Новости раздела

«В Башкирии правительство и парламент саботируют антиалкогольную концепцию Путина»

Как Уфа попала в лидеры «пьяного» рейтинга

Несколько лет назад в соседней республике заработало движение «Трезвый Башкортостан». Активная работа молодых людей, уникальный проект «Трезвое село», ставший примером для других регионов, привлекли внимание общественности и федеральных СМИ. Движение получило поддержку на самом высоком уровне. Однако пафосные слова многих государственных деятелей о борьбе с пьянством так и остаются в воздухе, а на деле не все так радужно, уверен сопредседатель «Трезвого Башкортостана» Марат Абдуллин. В авторской колонке «Реального времени» он наглядно описывает, как уфимские и башкирские власти откровенно игнорируют распоряжения Владимира Путина.

Уфимский саботаж распоряжений Путина

Алкогольная пропасть сегодня столь глубока, что срываются в нее деды, падают отцы, а разбиваются внуки. Если бы человеку прокрутить процесс разрушения по причине употребления алкоголя нацией в сто раз быстрее, он бы ужаснулся. Но никто не ужасается, потому что скорость разрушения равна скорости таяния ледников, то есть незаметна.

Настоящая трагедия России в том, что иммунная система общества настолько парализована алкогольным наркотическим ядом, что инстинкт самосохранения целого народа пребывает в полуспящем, в полубессознательном состоянии. Потому-то почти и нет никакой реакции самозащиты в форме всенародного трезвеннического движения на губительные действия социального паразита, коим является алкогольная мафия. В результате наши движения, такие как «Трезвый Башкортостан» или «Трезвый Новосибирск», настолько малочисленны и лишены оргресурсов, что результата практически нет.

И все бы ничего, но ведь из этих галлюцинаций формируется целый пакет совершенно реальных мер, направленных на «борьбу с пьянством-алкоголизмом»!?

В России разработана «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года». И эта концепция была одобрена распоряжением правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года №2128-р за подписью В.В. Путина.

Сегодня уже 2016 год. И что же мы видим? Мы видим полнейший саботаж концепции, саботаж, проводимый региональной и муниципальной властью! Соответственно, национальное бедствие приобрело в целом ряде регионов еще более трагические черты…

В частности, 18 июня 2014 года на сессии уфимского городского Совета депутатами было принято решение, в соответствии с которым прилегающая территория, на которой не допускается продажа алкоголя, сократилась «для детских организаций» — до 25 метров! Хотя еще до принятия Владимиром Путиным антиалкогольной концепции в 2009 году по Уфе и Башкирии это расстояние ровнялось 100 метрам. В то же время в городах других регионов, например, в Нижнем Тагиле или Якутске расстояния наоборот увеличили до 110 и 500 метров соответственно.

Складывается конкретная картина: региональные депутаты голосуют против государством проводимой линии?!..

В итоге в 2015 году Уфа прогремела на всю страну: заняла второе место по потреблению водки на душу населения. Став одним из самых пьяных городов страны. Вполне логичное лидерство.

«Киоски «Уфа-печать» начали продавать так называемые фанфурики: перцовые настойки и т.д.». Фото городской-гид.рф

Косметика в фанфуриках

Доходит до абсурда. Пару лет назад муниципальное учреждение «Уфа-печать» начало продавать сигареты. Тогда движение «Трезвый Башкортостан» путем упорной работы добилось запрета продажи сигарет через эти государственные киоски.

Сегодня же, пользуясь безразличием городской власти, киоски «Уфа-печать» начали продавать так называемые фанфурики: перцовые настойки и т.д. Если учесть, что по всей Уфе количество этих муниципальных киосков достигает более 130 штук — вот тебе и денежный оборот. На вопрос: «Почему продаете?». Они в ответ: «Мы же им в рот не наливаем, мы продаем как косметику». Для них «деньги не пахнут».

Как башкирское правительство «слило» уникальный проект

Или же другой пример саботажа распоряжения Путина со стороны башкирского правительства и парламента. По рекомендации министра финансов Башкирии депутаты регионального парламента с 1 января 2016 года на три года освободили от налога на имущество башкирские предприятия по производству пива. Это примерно на 50 млн рублей.

Да, ни для кого не секрет, чиновники экономических министерств зачастую тесно связаны с алкогольным бизнесом. Для этих ведомств главными являются фискальные показатели, а не здоровье населения и демография. Попытки «окультурить» алкогольный рынок постоянно будут натыкаться на отчаянное сопротивление торговли, в том числе «теневой». В качестве инструментов саботажа используются страшилки типа отравлений суррогатами, «гибели» малого бизнеса и т.д.

В то же время по рекомендации минфина Республики Башкортостан в связи с отсутствием денег в бюджете в размере 1 млн рублей для награждения победителей не были подведены итоги правительственного конкурса «Трезвое село 2014 года», организованного при поддержке главы Рустэма Хамитова. Поступления же от алкоголя в региональный бюджет составляют примерно 5 млрд рублей. Т.е. спаивать в пользу бюджета можно, а профилактику вести — нанесение ущерба в кризисный год.

В итоге прогремевший по всей территории СНГ и России уникальный проект «Трезвое село» больше не проводится в Башкортостане. Хотя Хамитов в 2012-2013 годах несколько раз подряд перед жителями и СМИ республики выражал поддержку и одобрение проекту. Давал обещание и дальше поддерживать данное благое начинание. Кстати, с 2016 года в некоторых регионах страны: в Тюменской, Ульяновской, Свердловской областях, Удмуртии и др. — по инициативе губернаторов проводятся свои конкурсы «Трезвое село» за счет региональных бюджетов.

«Уникальный проект «Трезвое село» больше не проводится в Башкортостане». Фото karaidel102.ru

Бывает ли хорошая водка?

К тому же власти Башкирии решили пойти по привычному пути — замалчивание очевидных реалий и тотальное отрицание проблемы в целом. 12 февраля по инициативе движения «Трезвый Башкортостан» прошел в Общественной палате Республики Башкортостан круглый стол по теме алкоголизации населения региона и реализации правительственной антиалкогольной концепции со стороны региональной власти. С тех пор прошло два месяца: не принята резолюция круглого стола и не оглашены результаты в СМИ.

Нередко можно услышать утверждение, будто бы торговля алкоголем экономически выгодна. Конечно, выгодна! Но — кому?

В реанимационном отделении Учалинской городской больницы Башкирии всего 6 коек. Из них 2 койки круглогодично и круглосуточно занимают пациенты в состоянии тяжелой алкогольной интоксикации. Нахождение одного такого пациента обходится в среднем в 8 тыс. рублей в день, а если ситуация очень тяжелая, то цифра достигает 25 тыс. рублей! В итоге бюджет тратит более 6 млн рублей, чтобы вытащить запойника с того света. Добавим сюда расходы по детдомам, жилью и пособию для социальных сирот, смертности трудоспособного населения, пожарам, убийствам, содержанию тюрем, психбольниц, наркологов, полиции, чиновников и т.д. Получим заоблачные цифры.

Региональные власти и руководители таких госспиртзаводов, как «Башспирт», могут часами рассказывать о «хорошей, качественной водке», не упускают возможность посетовать и на «плохую». Хотя уже многократно подтверждено специалистами, что алкоголь, продаваемый легально, и тот, что находится в сфере теневого бизнеса, в большинстве случаев производится на одних и тех же заводах и имеет абсолютно одно и то же качество.

Депутат Госсобрания-Курултая Башкортостана Рашит Хайруллин буквально на днях официально огласил данные о том, что есть сведения, что заводы на территории России декларируют 25% от объема, а расходуют воду и электроэнергию на 100%. Остальное идет как нелегальное производство. Что как раз и согласуется с официальными сводками полиции о закрытии подпольных складов с алкогольными бутылками с фирменными наклейками «Башспирта». Вся ирония в том, что эти же производители официального спирта громче всех «бьют в колокола» по поводу смертности от суррогата.

Немного статистики

В пару им власти всех уровней любят утверждать о высокой смертности от потребления алкогольных напитков, произведенных нелегально. В 2015 году глава Башкирии и министерство здравоохранения РБ многократно на разных правительственных совещаниях и через СМИ оглашали «страшные» данные: в республике многократно возросла (в полтора-два раза) смертность от отравлений суррогатами. При этом умалчивалось конкретное количество смертей.

Мы не поленились и проверили их доводы про увеличение смертности от суррогатов. И вот что мы выяснили: в Башкирии с 2009 года в 4-5 раз уменьшились отравления от спиртосодержащих изделий. Это характерно для всей России: если в 90-е годы в стране умирало больше 70 тыс. человек в год от алкогольных отравлений, то в 2015 году цифра снизилась до 9 тыс. человек по стране.

В Башкирии в 2015 году было примерно 1 600 отравлений спиртосодержащей продукцией, 10% из которых завершились смертью. За последние 5-6 лет в Башкирии умерло в среднем 160-200 человек в год от отравления алкоголем! И эта цифра стабильна. По данным регионального Роспотребнадзора, смертность от суррогатов составляет не более 3,5% от общего числа смертей от алкоголя. Остальное же — алкогольная интоксикация, т.е. люди залпом заливают в свой организм столько официального алкоголя, что умирают от запоя. Из них 70% — это городские случаи, и только 30% приходится на село. Вот тебе и миф о пьянстве и смертности на селе.

Что еще раз доказывает наши доводы: острота алкогольной проблемы нашей страны не в качестве алкогольных напитков, а в их количестве.

По тем же официальным данным Роспотребнадзора, алкоголизация стала причиной смерти 1/3 всех мужчин и 15% женщин. Если перевести в цифры, то от алкоголя умирает приблизительно 500 тыс. человек в год в стране. Шокирующие данные! Столько людей не умирает от войн, эпидемий и стихийных бедствий, даже если сложить все вместе. С употреблением алкоголя в России напрямую или косвенно связано: 62% самоубийств, 72% убийств, 60% смертей от панкреатита, 67,7% от цирроза и 23,3% от сердечно-сосудистых заболеваний.

План минимум: догнать Татарстан

Ведь доступность алкоголя просто фантастическая. В самой трезвой стране Европы Норвегии один магазин, торгующий алкоголем, приходится на 30-35 тыс. жителей. А в Башкирии один такой магазин приходится примерно на 240 жителей. В Абзелиловском районе Башкирии есть деревни, где на 50 домов приходится по одному вполне официальному магазину с алкоголем.

Власти и этого мало. В конце марта глава региона Рустэм Хамитов побывал в Хайбуллинском районе Башкирии и порекомендовал местным жителям быть предприимчивей, на примере Татарстана посоветовал побольше открывать лицензированных магазинов по продаже алкоголя. Согласно его логике, спаивать население не надо, но догонять Татарстан с его 7 200 лицензированными алкомагазинами необходимо. В Башкортостане всего 5 000 таких магазинов.

Порой доходит до каламбура. Летом 2015 года Хамитов на одном из совещаний заклеймил некоторых глав районов и городов за нежелание увеличивать продажи алкоголя у себя на местах. После появления стенограммы данного совещания наш соратник Роберт Давлетшин взял на себя смелость и написал критическую заметку в одной из социальных сетей по данному поводу, отмечая, что власть должна, прежде всего, работать на здоровье народа, а не во вред. В итоге слова главы региона были стерты с его официального сайта, а Давлетшин был исключен из состава Молодежной общественной палаты региона.

Ради чего же власть оказывает пособничество алкогольному бизнесу, если алкоголь — общепризнанный катализатор преступности?..

Откуда уши растут?

Так, если государство не получает ни демографических, ни экономических, ни политических, ни моральных выгод, то ради чего, с какой целью оно оказывает правовую, информационную, финансовую и прочую поддержку алкогольному бизнесу? При чьем чутком кураторстве ведется оголтелая пропаганда алкоголя и курения в театрах, в кино и в средствах массовой информации?!..

Представляется совершенно очевидным — главный итог 6-летнего периода существования движения «Трезвый Башкортостан» таков: нам никогда не договориться с теми, кто спаивает и соучаствует в спаивании народа. И поэтому не надо стучаться в высокие двери власть имущих, «не надо подходить к чужим столам, — как предостерегал В.С. Высоцкий еще в 1971 году, — и отзываться, если окликают».

Однако, как мне представляется, при таком подходе к рассмотрению темы из поля зрения совершенно ускользает сам организатор всей алкоголизации, т.е. алкогольная мафия. Ведь фактически, если по Марксу: «Производство идет впереди спроса, предложение силой берет спрос».

Мы тут же прекращаем сводить проблему к простоватым решениям — просто повысить уровень культуры людей, или просто дать всем хорошую, высокооплачиваемую работу, или построить еще несколько стадионов и театров. И мы начинаем понимать, что часть существующей проблемы заключается не в том, что люди хотят пить, а в том, что алкогольная мафия хочет, чтоб они хотели именно этого — пить.

У мафии на подхвате целый легион пропагандистов — писатели, журналисты, теледеятели, киноартисты, композиторы…

Нужно понять, что алкогольная мафия — это альянс алкобизнеса и государства. Алкобизнес давно и надолго приватизировал все ветви государственной власти, потому-то они и отражают не интересы народа и общества, но интересы крупных криминально-олигархических кланов, представляющих в России алкобизнес.

Еще 19 июля 1998 года председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев в телепередаче «Парламентский час» вынужденно признался: «Спиртовая мафия столь сильна, что ни воли правительства, ни воли президента, никого не достает, чтобы, в конце концов, загнать этого джина в бутылку и в общем-то заставить действовать по государственным правилам».

Так было 18 лет тому назад! Вы представляете, как мафия укрепила свои позиции за все эти годы? Тем более что даже принятые законы благодаря саботажу со стороны исполнительной власти остаются лишь на бумаге.

У нас остается единственная возможность — изменение информационного состояния самой пьющей массы. При этом характер информации, распространяемой участниками трезвеннического движения, должен быть круто изменен.

Марат Абдуллин

Новости партнеров