Новости раздела

Казанская синагога: иудеи, учителя, рокеры

Многопрофильное здание на Профсоюзной, объединяющее светское и религиозное

Казанская синагога: иудеи, учителя, рокеры
Фото: 1960-е. pastvu.com

В краеведческих обзорах мы подробно пишем о многих культовых сооружениях Казани, по большей части — о мечетях и церквях. Сегодня будет исследовать единственную в городе синагогу, расположенную на улице Профсоюзной. В этом здании не сразу узнаешь культовое сооружение. Даже сейчас оно выдержано согласно нормам царской России, когда было принято строительство молитвенных домов, ничем не выдающих своего назначения. Однако именно это место и тогда было, и сейчас остается центром еврейской жизни Казани.

Долгое строительство длиной в 18 лет

К концу XIX века в Казани жило достаточно евреев. В частности, это были бывшие солдаты, которые служили до этого в батальонах военных кантонистов, один из которых находился в столице губернии. После отставки они могли жить с семьями вне черты оседлости. Устойчивой общины при этом в Казани не было, судя по оценкам, число евреев колебалось в 1880—1910 годы от 1 500 до 3 000 человек. Молитвенные собрания и даже молельные дома в городе устраивались, но на арендованных площадях. Потом в среде евреев появились промышленники, врачи, торговцы, юристы, у которых имелись деньги на строительство синагоги.

Казанская еврейская община официально была учреждена 24 марта 1897 года. За несколько дней до этого, 15 марта, было получено разрешение на возведение «молитвенного дома с хозяйственным при нем правлением». Но дело пошло не сразу. Сначала возникли проблемы с выбором территории. В частности, к еврейским молитвенным домам предъявлялись особые требования. Скажем, от православных церквей они должны были располагаться на расстоянии хотя бы 100 саженей на одной улице, и 50 саженей — на другой.

В 1905-м Казань, как и многие другие города империи, пережила еврейский погром. Однако это только сплотило общину, которая в результате остановилась в своем выборе на Малой Проломной. Купленный в конце 1912 года двухэтажный жилой дом пришлось строить заново из-за того, что фундамент у него практически отсутствовал. Но 12 марта 1915 года молельный дом открыли.

Он состоял из большого двухсветного молитвенного зала, а также большого зала для заседаний и общих собраний прихожан на третьем, надстроенном этаже.

1929 год. Фото: pastvu.com

Учителя и рокеры

В 1926-м синагогу закрыли, «...учитывая ряд ходатайств общественных организаций и рабочих о закрытии синагоги... договор, заключенный с еврейской религиозной общиной, расторгнуть, синагогу закрыть, а здание передать Казгорсовету под культурные учреждения трудящихся евреев». В здании разместился Дом работников просвещения. «Реальное время» публиковало отрывок из книги о Майке Науменко — его главный концерт в Казани проходил здесь: «В забитом поклонниками зале на триста пятьдесят мест Майк под гитару исполнил полтора десятка песен, впервые спев две новые композиции — «Салоны» и «Марию». (…) Концерт закончился продолжительными аплодисментами и выходом на бис. За кулисами к музыканту подошел директор Дома работников просвещения — ярко выраженный партийный работник, лысый, в темно-синем засаленном пиджаке, со значком Ленина на лацкане. Он долго тряс Науменко руку и с горящими глазами причитал: «Михаил, вы такие хорошие песни поете! Мы так хотим пригласить вас еще раз…»

В декабре 1988 года в Казани появилась инициативная группа евреев, годом позже открывшая Клуб еврейской культуры «Менора». В марте 1990-го была зарегистрирована Казанская иудейская религиозная община, которую в сентябре 1994 года возглавили представители движения «Хабад Любавич» израильские раввины Авраам Лерер и Иегуда Зильберштром.

Евреи активно писали властям с просьбой восстановить справедливость и вернуть синагогу. В ноябре 1997 года был подписан Указ о передаче Дома работников просвещения общине, в декабре, на Хануку (еврейский праздник чуда Храмового очищения), она получила символический ключ от синагоги.

К тому времени здание было практически непригодно для использования — с прохудившейся крышей, оборванной электропроводкой, забитой канализацией. Пришлось вновь все перестраивать. И, как в начале века, строили всем городом — помогали деньгами, транспортом, стройматериалами, техникой.

Фото: jewish-russia.ru

Дом собраний

Любопытно, что светская и религиозная части здания гармонично соседствуют друг с другом. Это объясняется еврейским восприятием синагоги. Дословный перевод слова «синагога» или на иврите «бейт кнесет» — дом собраний, объединяющий евреев и друзей общины под одной крышей, дающий чувство единства и сопричастности. Это, заметим, задолго до слов Рустама Минниханова, что «мечеть — не только место для чтения молитв, это место обучения, и не только религии, нашим традициям».

Главное место в синагоге — это молельный зал, аккуратный и уютный. В нем все как полагается: ряды лавок, раздельные мужская и женская половины. Красивейший резной синагогальный ковчег из ценных пород дерева — хранилище для свитков Торы. И возвышение для их чтения, бима, покрытая старинной скатертью, сохранившейся со времен Второй мировой войны и возвращенной синагоге.

В синагоге почти всегда людно. Вы обязательно встретите раввина иудейской общины Ицхака Горелика, детей, постигающих азы иврита и традиции еврейского народа, молодежь, собравшуюся, чтобы вместе встретить святой для евреев день — субботу. Кстати, говорят, что Горелик всегда ответит, если предварительно ему написать сообщение в мессенджере.

Любопытно, что нынешний вид синагоги в стиле модерн — это возвращение к изначальному проекту, поскольку в 1940 году здание было перестроено архитектором Рашадом Муртазиным (с разделением молельного зала на уровни, новым входом, заменой круглых проемов на прямоугольные и установкой барельефа Ленина). Муртазин был тогда председателем Татарского отделения Союза архитекторов СССР, также он занимался перестройкой консерватории и здания КАИ на площади Свободы и создавал в соавторстве генпланы и многоэтажки Лениногорска и Бугульмы. Сейчас круглые двери, отчетливый признак модерна, вернулись на место.

Радиф Кашапов
ОбществоИсторияИнфраструктураОбразование Татарстан

Новости партнеров

комментарии 52

комментарии

  • Анонимно 11 авг
    Интересно.
    Спасибо.

    Иудаизм самая древняя традиционная монотеистическая религия России.
    Иудеи жили в Казани с момента ее основания.
    Было много иудеев и в Золотой Орде, была влиятельная община в Казани и до 1552 года.
    И в конце 16 века было много иудеев в Казани (об этом пишет митрополит Казанский и Свияжский Гермоген, будущий патриарх Московский и всея Руси).

    Иудеи играли важную роль в жизни Казани с 19 века до октября 1917 года.
    И среди казанской коммунистической элиты было много евреев, изменивших иудаизму и ставших фанатиками марксизма - наиболее яркий известный пример Евгения Соломоновна Гинзбург, мать В.П.Аксенова.
    Евреи внесли огромный вклад в науку, культуру и промышленность Казани в 1920 - 1980-е гг.
    И ныне иудео-еврейская община-сообщество активно участвует в жизни Казани, Татарстана и России, в из развитии и процветании.
    Хотелось бы прочитать научную историю иудаизма в Казани.



    Ответить
  • Анонимно 11 авг
    Иудеи и евреи внесли выдающийся вклад в историю Казани.
    Хотелось бы узнать больше.
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Лучше не надо.
    Татарам не понравится. :-)
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Массоны украли, вывезли за бугор, с белочехами, хранившийся в Казани, золотой запас России?! )
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    МаСоны не маСоны, а на какие цели использовал Ленин Золотой запас России узнать было бы интересно.
    Бывший казанский студент, тем более имеющий еврейские корни, мог бы и "поделиться" с Казанью.
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    По выданным ранее ему кредитам расплачивался, наверное )))
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Подельником, видимо, в этом деле был и Троцкий, прибывший из США
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Хотелось бы получил научный ответ, основанный на исторических источниках.
    Домыслов много.
    Вроде, один из казанских историков уже давно занимается историей Золотого запаса России?
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    ну что в ы право еще про рептилоидлов скажите золотой запас был вывезен белыми
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Немцы, америкосы, англосаксы, за бесплатно никому деньги не давали, был у них свой интерес
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    так колчаковцы и вывезли золото и это всем известно ну кроме вас альтернативно одареных смешно от вас....
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    А кто им содействовал, здесь уже писали об ударе во фланг латышского полка, защищавшего Казань, батальона сербов, перешедших от красных к белым, да и Троцкий мог по придержать наступление под Казанью и по всем фронтам, что бы не отбили Золотой эшелон и он благополучно ушел за кордон
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Кстати, а почему здание под синагогу выбрали в двух шагах от Нацбанка, золотохранилища страны, в котором очень много евреев работало, потом репрессированных в 37-38 годах? Совпадение, не думаю!
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    деньги дают бесплатно вы что то совсем..
    Ответить
  • Анонимно 11 авг
    Интересно, что автором самого тиражируемого рукописного русского художественного произведения может являться казанский иудей:

    [Доступ к полному тексту открыт]
    К ВОПРОСУ О РЕЛИГИОЗНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДО 1552 ГОДА БУДУЩЕГО АВТОРА «ИСТОРИИ О КАЗАНСКОМ ЦАРСТВЕ»: ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ АВТОРА
    Григорьев Е.И.
    Наука в жизни человека. 2022. № 1. С. 90-101.
    Ответить
  • Анонимно 11 авг
    Как хоронят своих умерших провославные и мусульмане знаю, а как хоронят иудеев нет, скрытные они какие то, как сектанты
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Не могу согласиться.
    Если нет друзей иудеев, можно прочитать о культуре похорон иудеев в многочисленных доступных книгах.
    Было бы желание.
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Зачем читать, увиряют же что они рядом с нами в Казани везде живут, но визуального ряда их похорон нет, ни разу не видел, за последние лет 50 !!!
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Тоже с товарищем провославным, как то в разговоре, обратили на это внимание, ему тоже седьмой десяток уже идет, а не одних еврейских похорон в Казани не видел.
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    99,9% иудеев уехало из страны. так что рядом нет их
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Не скажи, в Москве целый район есть в Марьиной Роще, с кошерными гастрономами, синагогами, ортодоксами в кипах
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Шифруются, видимо, хасиды, какой то тайный обряд погребения, не как у тибетцев
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    На Арком кладбище есть "еврейские" участки.
    Современные "еврейские" похороны - светские, и ничем не отличаются от традиционных, напр русских.
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    традиционные похороны у русских это отпевание в церкви в ы что? евреи в церквях не отпевались .Гражданский обряд в ы имели ввиду а не традционный
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    А как же традиции предков, отпевание там, траурная процессия с гробом или носилками, поп в рясе или мулла в чалме, что светские евреи без раввина и крест православный на могилу иудею ставят, чудно как-то ???
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Хотя чему удивляться, Слуцкий же заявил в недавнем большом интервью, что он мол "не еврей", хотя до этого радостно снимался в ермолке в 2016 г., в рекламных клипах еврейского центра в Жуковке в Москве, когда хасиды в пейсах с дудочками на Московских сталинских высотках созывают своих собратьев, рядом с евреями Макаревичем, Ургантом, Вексельбергом и Авеном...
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    зачем еврею отпевание по христианскому обряду ?вы о чем? КРест они на могилу не ставят
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    мусульмане хоронят так же, как это делают иудеи.
    Только, у иудеев молитвы читаются на иврите, а у мусульман - на арабском.
    Ответить
  • Анонимно 11 авг
    В Реальном времени лет 6-7 назад я прочитал интервью Рахматуллина с историком Радиком Салиховым о промышленных татарских деревнях. И у журналиста с экспертом как-то плавно зашел разговор о взаимодействии татар с евреями. Было интересно узнать, что в Казани до революции мусульмане и иудеи, два гонимых народа, создавали совместные предприятия, активно и продуктивно взаимодействовали.
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    кем гонимы были татары до революции?
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    царским правительством были гонимы татары кстати у лядского садика было объявление вход с собаками и татарам воспрещен
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Хазарами (толстосумами) из Каганатов
    Ответить
  • Анонимно 11 авг
    Всеже "до революции" создавали "совместные предприятия"?
    Значит не все так плохо было?
    После октябрьского переворота 1917 года "гонимые народы" могли создавать "совместные предприятия"?
    Вроде нет?
    Все народы оказались в одном огромном ГУЛАГе?
    И кто же был строителем этого концлагеря?
    Вроде марксистская партия?
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    а что хорошего в совместных предприятиях в ы о чем? Гулаг только в вашей голове после революцйи и народы свободу получили от вашей власти власти скотов дворян и их прихлебателей лакейских.

    лагерь у тебя в башке ! хамское ты сословие из дворни!
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Ваше хамство свидетельствует лишь об уровне развития вашего интеллекта.
    Чрезвычайно низкого.
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Из энциклопедии:

    "а́вное управле́ние лагере́й (ГУЛАГ, также даётся сокращение Гулаг с расшифровкой Главное управление исправительно-трудовых лагерей[1]) — подразделение НКВД СССР, МВД СССР, Министерства юстиции СССР, осуществлявшее руководство местами заключения в 1930—1959 годах.
    ...
    огласно официальным данным, всего через систему лагерей, тюрем и колоний ОГПУ и НКВД в 1921—1953 гг. прошло 7,6 млн человек (максимум был достигнут в начале 1950-х в результате послевоенного ужесточения уголовного законодательства[35] и социальных последствий голода 1946—1947[36])".
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    вики педия не доказательство. вранье это у тебя.Источяник информации должен быть верифицируемый. если речь идет об уголовных обвинениях
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Да тебе никто ничего и не хочет доказывать.
    Пишут для умных, образованных и культурных читателей уважаемого РВ.
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Подписи Сталина и др. членов Политбюро ЦК ВКП(б) на Сталинских расстрельных списках в качестве доказательства из АП РФ
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Агрессивным фанатикам (впрочем все фанатики агрессивные) никто ничего "доказывать" не собирается.
    Общение возможно лишь с адекватными людьми.
    Неадекваты-фанаьики все принимают на свой счет - это их проблемы.
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Из Архива Президента Российской Федеоации и РГАСПИ на порядка 45000 лично убиенных Сталиным и его подручными без суда и следствия будет достаточно, а ведь у расстрелянных были еще жены, дети, сестры, братья, родители...
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Сталин лично никого не убивал. Всегда был суд. Всегда !или особое судебное присутствие. Номер архивного документа номер стеллжа номер полки давайте!
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    И что ?? каждого из миллиарда якобы растрелляных он подписывал приговор ну смешно же. вранье увас.
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    Подпись ЗА, на решении Расстрелять по 1-категории на представленных списках обреченных по всем республикам, областям, краям, субьектам необьятной страны, это видимо, "наградить Сталинской премией и отправить на отдых в Гагры"
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    И что? документы давай а не свои выдумки
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    РГАСПИ. Ф.17. Оп.171. Д.409–419 за 1937-1938 гг.
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    покажи. документы выложи в сеть
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    так любое слово нуждается в обосновании. если нет то извините ваши слова неправда или ложь или враньё
    Ответить
    Анонимно 11 авг
    давай конкретно расшифруй раскрой сокращения и выложи сканы в сеть сделать сайтик одностраничный недолго и сканы давай выкладывай
    Ответить
  • Анонимно 12 авг
    Хочу добавить по истории вышеописанного здания. Был в Казани замечательный клуб самодеятельной песни (КСП) «Апрель». По его приглашению в нашем городе выступали многие ведущие барды страны. В начале 90 - х, по приглашению клуба в этом здании выступал Андрей Макаревич. Как бард. Один, с акустической гитарой. Оказалось, у него много песен, которые он не исполняет с группой. Мне повезло быть на том концерте, он был очень необычным и незабываемым.
    Ответить
    Анонимно 12 авг
    Бардов в Казани было много, так как ВУЗов было полно, многие разьехались, кто в Москву, кто за бугор (Шабашвили в США, Сергей Бялцер в Германии и пр ), а концерты, в основном, в Универе, Молодежном Центре и в КАИ проводили
    Ответить
    Анонимно 13 авг
    Эко неведаль, Борис Гребенщиков, тоже один с гитарой и на Компрессорном заводе в Казани выступал часами
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии