — 3 177 (15,6%), по программам гуманитарного профиля — 4 127 (20,3%) и по иным профилям — 5 600 (27,5%). А по учебным планам, обеспечивающим освоение программы универсального профиля, занимались 9 396 старшеклассников (31,6% от общего их числа).
В Минобразования рассказали о новшестве: с 2023/24 учебного года в рамках каждого профиля изучается не менее двух учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области или смежной с ней предметной области. Это связано с переходом на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты.

Обучение для мотивированных
В республиканском Минобразования дали понять, что акцент на профильном обучении делается в полном соответствии с озвученным год назад президентом России Владимиром Путиным запросом на инженерные кадры:
— Мы создаем и развиваем различные модели профильных школ. Примером может служить образовательный проект «Инженерная республика», основной идеей которого является создание сети инженерных школ в республике с целью выявления и обучения талантливых детей, мотивированных на профессиональную инженерно-техническую деятельность. Он реализуется в формате дополнительного образования в восьми районах республики — Балтасинском, Лаишевском, Высокогорском, Рыбно-Слободском, Кукморском, Чистопольском, Альметьевском и Мамадышском. В нем на сегодня участвуют 500 обучающихся 36 классов. Кроме этого, в Татарстане восемь общеобразовательных организаций входят в Консорциум по развитию школьного инженерно-технологического образования. Это политехнический лицей №182 Кировского района Казани, лицей №146 «Ресурс» Ново-Савиновского района, лицей №35 — образовательный центр «Галактика» Приволжского района г. Казани, инженерный лицей-интернат КНИТУ-КАИ, лицей-интернат для одаренных детей с углубленным изучением химии — филиал ФГБОУ ВО КНИТУ, гимназия №3 Зеленодольского муниципального района, гимназия №8 Советского района Казани и гимназия №102 им. М.С. Устиновой Московского района.
А в начавшемся 2023/24 учебном году, сообщили в министерстве, состоялось открытие инженерных классов по профилям «судостроение» и «авиастроение» в Казани — в лицее №35 (образовательный центр «Галактика» Приволжского района); лицее №83 гимназии №179 и в Зеленодольске — в лицее №1, гимназии №3, средней школе №4 и многопрофильном лицее №18 им. М.В. Ломоносова.

«По закону право есть, в реальности — нет»
— Если в школе, условно говоря, шесть девятых классов, а в 10-й профильный берут только 26 человек, то по закону школа обязана набрать еще и общеобразовательный класс, — напомнил в ответ на вопрос «Реального времени», куда идти «неудачникам» с низкими баллами директор казанской школы «СОлНЦе» Павел Шмаков. — Если в школу не берут семь человек, она не обязана создавать такой класс, и это вообще не проблема для большого города. А когда таких детей много, проблема должна решаться. По закону у нас каждый ребенок имеет право получить полное среднее образование, но в реальности этого нет.
Шмаков утверждает: современной школе невыгодны слабые ученики. Это нарушители дисциплины, дети, на которых учителям надо тратить много времени без какой-либо весомой материальной отдачи:

И вывод известный педагог делает неутешительный:
— Наше государство не поддерживает образование — оно поддерживает умных. У нас есть «Сириус», у нас поддерживают школы и гимназии с углубленным изучением предметов. Поддержка талантов — это хорошо, но в итоге падает общий уровень культуры во всем обществе.
А на вопрос «Реального времени», компенсирует ли это падение хотя бы частично возможность для таких детей отучиться в колледже платно, Шмаков ответил:
— Это система «Чего изволите?», — дав понять, что оказанная за деньги образовательная услуга оборачивается зачастую получением «корочки» без знаний.
«Давайте обучение в старших классах для всех детей предусматривать»
— Я не очень хорошо отношусь к раннему профильному обучению, — говорит мать школьницы, активистка Родительского сообщества Татарстана (РоСТ) Рая Демидова. — Детей, которые в 10-11 классе уже твердо понимают, чем будут заниматься во взрослом возрасте, не так уж и много. Для них это самое профильное обучение предусмотрели. А что делать всем остальным? Тем, кто еще не определился?
В разговоре с «Реальным временем» Демидова напомнила, что даже студентам вузов сегодня упростили возможность поменять факультет — узаконили смену учебного направления в процессе обучения:
— Умные люди понимают, что даже обучение в вузе не гарантирует того, что молодой человек уже определился со «своим» направлением. А с девятиклассников такой определенности требуют. Нелогично. Давайте смотреть правде в глаза: очень часто профиль выбирает не ребенок, а его родители в силу того, что у нас отдельные элементы профильного обучения очень рано вводятся, уже с 7 класса. При этом огромное количество детей в этом возрасте еще с предпочтениями не определилось. А потом оказывается, что у ребенка душа лежит к чему-то другому, а переходить из одного профильного класса в другой из-за разницы в программах непросто.
Особую тревогу, по мнению нашего «народного» эксперта, вызывают малокомплектные сельские школы, где открыть профильные классы нереально по причине малого количества учащихся. А если там не будет ни профильных, ни общеобразовательных, которые сокращаются из-за тенденции к профильному образованию в старших классах, то у сельских старшеклассников станет еще меньше возможностей с выбором профессии и получением дальнейшего образования. Демидова выступает за равные стартовые возможности для всех школьников:
— Давайте все-таки обучение в старших классах для всех детей предусматривать, и для умниц-звездочек, и для середнячков. У нас, в конце концов, законом гарантируется среднее образование, то есть 11 классов, а не основное общее.
комментарии
В наше время десяти-одиннадцатилетнее образование было обязательным для всех, кто не хотел учиться в школе, шёл в техникумы, училища, там была та же школьная программа, плюс специализация по профилю будущей работы. Были спецшколы для особо одарённых, туда сдавали экзамены, например физико-математическая школа 131 в Казани. Я сама её закончила. Потом кто хотел дальше учиться, тот шёл в вуз. В СССР правильно было всё организовано, образование было направлено на развитие народа и страны, на выявление гениев, а не такой формализм, как сейчас,
Или все же государство социальное, для граждан? Право на труд есть? А на НДС со всех, в том числе и с детей - есть!
а профильные классы ЗАКРЫТЬ!! видим инструмент это для достижения неких целей директором школы ну понятно каких
а ребенка могут отсеять просто потому что родители не богатые неимеют связей.
остановитесь неразумные такой подход порождает будущие шутинги.
объявлять ребенка второсортным это порождать ненависть с его стороны . думаете ну еше раз убеждаюсь что в педвуз всегда шли самые худшие и самые тупые
вам мало галявиева?
не прерывая работы защитил диссертацию на кандидата.
сейчас докторскую написал. нетвремени чтобы защитить работает в москве
а тоже говорили что он неперспективный
со школами дела иметь нельзя.
охамели эти "учителя" думаю СК РФ найдёт способы привести в чувство этих людей по недоразумению считающие себя учителями
конкретно вот этот
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023)
Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам
2. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
3. Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
(в ред. Федерального закона от 18.03.2020 N 53-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
решаем вопрос о целесообразности нахождения в должности тех лиц которые нарушают этот закон ну действительно у нас дворников мало
вопрос прост видим вопиющее нарушение закона!
ЗАКОНА НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ РОДИНЫ!!
надо примерно покарать нарушителей
закона ,
без жалости без пощады!!!
чтоб неповадно было остальным.
ст. 67 закона «Об образовании»: в соответствии с ч. 4 прием в
государственную или муниципальную школу детей, проживающих на территории, за которой эта школа закреплена, обязателен, а в силу ч. 5 отказ в зачислении возможен исключительно по причине отсутствия в школе свободных мест;
ст. 5.57 КоАП РФ: незаконный отказ в зачислении ребенка в 10 класс может обойтись руководству школы штрафом от 30 000 до 50 000 рублей, а самой учебному заведению — от 100 000 до 200 000 рублей.
за каждого по 50 тысяч. плюс СК РФ должен расследовать какие мотивы двигали директором этой школы вполне может и статья 290 УК РФ надо надо расследовать , будет миллион рублей штраф и срок от пяти лет
При чем Родители если вы не умеете работать?
ОБЯЯЗАНА ШКОЛА ВЗЯТЬ И УЧИТЬ ДО ВЫПУСКНОГО КЛАСАА ПО ЗАКОНУ
В наше время еслиб я получил леща от учителя и рассказал об этом дома, мне бы достались нравоучения от мамы и ремнем от папы... Воспитывать нужно дома!
ушел бы в иэуп
толку напрягаться