Новости раздела

Премьера «Кловерфилда, 10»: монстро-триллер о выборе девицы между насильником и агрессивным «Чужим»

В прокат выходит долгожданный полусиквел «Монстро» от продюсера Джей Джей Абрамса, сюжет которого все это время тщательно скрывали

На этой неделе стартовал прокат таинственного фильма от известного продюсера Джей Джей Абрамса, чей не то что сценарий, а даже сюжет держали долгое время в секрете. Посмотрев «кровное дитя» нашумевшего в свое время «Монстро» – «Кловерфилд, 10» – обозреватель «Реального времени» обнаружил остроумных «сиамских близнецов», сращенные воедино камерный психологический триллер в четырех стенах о противостоянии «принцессы прекрасной ужасному людоеду» с научно-фантастическим хоррором – об атаке инопланетных «людоедов» на принцесс. С интересной и справедливой в итоге моралью.

«Кловерфилд, 10» (10 Cloverfield Lane, 2016) Дэна Трахтенберга

(Внимание, в первом абзаце спойлеры!) Фильм – двухступенчатая ракета. Модельерша Мишель, сбежав от мутного бойфренда, попадает в автомобильную аварию и просыпается где-то в провинции в бункере, очевидно, реднека, ожидающего Апокалипсиса, и, еще более очевидно – завзятого извращенца: он зовет ее «девочкой» и, что подозрительнее всего – «маленькой принцессой» (ну и маленький тоже бонус: держит ее отчего-то на цепи). Реднек жутковат, но мил и забавен, джона-гудмановской наружности (собственно: Джон Гудман – титаническая роль, ради него одного ленту стоит глянуть), заверяет дрожащую принцессу, играя с ней в паззлы, что над ними ядерная зима, кислота, пыль, песок и инфернальные ужасы. Оставайся со мной, короче – на земле, дуреха, пропадешь. На пару с тоже сомнительного вида хипстером, бункер построившим и составляющим парочке компанию для настольных игр, Мишель, засомневавшись, для начала преодолевает роль забитой бабы и комплекс жертвы, или, говоря высоким штилем, виктимное поведение, и, скроив, наконец, для себя костюм Сойки-пересмешницы – не сильно фигурально выражаясь – отвешивает хороших люлей нехорошему земному агрессору (после чего с грохотом отваливается первая киноступень ракеты). Не удовлетворившись – и, справедливости ради, вынуждаемая непреодолимыми обстоятельствами – приставаниями, совершенно измученная девушка дает по щам заодно и мужико-монстрикам с планеты Ка-Пекс (или другой какой – ей на тот момент было уже не сильно важно), настучав одному из чудосамцов-зубастиков по зубастому кумполу. На этом прекрасном визжащем горящем моменте фильм-ракета, отбрасывая вторую ступень, достигает первой космической скорости, необходимой для преодоления притяжения зрительских ожиданий, и устремляется в космос (находится в районе Хьюстона, и там большие проблемы).

При всей простоте киноигрушки Абрамса-продюсера – она представляется довольно сложносочиненной. Абрамс, стоящий за прекрасно-подростковым «Супер 8», необычным «Монстро» (в оригинале – Cloverfield) и сериалом «Остаться в живых» – известный любитель поиграть концептами. Отсюда, конечно, и проступающие на «Кловерфилде» швы и белые нитки, которыми целые сцены сшивались словно бы походя и в спешке. Но отсюда же – и ощущение авантюрности. И невозможность если не предсказать основные сюжетные линии (полусиквел «Монстро» заранее предполагал агрессию инопланетян), то с точностью предположить, что ждет за опасным углом нашу жертву. «Кловерфилд, 10» работает по тем же схемам, что и многие современные сай-фаи (научно-фантастические фильмы): это сборка. Но сборка Абрамса впечатляет. Фильм начинается как камерный психологический триллер, условно, о «принцессе прекрасной и людоеде ужасном». Незаметно переключается в хипстерскую ироничную комедию, тоже камерную и тоже психологическую, про троих выживших недотеп, пытающихся при помощи музыкального автомата и настольных игр убить хоть как-то время, постаравшись не перессориться и не переубивать друг друга. После чего вжимает в кресло психоделическим хоррором в духе карпенторовского «Хеллоуина», когда, условно, гонимая маньяком жертва решает-таки дать агрессору кровавый отпор. Затем съезжает на широкую степную тропу «сурвайвала» (фильма о выживании). И, наконец, пикирует в головокружительный степной сай-фай. В итоге зритель, попавший в турбулентный поток «Кловерфилда, 10», первое время не в силах распознать, где смеяться, плакать или страшиться за жизнь «принцессы», понять, с каким жанром он имеет дело и в какую часть экрана лучше смотреть – вестибулярному его аппарату, можно, конечно, только посочувствовать.

Это не великое, но все-таки замечательное и в первую очередь увлекательное кино для того, чтоб расслабиться и отдохнуть от души. С вариациями и мотивами от Дэвида Финчера («Комната страха») и Сэма Рэйми (да любой его фильм) до Фрэнка Дарабонта («Мгла» по Стивену Кингу), с элементами музыкально-кровавой тарантиновщины времен «Бешеных псов» (тушку Джона Гудмана, танцующего попой к зрителю у музыкального автомата, нипочем не забыть). Кино зело зло и бодро сделанное: остроумное, веселое, простое и громыхающее, ничего от вас особо не требующее.

Да, Джей Джей Абрамс и сотоварищи фактически выехали на чистой технике, но выехали, минуя тупики, так лихо, и на таких завлекательных виражах, что остается предположить: другие бы в этих провинциальных местах завязли в болотах.

Да, мыслей в этой киноигрушке на один рупь, зато рупь царской чеканки. Поданная весьма выпукло авторами киноленты максима или мораль гласит: «Не будь слабой дурой, бей сильного дурака, поднявшего на тебя руку; насильник-извращенец не лучше разъяренного гуманоида, а потому вместо того, чтобы терпеть и бежать от обоих, жечь надо и того, и другого напалмом. Между агрессивным инопланетным «Чужим», желающим девушкой отобедать, и агрессивным мужиком-извращенцем, желающим девушку «всего-навсего изнасиловать», нет никакой принципиальной разницы».

Трейлер и кадры с официального сайта фильма 10cloverfieldlane.com и официальных групп в соцсетях

Сергей Афанасьев

Новости партнеров