Новости раздела

Как майонезные и молочные короли устроили показательный тест масел в челнинском гипермаркете

Почему маргарин «фиолетового цвета», сколько стоит поставить приборы «Филин» в торговых сетях, почему масла отличаются по цене — и скептичные покупатели

Как майонезные и молочные короли устроили показательный тест масел в челнинском гипермаркете
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

Сегодня в автограде один из крупнейших ретейлеров — «Эссен», и один из крупнейших производителей сливочного масла РТ — «Просто молоко», по следам развязанной президентом Татарстана войны с контрафактом специально для журналистов проверили на небольшом лабораторном аппарате «Филин» качество этого самого масла десятка производителей. И объяснили, что обычный покупатель «на глаз» отличить качественное сливочное масло от фальсифицированного (с добавлением растительных жиров, в том числе пальмового масла) не в состоянии. При этом в компании Леонида Барышева и Вадима Махеева пока устанавливать для покупателей «Филины» не собираются («дороговато»), тогда как, по словам представителей компании Марата Муратова, многие торговые сети эти «Филины» уже закупили и выставили в торговых залах.

«Масло» 13 производителей

Напомним, пару недель назад глава РТ Рустам Минниханов потребовал от проверяющих органов жестко наказывать производителей молочных фальсификатов. Такое заявление он сделал после доклада главного ветеринарного инспектора РТ Алмаза Хисамутдинова, заявившего, что из 151 пробы сливочного масла в 47 продуктах нашли пальмовое масло и другие растительные жиры. «Те производители, которые обманывают людей, должны быть жестко наказаны», — прокомментировал Минниханов неутешительный результат исследований.

В результате как ретейлеры, так и местные производители в спешном порядке решили рассказать и доказать, что они лично ни к производству, ни к продаже подобного масляного контрафакта (в частности, с содержанием в сливочном масле растительных жиров, в том числе пальмового масла) не причастны. Компания Вадима Махеева и Леонида Барышева со своей стороны предоставила площадку для демонстрации — в гипермаркете «Эссен» на проспекте Яшьлек в автограде. А компания Марата Муратова «Просто молоко» — лабораторный агрегат — люминоскоп «Филин» («Петролазер»). Расположилась «выездная проверочная комиссия» в молочном отделе, прямо напротив полок с маслом разных брендов, тут же вызвав любопытство покупателей.

Представитель челнинского молокозавода Тимур Хисамов отметил, что «Просто молоко» самостоятельно вызвалась проверить собственные масла заодно с другими. Проверить решили масло 13 брендов.

«Если посмотреть маргарин, то он вообще будет фиолетового цвета!»

Лариса Костоломова, начальник лаборатории «Просто молоко», заявила, что площадку для исследования-демонстрации предоставил «Эссен», но так как у гипермаркета нет своей лаборатории, само оборудование дорогостоящее («содержать его для них нет смысла»), а у молокозавода есть вся линейка подобного оборудования, их представители «Эссена» и пригласили: «Чтобы показать покупателям, как можно отличить качественную от некачественной продукции».

— Как же покупатели будут отличать качественное масло от некачественного? У них же нет подобного аппарата, — поинтересовались мы у Костоломовой, представив, как челнинские бабушки будут наведываться в местные магазины с «Филинами» в авоськах.

— Вы знаете, сегодня достаточно много магазинов установили подобные приборы, когда покупатель может взять с полки масло и посмотреть, хорошее оно или нет. Он очень легкий для потребителя, нет ничего сложного — определить качество масла можно на глаз. Никаких возгонов, перегонов… Простой метод и надежный, — ответила она.

Костоломова заявила, что аппарат определяет, какие жиры содержит продукт — животные или растительные: при том, что, например, масло «Крестьянское» должно быть произведено «только из молочных жиров». Оценить качество масла можно, по ее словам, по интенсивности окрашивания в свете ультрафиолетовых лучей (растительные жиры фосфоресцируют голубоватым цветом): натуральное масло будет желтое, а чем больше оно фальсифицировано немолочными жирами, тем сильнее будет голубой оттенок:

— Если посмотреть маргарин, то он вообще будет фиолетового цвета!

— Машинное в нем масло, что ли?! — уточнил шокированный корреспондент «Реального времени».

— Маргарин, в принципе, наверное, «техническое масло», — отметила Костоломова. — Только пальмовое масло в сливочные масла не добавляют. Там могут быть смеси: и кокосовое, и пальмовое, и даже технические масла…

«Эссен» о «Филинах»: «В каждый магазин аппарат поставить нереально»

Пользуясь минутой перед началом собственно исследования, мы поинтересовались у менеджера гипермаркета, не собирается ли «Эссен» устанавливать «Филины» в своих магазинах.

— Нет, — покачал он головой. — Дороговато. Если только поставщик предложит! В каждый магазин аппарат поставить нереально.

— Почему? — удивились мы.

— Потому что это вложения, деньги…

— Слишком дорогой аппарат, что ли?

— Дорогой, да… Тимур, — окликнул менеджер «Эссена» менеджера «Просто молоко», — сколько этот ваш аппарат стоит?

— Где-то 20-25 тыс. рублей, по-моему…

— Ну, разве для «Эссена» это много? Хотя бы в два своих гипермаркета могли поставить, нет? — предложили мы «Эссену».

— У нас же есть еще сеть «Камилла»! — заметил представитель гипермаркета.

— Им же надо еще уметь пользоваться, — добавил Хисамов, видимо, не разделяющий взглядов Костоломовой на простоту аппарата в использовании. — Сам аппарат — тонкий инструмент, там специальные люминесцентные лампы идут.

Наконец, демонстративное лабораторное исследование началось. Костоломова на камеру взяла случайное масло одного производителя (скрыв обертку — дабы не было ни рекламы, ни антирекламы), развернула продукт, отрезала кусочек, положила в тарелочку — этот кусок, по ее словам, заведомо «гостовский», можно сказать, эталонный (то есть заранее тщательно изучен в лабораторных условиях). Туда же был отправлен и кусочек масла другого производителя. Тарелочку всунули в чрево «Филина» и предложили посмотреть, какого цвета стали там куски масла. Мы заглянули в «перископ» — на тарелочке сиротливо лежали два куска очевидно желтого цвета, впрочем, крапинками кое-где на масле лежали голубенькие кристаллы. «Это волосики — там они отсвечивают. Маргарин или спред вы не спутаете с маслом, он будет отливать синим, фиолетовым, голубоватым цветом», — объяснила Костоломова. Для протокола проверили еще пару брендов. Представитель «Эссена» предложил резюмировать, заявив, что в гипермаркете фальшивых масел нет.

— Вы же не все 13 сортов проверили, как собирались, — укоризненно заявили мы ему.

— Хотите, мы все проверим?! — тут же предложил он, в результате чего лабораторное исследование растянулось еще минут на 10.

Наконец, взяли с магазинной полки спред (сливочное масло изготавливается на основе молочного жира, спред — с добавлением растительного; в спредах ограничено применение гидрогенизированных жиров и нормативно контролируется содержание транс-изомеров жирных кислот, а в маргарине таких ограничений практически нет) и, отрезав от него ломтик, предложили «переварить» его и эталонный ломтик масла «Филину». Ломтик спреда (официально таковым и заявленный) отливал рядом с маслом болезненным синюшным оттенком.

«А почему цена-то разная, если все сливочные масла — сливочные?»

К выездной лаборатории подошел старик, державший в руках по пакету с молочными изделиями, и поинтересовался, за чем тут очередь. Ему объяснили, что тут масло проверяют на наличие растительных жиров. «А, комиссия! — радостно покивал он головой. — Это хорошо. Если обнаружите хорошее масло — будем брать! Так что, есть тут масло или нет?»

— Конечно. И очень много разных! Мы и хотим показать, что эти масла натуральные! — объяснила Лариса Костоломова пожилому покупателю.

— А вот это, которое вы только что определили, что масло действительно сливочное, почем? — указал он на развернутый кирпичик.

— Цены разные! Колеблются. Мы уже провели исследования по десяти продуктам — все настоящие, — заверила она дедушку, который тут же полез к полке и начал выбирать тот или иной бренд, интересуясь у начальника лаборатории, годное это масло или нет, получая утвердительный ответ на каждый выбор.

— А почему цена-то разная, если все сливочные масла — сливочные? — недоуменно вопросила лаборантов подошедшая к нам пожилая покупательница.

— В зависимости от производителя и вкусовых качеств…

— Дайте тогда вот это, — указала она рукой на один из брендов. — Раз оно дороже, значит, вкуснее.

— Да нет, — протянул старик покупательнице. — Цена — это не критерий!

— На масло, в частности, критерий: чем больше молока идет, тем масло дороже будет, — попытались уверить его лаборантки, но старик только скептично покачал головой: меня, мол, на мякине не проведешь!

Как покупатели поспорили с производителями о том, какое сливочное масло имеет право так называться

Стоящая рядом и слушающая горячую дискуссию о сливочном масле покупательница интеллигентной наружности, еще более скептично, чем старик, настроенная, также пожелала высказать свое мнение:

— Масло с жирностью менее 80% не соответствует названию масла, — отрезала она.

— Нет, почему?! — удивилась Костоломова, — 72,5% — натуральное сливочное масло «Крестьянское». 80% — это уже масло «Любительское».

— Нет! С 72,5%-ной жирностью у масла должно быть другое название, — настаивала покупательница. — Это уже доказано давно!

— Мы бы с вами согласились, если бы вы ссылались на какие-то технологические стандарты, — попытался пойти на мировую Тимур Хисамов.

— Ну, мы же не будем сейчас обсуждать технологию приготовления масла! — воскликнула женщина, держась одной рукой за корзину с продуктами.

— Почему бы и нет! Если вы обладаете какими-то знаниями, может, поделитесь?

— Ну, хорошо, в другой раз, когда у вас проверка будет, приду обязательно подготовленная. Я просто все это уже изучала! Тогда [видимо, в СССР, — прим. ред.] такого масла не было — 72%!

Представители «Просто молоко» объяснили другой покупательнице, испуганной громкими заявлениями интеллигентки, что хотя они и начали производить «Любительское» (80%), но «его плохо берут — оно дорогое, и поэтому не во всех магазинах есть».

Справедливости ради, согласно ГОСТу, масло, в зависимости от классификации (традиционное — 82,5%, любительское — 80%, крестьянское — 72,5% и т.д.) может быть и жирностью вплоть до 50% («Чайное»). Однако в Сети можно обнаружить утверждения со ссылкой на некое исследование Гарвардского университета, что «натурального масла менее 82,5% жирности не существует».

«Сегодня на полках килограмм масла, стоящий менее 300 рублей, в принципе уже маслом быть не может!»

Директор гипермаркета «Эссен» Алмаз Филипов заявил, комментируя результаты исследования, что у компании существует система контроля входа товаров в магазин, где есть и отдел качества, который в момент заключения договоров с поставщиками проводит исследование продукта.

— Вы могли бы устанавливать в своих магазинах такие аппараты для оценки качества масла покупателем? — спросили мы у директора. — Хотя бы в крупных гипермаркетах?

— Нет. Мы считаем это ненужным, — объяснил он категоричный отказ. — Мы же с производителями масел сотрудничаем.

— Ну, с взаимоотношениями ретейлер — поставщик — производитель понятно. Но для того, чтобы вызвать доверие у покупателей, разве установка таких аппаратов не желательна? Ведь ваш потенциальный покупатель не был в ваших лабораториях и отделах качества! — возразили мы ему.

— Да, он не знает, — признал Алмаз Филипов. — Но, скажем так, необходимость установки таких аппаратов нами пока обсуждается…

Лариса Костоломова также признала после завершения импровизированного лабораторного исследования, что обычный потребитель «на глаз» определить качество масла не сможет:

— Единственное, как может покупатель сориентироваться в выборе масла, — по цене. Сегодня на полках килограмм масла, стоящий менее 300 рублей, в принципе уже маслом быть не может! Так как это емкий продукт. На выработку 1 килограмма масла идет от 20 до 24 килограммов молока. А учитывая, что молоко сегодня стоит дороже 20 рублей за литр, очевидно, что пачка масла в 200 граммов 30 рублей стоить не может. Естественно, в этом случае идет замена на дешевые компоненты, растительные жиры, смеси жиров, которые вредны для организма человека. Масло же фальсифицируют чаще всего, так как это дорогой продукт. Многие предприятия стали организовывать такие проверки магазинов, так как сам магазин, не имея лаборатории, основывается только на документах поставщиков. А поставщик при этом хитрит, пытается не масло выдать за масло, — объяснила она. — И «Эссен» пригласил нас, чтобы мы проверили масло на его полках. И, проверив его аппаратом «Филин», признаем, что на полках здесь то, что заявлено маслом, маслом и является, а остальное официально маркируется как спред, маргарин.

Что любопытно, несмотря на нежелание «Эссена» оснастить «Филинами» свои магазины, по словам Ларисы Костоломовой, «достаточно много «Филинов» в Татарстане уже закуплены торговыми сетями и выставлены прямо в залах».

Сергей Афанасьев, фото автора
Хисамутдинов Алмаз Гаптраупович

Новости партнеров