Новости раздела

Столица грузовиков без грузовиков: чиновники Челнов предложили бизнесу сделать запасы до «весенней осады»

Переживший «три зимы» автоград вновь отказал предпринимателям в проезде тяжелого транспорта

Как стало известно сегодня на «деловом понедельнике», автоград вновь «закрывается» для больших грузовиков: в целях сохранности дорожного полотна бизнес лишится грузоперевозок с 15 апреля по 14 мая. Мэр Челнов Наиль Магдеев предложил предпринимателям заблаговременно, до 15 апреля, сделать запасы товара и сырья для производственного процесса: разрешения «в виде исключения» на проезд по челнинским дорогам выдаваться не будут. На том же совещании стали известны причины строгого подхода: как оказалось, в мэрии винят в плохом состоянии дорог вовсе не нерадивых дорожных строителей, а перепады температуры. Замглавы исполкома Рафаиль Киямов заявил, что в результате в 2016 году «город пережил не одну зиму, а более трех».

Дорожники приступили к ремонту дорог, не дожидаясь схода снега

Сегодня на «деловом понедельнике» в мэрии Набережных Челнов стало известно о начале подготовки к весеннему паводку. Так, в управляющих компаниях, по словам чиновника, создано 133 аварийные бригады на период паводка, которые «укомплектованы шанцевым инструментом и спецодеждой, обеспечены электрическими фонарями и средствами связи, подготовлены графики дежурства ИТР». Он также заявил, что проводится очистка от снега и сосулек кровель, козырьков подъездов и балконов жилых зданий, очистка отмосток и придомовых дорог. Правда, слова — это одно, а дела — другое: какой-либо активной работы в этом направлении автор этих строк в последние недели что-то не заметил…

— Жилой фонд подготовлен к весеннему половодью, — резюмировал чиновник. — В то же время нужно обратить внимание на дома старой постройки в поселке ЗЯБ, ГЭС и индивидуальные дома в поселках частного сектора.

Рафаиль Киямов, кроме того, рассказал мэру Наилю Магдееву, что МУП «ПАД» для «недопущения обильного половодья» вывозит снег с дорог, прилегающей территории объектов торговли, организаций города, в том числе из тех мест, где проводились новогодние праздники и строились снежные горки. В случае экстренной ситуации в мэрии «готовы принять все меры для недопущения затопления подземных переходов». Впрочем, то ли снега в этом году выпало больше, то ли ПАД работает лучше, чем в прошлом году: к настоящему моменту им вывезено 370 тыс. кубометров снега, тогда как в прошлую зиму было вывезено 360 тыс. куб. м.

Что интересно, в мэрии после критического доклада того же Киямова по поводу состояния дорог на прошлой неделе решили заняться их ремонтом, почти не дожидаясь схода с дорог снега! Так, ПАДом активно ведется работа по ликвидации аварийной ямочности на автодорогах города. Сотрудники МУП «ПАД», уверенно заявил чиновник, работают в две смены:

— На сегодняшний день выложено 1 850 кв. м асфальта и 1072 кв. м — по технологии «холодный асфальт», — заявил Киямов.

Холодный асфальт — «дорогие кратковременные заплаты»?

Подобная технология действительно позволяет поддержать нормальное состояние дорог до наступления тепла и возможности выполнить традиционный ремонт полотна, однако, как известно, не все ямы, отремонтированные подобным инновационным методом, способны дотерпеть до лета… Кроме того, по оценкам специалистов, цена холодного асфальта превышает цену горячего.

«Стоимость приготовленного асфальта будет в несколько раз выше, чем стоимость материала, выполненного по стандартной технологии», — отмечают эксперты. При такой дороговизне, однако, одна из особенностей покрытия, выполненного по технологии холодного асфальтирования, — «невысокая сопротивляемость сдвигу: в зонах повышенного торможения транспортных средств его лучше не использовать». Не исключено, что состояние челнинских дорог после зимы 2016 года, несмотря на бурный капремонт прошлого года, оставляет желать лучшего настолько, что город решил не пожалеть денег пусть и на кратковременные «дорогие заплаты», которые могут не дожить до июня.

Рафаиль Киямов о состоянии дорог: автоград в 2016 году пережил более трех зим

Косвенно подтвердил это позднее и сам Рафаиль Киямов (а еще позднее стало понятно, зачем чиновникам акцентировать внимание на катастрофическом состоянии дорог, — прим. ред.). По его словам, аварийно-ямочный ремонт в этом сезоне начали вообще с декабря 2015 года, и работы по нему проводили всю зиму «с применением рециклера»:

— Это вынужденная мера, потому что из-за перепадов температуры дорожное полотно за зиму постоянно разрушалось, — признался Киямов. — Но работы проводились с соблюдением технологии под контролем технического надзора!

Основные причины разрушения полотна в мэрии, как выяснилось, видят вовсе не в возможно плохом качестве работ нерадивых дорожных строителей: признать их халатность значит признать и вину чиновников, ведь получается, что муниципальные заказы эти фирмы получили зря. Нет, Киямов в доказательство сослался на данные сразу двух ведомств — ГКУ «Главтатдортранс» и ФГБУ «Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по РТ». Вроде бы действительно: количество температурных перепадов было свыше 75, а это… «в 3 раза превысило среднестатистические данные о количестве переходов за одну зиму, характерные климату Татарстана»!

— Следовательно, можно говорить, что мы пережили не одну зиму, а более трех, и объем работ увеличился пропорционально, — удовлетворенно заключил начальник управления ЖКХ.

Автоград вновь «закрывается» — постановление об этом опубликовано лишь 25 марта

Наконец, Киямов перешел к самому неприятному для бизнесменов вопросу, отчасти подготовив руководителей предприятий вышесказанным (впрочем, учитывая ежегодную практику, вызывающую чуть ли не ненависть у грузоперевозчиков, подготавливать их было не обязательно): с 15 апреля по 14 мая автоград вновь «закрывается».

В мэрии объясняют закрытие дорог для грузовиков традиционно: «В целях обеспечения сохранности автомобильных дорог и в связи со снижением несущей способности конструктивных элементов автомобильных дорог». Исполком принял также постановление «о введении временных ограничений движения транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам местного значения г. Набережные Челны в весенний период 2016 года».

Правда, уже нашлись возмущенные перевозчики, удивляющиеся тому, что постановление «принято и опубликовано в СМИ» (на сайте города, впрочем, никакого опубликованного постановления мы не нашли) за 17 дней, а «не за 30 дней» до закрытия дорог. Справедливости ради, постановление действительно существует и подписано и.о. руководителя исполкома Альфинур Галиакберовой еще 1 марта 2016 года, как положено; но выложено оно было почему-то, во-первых, на сайте миндортранса РТ, а во-вторых, 25 марта 2016 года! А ведь в том же постановлении Галиакберова управлению ЖКХ, то есть тому же Киямову, приказала опубликовать текст постановления в газете «Челнинские известия» (опять же мы его там не обнаружили) и разместить на официальном сайте города… На всякий случай сообщаем, что схему объезда города можно посмотреть в том же постановлении.

Все равны, но некоторые равнее: кому разрешат разрушать дороги

— Такое ограничение вводится ежегодно, так как при массовом таянии снега происходит переувлажнение грунта в насыпи, что снижает несущую способность конструкции дорожной одежды, и под тяжестью она начинает интенсивнее разрушаться, — оправдывался Киямов. — Временные ограничения движения в весенний период не запрещают движение по автомобильным дорогам! А лишь ограничивают предельно допустимые нагрузки на оси транспортных средств, перевозящих грузы. Предельно допустимые значения нагрузок на оси транспортного средства в весенний период: одиночная ось — 6 тонн, двухосная тележка — 5 тонн, трехосная тележка — 4 тонны.

Однако, судя по всему, далеко не весь транспорт «снижает несущую способность конструкции дорожной одежды», по-видимому, летая в воздухе. Так, ограничения не касаются транспортных средств, перевозящих пищевые продукты, животных, лекарственные препараты, семенной фонд, удобрения, топливо (бензин, дизельное топливо, судовое топливо, топливо для реактивных двигателей, топочный мазут, газообразное топливо), грузоподъемностью до 16 тонн. Также ограничение не распространяется на перевозку грузов, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций, международные грузоперевозки и пассажирские автобусные перевозки.

Мэрия предложила бизнесу запастись товарами до 15 апреля

Киямов пообещал установить на дорогах соответствующие временные дорожные знаки, обеспечить работу постов весового контроля и контроля движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования местного значения. И рекомендовал бизнесу запастись — но не терпением, а сырьем, запасами и товаром «заблаговременно до 15 апреля»:

— Для обеспечения стабильной плановой работы и недопущения аварийных ситуаций на объектах городского хозяйства всем руководителям предприятий рекомендуется создать запас сырья и необходимых материалов, вывозить необходимые товары, строительные материалы, сырье и т.д. заблаговременно до 15 апреля, — предупредил чиновник.

— Попрошу предприятия сделать необходимые запасы для производственного процесса, в период ограничения исключения будут сделаны только для тех, кто есть в разрешительном перечне. Чтобы потом никто не критиковал нас за плохие дороги, — предупредил Наиль Магдеев.

Движение автотранспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, для которого вводится ограничение, будет осуществляться по спецразрешениям. Разрешения — ну, разумеется! — платные. Выдаваться они будут на сутки или на месяц. Для получения временных пропусков можно обратиться в МУП «ПАД» (то самое, что и занимается ныне дорогим кратковременным ремонтом). В период действия ограничения будут выставлены посты на трех участках: в районе Лесоцех, при въезде со стороны БСИ и в районе Орловского кольца.

— Все вырученные от выдачи специальных разрешений деньги будут направлены на восстановление дорожного полотна на территории города! — торжественно пообещал Рафаиль Киямов (читай: пойдут в кошельки все тех же дорожных компаний в рамках выигранных ими муниципальных заказов, — прим. ред.).

— Есть достаточно времени для тех, чей грузовой транспорт передвигается по городским дорогам, сделать запасы для производственного процесса. А то после 15 апреля начнутся хождения: «Дайте разрешение в виде исключения!» — саркастично резюмировал Наиль Магдеев.

Сергей Афанасьев

Новости партнеров