«В Нидерландах местные не курят траву. Голландцы предпочитают пиво. А курят туристы»
Голландия: бесшабашные велосипедисты, сельские пейзажи, футбольный фанатизм и морская история
Амстердам, Нидерланды… Вероятно, у многих в голове возникают образы, связанные с легальными наркотиками, красными фонарями и ЛГБТ-сообществом. Однако другой страну увидел колумнист «Реального времени» Александр Драгони – партнер компаний «Сила ветра» и «Полветра». Сегодняшняя колонка путешественника – о стране с самой богатой морской историей.
Приятный город
А ваши друзья тоже, когда слышат про Амстердам, шутят про траву и красные фонари? Некоторые мои – да. Но я не обращаю уже внимания. Ну, что делать, если не все богаты чувством юмора?
Для меня Амстердам – это совсем другое. Вообще, он для меня не главная ассоциация про Нидерланды. Я в нем вообще был в общей сложности дня три-четыре. Конечно, каждый приезд в страну – через столицу. В Амстердаме большая новая марина недалеко от центрального вокзала. Туда приятно зайти на лодке и постоять пару ночей. Еще в Амстере проходит один из двух крупнейших европейских парусных фестивалей Sail Amsterdam. Просто основные яхтенные акватории лежат в стороне от столицы. Так что Харлинген, Энкхаузен или Тексель знаю лучше.
Вообще, Амстер –очень приятный город. Надо только бояться велосипедистов.
Велосипеды
Некоторые работодатели выделяют новым сотрудникам 1 000 евро на покупку вело. Там есть велосипеды и дешевле, конечно. Но что-то долговечное стоит столько. Это просто городские велосипеды с большими колесами и 6 скоростями. Еще каждый покупает толстенную цепь. В России такими далеко не каждый мотоцикл пристегивают.
Кажется, что некоторые велосипедисты в Амстердаме считают себя королями дороги. Автовладельцы их точно боятся. Если под колесо попадается пешеход, велосипедист, скорее, сделает возмущенно-сердитое лицо и поедет дальше. Но лучше средства для изучения Амстердама нет.
Если будете брать вело в прокат, отвыкайте от привычки ехать по велодорожкам как попало. Езжайте по правой стороне и по одному. Вас обязательно кто-то обгонит, а встречные могут даже что-то сердито крикнуть, если загораживаете всю дорожку.
На острове Тексель я видел ферму в здании с надписью «1625». Вдумайтесь. Это всего лишь на полвека позже окончания строительства храма Василия Блаженного
Сельское хозяйство
Одним из сильнейших впечатлений от первых визитов в страну было обилие полей и живности на них. Коровы, лошади, овцы. Особенно их много, когда едешь на электричке на большой скорости. Кажется, их больше, чем самих голландцев.
На острове Тексель я видел ферму в здании с надписью «1625». Вдумайтесь. Это всего лишь на полвека позже окончания строительства храма Василия Блаженного. И просто ферма.
А тюльпаны там растут не везде. К северу от Амстердама я их не видел.
Каналы
Голландия – это действительно каналы. Их очень много. Не все они судоходны. И не все пригодны для парусных яхт. Но часть наших круизов проходит именно по ним. Это необыкновенное ощущение: идти по каналу шириной метров 30. Справа и слева голландские дачи. На лужайках стоят столы, за ними сидят голландцы и приветливо на вас смотрят и машут. Пахнет коровами. Иногда вы проходите мимо маленьких городков. Иногда под разводными мостами. Иногда канал пересекает автотрасса. Под каналом.
А если разводной мост сломался или из-за ветра не открывается, то вы встаете прямо к берегу. К лужайке. В 10 метрах стоят лошади, вы пьете кофе и смотрите на светофор на мосту, ждете зеленый.
Один раз мы заблудились в каналах, и пришлось буквально продираться через маленький городок. От бортов нашей традиционной плоскодонки-лемстераака до берега канала оставалось по полметра. Где-то мы сломали ветку у куста, где-то выходили на берег и тащили лодку на швартовах. На лужайках своих домов также сидели голландцы и приветливо на нас смотрели.
А еще на некоторых мостах собирают оплату. Для этого смотритель опускает сверху удочку с привязанным деревянным башмаком. Вы прямо на ходу опускаете туда установленную плату в 2-3 евро и приветливо друг другу машете.
Разводной мост, если он не работает по четкому расписанию, иногда открывается даже для одной проходящей лодочки. Если он ручной, смотритель выходит, перекрывает шлагбаум на дороге и поднимает мост
Сервис
Из-за особенностей своей работы я сталкиваюсь по большей части с яхтенной, морской частью стран. И сервис для меня также это по большей части яхтенный сервис. Так вот, в первую свою поездку по Голландии я видел персонал яхтенных портов два раза. Если не считать дни старта и финиша нашего круиза.
Если вы приходите в яхтенную гавань после 5-6 вечера, то, скорее всего, там уже никого нет из работников. Вы втыкаете электрический кабель в колонку, идете в здание конторы, опускаете деньги в автомат. Он дает вам карточку, которой вы расплачиваетесь за электричество и воду. В душе вы опускаете монетки и моетесь на столько, на сколько заплатили. Утром перед уходом опускаете деньги в автомат и оплачиваете стоянку. Все.
А разводной мост, если он не работает по четкому расписанию, иногда открывается даже для одной проходящей лодочки. Если он ручной, смотритель выходит, перекрывает шлагбаум на дороге и поднимает мост. Вы проходите и приветливо машете друг другу. Если все на автоматике, он нажимает на кнопки из своей будки.
Пейзаж и города
Да, Голландия – низинная страна. Берега с расстояния уже километров десять почти не видно. Но зато там городки! Маленькие, старые и ухоженные. На многих домах год постройки. 1800-е, 700-е, даже 600-е. В соответствии с традицией многие оставляют окна на первых этажах без занавесок. Но, вопреки стереотипу, это не обязательно. И у частных домов там бывают высокие глухие заборы.
Дети
Еще одно сильное впечатление – отношение к детям. Кажется, что большинство семей – с тремя детьми. И очень многие из них ходят на яхтах и моторных катерах в полном составе. Дети в спасжилетах. Но за ними никто не бегает, чтобы контролировать, чем занят ребенок. По марине дети ходят сами. Сами организуются в «рыбачьи артели» по вылову рачков и маленьких крабов. Они их потом выпускают, конечно. Забавно видеть группки детей от 4 до 12 лет, столпившихся у края понтонов, и с сачками.
Кажется, что большинство семей – с тремя детьми. И очень многие из них ходят на яхтах и моторных катерах в полном составе. Дети в спасжилетах. Но за ними никто не бегает, чтобы контролировать, чем занят ребенок
Кажется, что самостоятельность тут в крови.
«Деревенские» подростки, в том числе девушки, сами гоняют на маленьких моторках по каналам, купаются.
И очень хорошо сделаны детские площадки. Без лишней «красоты». Функционально и просто. На такой и взрослому охота поиграть.
А еще зимой, если морозы и каналы замерзают, объявляют детские каникулы на пару дней. Чтобы дети могли покататься по льду.
Взрослые
Мой друг и коллега по яхтингу Даниил живет в Нидерландах уже восемь лет. Он считает голландцев занудами, которые норовят поучить тебя, как надо жить. Я этого заметить не успел.
Как-то в Хоорне во время дождя я видел идущих по улице местных. Половина из них была без зонтов. Но они не бежали. Просто шли под дождем, как будто это не дождь, а солнечные фотоны.
Алкоголь
Местные не курят траву. Голландцы предпочитают пиво. А курят туристы.
Еще там есть пивоварни, которые не увеличивают объемы своих продаж и, соответственно, объемы производства. Хотя могли бы. Ведь их пиво крайне популярно и быстро заканчивается в местных супермаркетах.
Потому что так правильнее, когда не очень много, зато гарантированно вкусно.
Футбол
Как-то раз я попал на те дни, когда был чемпионат Европы по футболу. И попал на трансляцию матча с испанцами в одном из баров в Утрехте. Тогда голландцы разгромили испанцев, кажется, 5:1.
Даня сказал, что местные, когда радуются голу, могут кидать вверх стаканчики с пивом. Так не было. Поскольку я в футболе не особо разбираюсь, матч для меня состоял из трех частей. Первая часть – все сидят, вторая – все стоят, третья – все стоят на столиках и заборах, а самые дальновидные приносят из дома стремянки и лестницы.
«Музей Ост-Индийской компании – это, скорее, художественное осмысление того, как было, чем собрание предметов. Так что тут, например, огромный макет рейда Текселя с десятками судов на якоре; комната с развешенной вяленой рыбой, которую ели моряки; старые карты и комната с табличками». Фото Валерия Василевского
Музеи и история
У Голландии богатая история. Значительная ее часть связана с морем и торговлей. Когда-то Ост-Индийская голландская компания была самой богатой частной компанией мира. Сотни кораблей ходили на Яву, Суматру и в Южную Америку. Некоторые возвращались и выгружали свой груз на рейде острова Тексель. Оттуда небольшими судами с маленькой осадкой товар везли в Амстердам на склады.
Сейчас на Текселе есть музей, объединивший несколько экспозиций под одной крышей. Музей кораблекрушений и музей морской торговли и Ост-Индийской компании. Экспозиция музея кораблекрушений – это частная коллекция одного местного чудака, который с детства собирал все, что выносит море на берег после штормов и кораблекрушений. А это: бутылки, одежда и обувь, спасательное оборудование, конструктивные и декоративные элементы кораблей.
Потом туда добавились добытые морскими археологами самолеты времен Второй мировой и еще много чего. Место впечатляет.
Музей Ост-Индийской компании – это, скорее, художественное осмысление того, как было, чем собрание предметов. Так что тут, например, огромный макет рейда Текселя с десятками судов на якоре; комната с развешенной вяленой рыбой, которую ели моряки; старые карты и комната с табличками. На них имена судов и даты их выхода и возвращения. У некоторых только одна дата выхода. Судно погибло, или его продали где-то вдали. У многих несколько дат выхода и возвращения: команды этих судов были удачливы. Но у всех есть последняя дата выхода, но нет даты возвращения обратно.
На Терсхеллинге (это еще один остров в Северном море) мы как-то познакомились с пожилой женщиной. Она дома сделала маленькую экспозицию, в основном из фотографий, про жизнь ее семьи. Про отца и деда. Они были рыбаками. По ее словам, жизнь до 50-х годов прошлого века была очень тяжелой. Так что современная Голландия, один из технологических лидеров Европы, это результат упорного труда ее жителей всего лишь последнего полувека.
Селедка
Даже если вы дальше Амстердама не выбираетесь, попробуйте свежую селедку. Ее продают в киосках вроде наших для шаурмы. Свежие булочки, на них филе селедки и десятки соусов на выбор. Это надо сделать.
Если вы попадете на какой-нибудь рыбацкий остров, например, на Терсхеллинг, в середине июня, обязательно понюхайте воздух. И идите на запах селедки. Это фестиваль первого улова.
«Вся история Нидерландов, рост благосостояния и сама жизнь некоторых ее регионов напрямую зависела от моря. Открытия новых земель, ловля рыбы, наступление моря на сушу». Фото Валерия Василевского
Море
Пока я не видел более морской страны. Вся история Нидерландов, рост благосостояния и сама жизнь некоторых ее регионов напрямую зависела от моря. Открытия новых земель, ловля рыбы, наступление моря на сушу. Возможно, Нидерланды – страна с самой изменяющейся береговой линией. Штормы и наводнения убивали тысячи людей. И в то же время дарили плодородные заливные луга. Сейчас страна живет технологиями и одной из лучших систем образования. Но по-прежнему голландские кораблестроители – среди самых почитаемых, а порт Роттердама – самый загруженный из европейских.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Александр Драгони – путешественник, капитан парусных яхт, организатор круизов. Является партнером двух клубов: «Сила ветра» и «Полветра».
- Родился в Москве в 1975 году. Закончил философский факультет МГУ. Наемная работа в различных сферах, в т.ч. репортером.
- В 2009 году получил яхтенные любительские права. С 2014 года парусное дело стало основным занятием.
- Три года назад перебрался в Казань.
- На сегодняшний день он совершил около 60 круизов. В 2015 году «набежало» 120 дней на яхте.
- О себе: «Обожаю открывать новые места для себя и своих «туристов». Нравится учить их парусному делу. Идеал для меня: пойти днем вздремнуть часок в кают-компанию. А экипаж в это время управляется с парусами и ведет яхту к острову. И, конечно, это их первый круиз!».