Новости раздела

Челнинский «молот ТОРа»: осторожные инвесторы против осторожных чиновников

Власти требуют от потенциальных резидентов территории опережающего развития заключенных договоров и покупки земельных участков — бизнес в раздумьях

Челнинский «молот ТОРа»: осторожные инвесторы против осторожных чиновников
Фото: realnoevremya.ru/Сергей Афанасьев

В автограде во вторник прошла встреча чиновников мэрии и минэкономики РТ с потенциальными резидентами территории опережающего социально-экономического развития (ТОР или ТОСЭР). Побывавший на встрече корреспондент «Реального времени» узнал, как «КАМАЗ» будет «отстреливать» камазовских же потенциальных резидентов «на взлете», почему бизнесу с филиалами откажут в попадании в реестр ТОРа, в чем отличия автоградской льготной зоны от «Алабуги» и, наконец, любопытный факт: производство нефтепродуктов в ТОРе автограда не приветствуют.

Как «КАМАЗ» будет «отстреливать» камазовских же резидентов

Во вторник в мэрии власти автограда и РТ впервые встретились с потенциальными резидентами ТОСЭР, статус которой получили Челны в январе 2016 года. Зал был почти полон — на рабочее совещание пришли порядка 200 человек (впрочем, не все из них –бизнесмены: были и чиновники, и представители надзорных органов, и депутаты). Бизнесмены в руках теребили брошюрки с краткими данными и требованиями к резидентам ТОР («Евробуклет»). В президиум сели два главных куратора проекта на сегодняшний день — Наталия Кропотова, замруководителя исполкома, глава экономического блока мэрии автограда, и начальник отдела экономического анализа и проектного управления минэкономики РТ Юлай Миннуллин.

Кропотова для начала рассказала о том, что выбирать резидентов будет комиссия, возглавит которую министр экономики Артем Здунов, у которого будет два заместителя — замминистра Наталья Таркаева и мэр автограда Наиль Магдеев (секретарем комиссии назначена начальник отдела экономики автограда Гузель Валиахметова). В составе комиссии есть и депутаты, и представители различных ведомств (в т.ч. ПФ и налоговиков), и чиновники, и экспертная группа. В последнюю войдут, что любопытно, и представители ПАО «КАМАЗ» — камазовцы нужны для «отстрела» тех кандидатов, кто включен в производственную цепочку автогиганта и/или имеет с ним какие-либо бизнес-связи и контракты (таким образом власти хотят оградить ТОР от потенциально связанных с автомобилестроением проектов). МЭР РФ будет принимать решение о включении того или иного резидента в реестр ТОР и вести его на основании информации минэкономики РТ: т.е. фактически Москва отдала прерогативу о решении Татарстану.

Бизнес с филиалами ТОРу не годится, и в чем отличие ТОРа от «Алабуги»

Какие требования к резидентам?

  1. Юрлицо должно быть зарегистрировано на территории моногорода
  2. Не находится в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства
  3. Отсутствие недоимок по налогам, сборам и т.д.
  4. Отсутствие филиалов или представительств за пределами ТОР (т.е. фактически все компании, имеющие филиальную сеть, также остаются за бортом ТОСЭР — либо же бизнесмену придется создавать новое юрлицо, прим.ред.).
  5. Осуществление деятельности в ТОСЭР и осуществление там же инвестиций.

Требования к инвестпроектам следующие:

  • Реализация инвестпроекта в границах моногорода
  • Проект должен подходить перечню разрешенных видов экономической деятельности
  • Создание рабочих мест:
    для новых предприятий — не менее 20 мест в течение 1-го года проекта;
    всего за период реализации — не менее 30 мест;
    для действующих предприятий — не менее среднесписочной численности работников юрлица за последние 3 года, даже если у него было 4-5 рабочих мест, разрешается создать 8-10 мест (судя по всему, в автограде будут делать акцент на большем числе компаний именно МСБ, а не искать в поте лица крупняков по РФ).
  • Объем капитальных вложений: не менее 5 млн рублей в течение 1-го года после включения в реестр резидентов; всего за период реализации — не менее 50 млн («То есть, как видите, планка не высокая, если сравнивать с ОЭЗ «Алабуга» то мы знаем, что там планка — 120 млн рублей — т.е. там более крупные проекты, у нас же могут участвовать и малые предприятия», обратила внимание Кропотова. Предприниматели, сидевшие рядом с нами, отметили, что 50 млн рублей все равно цифра большая, и резидентами станут те, кто ее не испугается: «Тем более что вдруг кто как раз собирался небольшой заводик открыть — теперь самое время»).
  • Иностранцев ТОСЭР привечает не слишком: для такой рабочей силы установлена норма лишь в 25% от общей численности работников — иными словами, захочет китайская или немецкая компания открыть здесь свое предприятие — 75% кадров придется набирать из россиян.

Осторожные инвесторы и еще более осторожные чиновники: кто кого?

При этом Кропотова отметила, что в объеме инвестиций не будут учитываться затраты, ранее включенные в объеме капвложений другими резидентами ТОР (т.е. построенный одной компании административный блок вторая компания, разместившаяся там, не сможет засчитать себе как инвестиции, — прим.ред.). Не будут учитываться и затраты на создание или приобретение зданий на участках, где осуществляется реализация инвестпроекта, если затраты произведены были до включения резидента в реестр.

Сидящий в зале представитель консалтинговой компании «Верное решение», работающей сегодня с потенциальными резидентами ТОР (из Москвы и Казани), Сергей Маслехин заявил, что инвесторы не хотели бы покупать тут участок, пока не будут уверены в том, что стали резидентами. Миннуллин и Кропотова сочувственно заявили, что вероятность победы таких потенциальных резидентов с отсутствием у них участков в Челнах будет гораздо меньше. Похоже, тут произойдет первый конфликт интересов между автоградом и РТ, заинтересованными в привлечении не только челнинских инвесторов, и потенциальными желающими. По мнению Юлая Миннуллина, такой пункт был введен, чтобы потенциальные резиденты тоже начинали нести какие-то затраты, подтверждая серьезность своего проекта.

Производство нефтепродуктов в ТОРе автограда не приветят…

Кропотова озвучила и сам перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим предпринимательской деятельности: он довольно пестрый и обширный, исключающий принципиально производство грузовиков (ради диверсификационных целей ТОСЭР) и включающий такие виды, как обработка древесины, производство химвеществ, лекарственных средств, машин и оборудования, компьютеров, мебели и даже, как ни странно, издательская деятельность. Из любопытного — отказано будет проектам по производству подакцизных товаров (за исключением автомобилей и мотоциклов), а также производству и оказанию услуг по таким видам деятельности, как добыча сырой нефти и газа, трубопроводный транспорт, производство нефтепродуктов (!), оптовая и розничная торговля, лесозаготовка, операции с недвижимым имуществом. Исключат также проекты в тех видах деятельности, где занято от 20% всех работников автограда — по-видимому, это сделано также ради диверсификации городской экономики. Полный список можно найти тут — там же лаконично представлены сами льготы режима ТОСЭР (или ТОР): от льготы по налогу на прибыль (5%, а не 20%, как обычно) до налога на землю (0%), налога на имущество (0%) и страховых взносов (7,6% вместо 30%). Впрочем, налог на прибыль только первые 5 лет будет 5%, во вторые 5 лет «торовской десятилетки» его увеличат до 10%. Еще одно «но», отрезающее «запоздавших» резидентов: льготы по страховым взносам применят лишь для резидентов, успевших войти в реестр до января 2019 года.

Маленькие «но», которые могут осложнить жизнь резидентов

Вообще, этих самых «но» не так уж мало, о них публично до сих пор, насколько нам известно, не говорилось. Поэтому пришедшие на сегодняшнюю встречу предприниматели были этими «но» немного расстроены (чему свидетельство и их уточняющие вопросы, о них ниже). Так, налоговые льготы резидент вправе применять, только если доходы от реализации проекта в рамках ТОР составляют не менее 90% всех доходов компании. То есть тем самым, если учитывать и отказ компаниям с филиальными сетями, авторы законопроекта решили сделать жизнь уже действующим компаниям, решившим поучаствовать в ТОР, как можно менее комфортной, явно призывая открывать новые юрлица. Косвенно это подтвердила позднее и сама Кропотова, подтверждает этот факт и опыт Дальнего Востока, где существуют подобные ТОСЭР (первые ТОР начали деятельность с июня 2015 года, в Хабаровском крае — две ТОР, и одна — в Приморье).

Еще одно «но», также делающее жизнь уже действующих предприятий, рискнувших пойти в ТОР для снижения своих затрат, сложной, касается необходимости вести раздельный учет доходов и расходов, полученных по инвестпроекту ТОР и по остальной деятельности компании. И по словам Кропотовой, и по словам бизнесменов, вести такой раздельный учет почти невозможно: нельзя заверить государство в том, что «маляр, красящий стены в рамках инвестпроекта ТОР, не красит стены на соседнем цехе, в ТОР не входящем», а уж отследить денежные потоки, идущие только на проект ТОР или вообще на все предприятие, и того сложнее.

400 га на всех инвесторов, в том числе и нерезидентов ТОР: хватит ли земли?

Из плюсов — исполком уже подготовил для «новичков» 23 участка общей площадью 19 га со всей необходимой документацией. Всего зарезервировано под ТОР 84 земельных участка площадью 400 га. Будет ли потом расширена земельная база, неизвестно, но напомним, что у города резерв не такой уж большой.

Информацию об участках можно найти на сайте Агентства по привлечению инвестиций. Впрочем, как уточнила Кропотова: 400 га и 84 участка зарезервированы «вообще для всех инвесторов, а не только для резидентов ТОР». Так что резерв ТОСЭР, оказывается, еще меньше.

Понадобится ли резиденту документ за подписью самого Сергея Когогина?

Был сообщен бизнесу и перечень необходимых документов (его тоже можно посмотреть на сайте города), который необходимо подать с заявкой. Остановимся на любопытных.

Так, потребуется… документ, подтверждающий отсутствие в составе учредителей инвестора «КАМАЗ», либо его подразделений и дочек (по-видимому, от самой компании Сергея Когогина)! И еще один документ, подтверждающий, что в результате реализации инвестпроекта «не предусматривается исполнение контрактов, заключенных с «КАМАЗом» или дочками, и/или получение выручки от реализации товаров в объеме, превышающем 50% всей выручки инвестпроекта». Короче говоря, если в Казани или Москве «учуят камазовский дух» в проекте — ему будет отказано.

Прием в ТОР уже начался — а новой формы бизнес-плана пока нет…

Начальник отдела экономического анализа и проектного управления минэкономики РТ Юлай Миннуллин, как рассказала Кропотова, будет вести консультации потенциальных резидентов по составлению бизнес-планов (он работал в этой части по проектам республиканской поддержки МСБ). Миннуллин сразу же заявил, что пока в минэкономики… нет другой формы бизнес-плана, который необходимо подать каждому претенденту, кроме как разработанного согласно постановлению РТ еще в 1999 году! Очевидно, что его требования отличаются от требований новых норм законодательства по ТОРу, признал Миннуллин — в зале послышались смешки и печальные вздохи предпринимателей: придется ждать новой.

— Пока новая форма бизнес-плана не на 100% соответствует тому бизнес-плану, который был подготовлен в РТ в 1999 году для других целей. Но, я думаю, мы дополнения внесем. В старой форме бизнес-плана в основном не отражены преференции по страховым взносам, — утешил он бизнесменов.

Власти требуют уже заключенных договоров от потенциальных резидентов

Подробности о разделах бизнес-плана можно посмотреть на сайте автограда (см. постановление кабмина РТ №61). Миннуллин заметил, что в приложении к бизнес-плану надо указать календарный план-график реализации проекта, перечень закупаемого оборудования, маркетинговые исследования рынка. Кроме того, самое интересное — потенциальный инвестор уже заранее должен приложить…документы, подтверждающие поставку сырья, материалов, комплектующих, и документы, подтверждающие сбыт товара (договора, протоколы намерений и т.д.)!

Предприниматели этой необходимости явно не обрадовались. Хотя можно понять и чиновников, и бизнес: первым хотелось бы, чтобы инвесторы были готовы рисковать и настроены уже серьезно и эту серьезность доказали документально; вторым не хотелось бы попасть в тупиковую ситуацию — когда их в реестр резидентов ТОР не включат, а договора уже заключены! Не в пользу бизнеса, по-видимому, будет и необходимость в том же приложении предоставить документы, уже подтверждающие (!) приобретение оборудования с указанием его наименования, условий поставки и т.д. Самым сложным, скорее всего, будет 10 раздел бизнес-плана, где от резидента потребуют указать источники финансирования инвестпроекта — ради этого, как сообщили управляющему Сбербанка автограда (который уже начал работу с инвестором в этом направлении) Алексею Петряеву прямо во время встречи, от банков также потребуют или договора, или гарантийные письма о намерении банка кредитовать проект. Комиссия Артема Здунова полагает, что ей это необходимо для понимания, как инвестор намерен погашать кредит и платить проценты. От резидентов потребуют и указания сроков окупаемости проектов с учетом инвестиций и без НДС — по этому налогу льгот нет. Инфляцию в расчетах также учитывать не будут…

На осторожный вопрос предпринимателя, что же случится с резидентом, если выяснится, что на 10-й год ему не хватило до 50 млн (или «60 с учетом НДС») какого-то миллиона, выяснилось, что в таком случае его «ждет пересчет всех предыдущих налоговых льгот». При этом позиции Кропотова и Миннуллина неожиданно разошлись! Так, Кропотова признала, что пока сложно сказать, что будет через 9 лет — и вообще, комиссия будет рассматривать каждый конкретный случай. Миннуллин был более строг:

— 50 млн рублей и 30 рабочих мест — минимальный порог! И если даже этого вы не сможете выполнить, за весь срок налоговые льготы вам пересчитают, — заметил он, вызвав покачивания головой не одного предпринимателя в зале.

«Может, будете закрывать глаза…?»

Камнем преткновения стала и разница положения действующих предприятий и новых юрлиц в соревновании на попадание в реестр ТОР. Мало того, оказалось, что чиновники сами признают: «пробелы» по действующим предприятиям в постановлениях по ТОРу есть! Так, один бизнесмен поинтересовался, будут ли действовать льготы по страховым взносам только на работников нового проекта или всех работников предприятия — вызывают вопросы и льготы по налогу на имущество: если у компании уже было имущество, то каким образом государство будет налагать льготы, отделяя, так сказать, мух от котлет? Наталия Кропотова заявила, что коснутся льготы только нового проекта. Из зала тут же послышались крики о трудном и почти невозможном разделении старого и нового бизнеса для расчетов льгот. Кропотова тут же пошла на попятную:

— Согласна! Согласна, вопросы еще есть! Но учитывать будут только новые проекты.

— Но имущество, здание-то — оно может быть одно, и на новый, «торовский», проект, и на прежний бизнес резидента! — послышался резонный отклик. — Вы просто поверите бизнесмену? На одной его честности соглашение заключать будете?

— По действующим предприятиям вопросы есть… Согласна, — вынуждена была признать Кропотова. — Там пробелы у нас есть. Мы сейчас с этим вопросом работаем, смотрим, как это можно сделать. По вновь создаваемым предприятиям, особенно на новом месте — проще.

— Может, будете закрывать глаза?.. — попросил один челнинский предприниматель.

— На всех нельзя закрыть глаза!

Откуда «пробелы» в постановлениях о ТОРе, и почему действующим предприятиям осложнили попадание в резиденты?

Миннуллин внезапно согласился с коллегой и предпринимателями: «непоняток» в документации по ТОРу, касающихся действующих компаний, немало. Правда, на его уверение, что «хотя бы по налогу на прибыль все понятно — достаточно того, чтобы не менее 90% выручки составляла выручка от нового проекта», из зала тоже послышались скептические голоса. Сосед корреспондента «Реального времени», из потенциальных резидентов, вздохнул: «Смысла нет оставаться в ТОРе…».

— Но по налогу на имущество есть вопросы. Там надо совершенствовать, — усмехнулся он.

Наконец, даже, казалось бы, давно утвержденный тезис о том, что льготы по страховым платежам не приведут к тому, что новым работникам будут начислять меньшие пенсии и все необходимые платежи будут компенсироваться из госбюджета путем трансфертов, оказался не столь однозначным. На уточняющий вопрос одной из предпринимательниц по поводу уязвимости новых работников в плане пенсий, Кропотова, было, уверенно заявила, что вопрос снят с повестки дня. Но Миннуллин был не так категоричен:

— На этот вопрос мы сможем ответить, наверное, только когда начнем работать, — осторожно заметил чиновник минэкономики РТ.

У Кропотовой вытянулось лицо:

— Но это же законодательно уже утверждено!

— Понятно, но только на практике мы сможем увидеть, заработает ли это…

— Вы не пугайте нас! — ответила, оторопев на минуту, Кропотова, нервно рассмеявшись.

Представитель консалтинговой компании «Верное решение» оказался чуть более сведущ, чем чиновники. И заметил, что, проконсультировавшись с Минэкономразвития РФ и коллегами с Дальнего Востока, теперь своим клиентам (компаниям-потенциальным резидентам ТОР) будут рекомендовать открывать для участие в ТОСЭР новые юрлица.

— По действующим предприятиям — налог на имущество будет льготироваться только по вновь приобретенному в рамках проекта имуществу. И очень сложно бизнесу доказать будет, что ранее купленное имущество используется вами для нового проекта! Налог на землю тоже будет только по той части участка — его надо отмежевать соответственно — которая будет для реализации проекта. Страховые взносы будут льготированы только по вновь принятым на работу людям! С налогами на прибыль я вам тоже возражу — здесь не все так просто: прибыль надо считать по проекту. А если мы берем действующее предприятие, то придется вести раздельный бухучет. И резиденту придется обосновывать, почему часть зарплаты на ИТР вы отнесли в работу по проектам, а не по основному бизнесу? И, на наш взгляд, грань между действующим бизнесом и новым проектом провести будет невозможно, — заявил Сергей Маслехин.

— Это лучший вариант, согласна. Я тоже считаю, лучше создавать новые предприятия, — призналась Кропотова. — Но не всегда так получается…

Сергей Афанасьев, фото автора
Справка

Чтобы избежать бюрократии и ускорить прохождение заявок по кабинетам (исполком автограда — минэкономики РТ — МЭР РФ — и обратно) составлена карта. В соответствии с ней потенциальный резидент подает две заявки (бумажную и в электронном виде) в исполком, тому дается 10 дней на принятие или отклонение заявки, еще 3 дня на уведомление счастливчика или неудачника (последнему можно с учетом исправлений повторить попытку), столько же на передачу заявки в минэкономики РТ и отраслевые министерства (каждое будет отвечать за профильные проекты). В министерствах заявку будут рассматривать 10 дней, после чего передают ее комиссии по рассмотрению заявок, которая, к слову, заседать будет в Челнах. Через 5 дней комиссия составляет протокол с положительным или отрицательным решением («неудачники», опять же, имеют право на повторные попытки) и передает его заявителю и вновь минэкономики РТ. Еще через 3 дня протокол вывешивают на сайте города, еще через 5 дней документ попадает в Москву, где в течение 15 дней данные резиденты вносятся в реестр. И, наконец, последние 10 дней уходят на осведомление ФСС, ПФ и ИФНС Челнов о новом резиденте. Таким образом, потенциальный резидент с момента подачи заявки до момента, когда он может начинать свою деятельность, будет максимум ждать два месяца (61 день). Положительного же заключения комиссии Здунова ждать придется 28 рабочих дней. Если после введения информации о резиденте в реестр обнаружится, что документы не соответствуют нормам, или у него начат процесс ликвидации, или же признан банкротом и т.д. — из реестра он вылетает.

Новости партнеров