Новости раздела

Артем Здунов: «Основной акцент нашего антикризисного плана — сохранить людей, трудовые ресурсы, их потенциал»

Многие предприятия отложили свои инвестиционные программы на два-три года. Часть 1

Антикризисный план правительства Татарстана, включающий 95 пунктов, опубликован недавно министерством экономики РТ. Как рассказал в интервью «Реальному времени» глава ведомства Артем Здунов, на его реализацию в этом году будет направлено не 36 млрд рублей, а намного больше — в рамках лимитов и сверхлимитов софинансирования многочисленных государственных программ. При этом главная задача республиканских органов власти — сохранить рабочие места, не допустить сворачивания производственных программ и продолжить реализацию инвестиционных проектов республики.

«Мы боремся и на внешнем рынке, и на внутреннем за то, чтобы наши предприятия были обеспечены заказами»

— Артем Алексеевич, как разрабатывался антикризисный план Татарстана, как он реализуется на сегодняшний день и какие ключевые положения включает в себя?

— Антикризисный план Республики Татарстан предусматривает четыре основных направления. Прежде всего, активизация экономического роста, поддержка отраслей экономики, социальной стабильности и мониторинг ситуации. То есть нам нужна обратная связь от предприятий, от населения, от муниципалитетов. Поэтому первое, что мы сделали, — это создали структуру реализации нашего плана: сеть антикризисных штабов. Появился антикризисный штаб на уровне республики, который регулярно собирается для обсуждения текущей обстановки. Регулярно проводятся совещания на уровне президента.

По всем отраслям идет жесточайший мониторинг, особенно в сфере поддержания стабильности на рынке труда, ценообразования на продовольственном рынке, индекса промпроизводства ведущих предприятий. И запущено постановление, согласно которому 113 крупнейших предприятий Татарстана в еженедельном режиме предоставляют нам отчет о своей деятельности по всем ключевым показателям: закредитованность, состояние штатов, есть ли планы высвобождения трудовых ресурсов или нет. То есть мы четко представляем себе, что у нас происходит в каждой из отраслей.

Кроме того, мы распространили действие антикризисных штабов на муниципалитеты. Сейчас в каждом районе создан антикризисный штаб. Если брать Набережные Челны, куда я регулярно езжу, — это моногород, который мы намерены включить в число кризисных моногородов (на данный момент в перечень кризисных моногородов в Татарстане входят только Камские Поляны и Зеленодольск — прим. ред.). Но это еще и город, в котором мы развиваем сеть промышленных парков, как, наверное, обязательное условие, необходимое для того, чтобы снять монопрофильность населенного пункта. Два из этих парков проходят по программе минэкономразвития, один из них — промпарк «Развитие» — уже получил федеральные средства. Есть еще «Промышленный парк Набережные Челны». Наша антикризисная стратегия здесь формируется из успешного опыта КИП «Мастер», который в 2008-2009 годы послужил хорошей опорой для перетока рабочей силы и благодаря которому мы не потеряли специалистов. Наша задача — каким бы ни было масштабным высвобождение рабочих с крупных предприятий, дать человеку, обладающему определенными компетенциями и квалификацией, возможность реализовать себя в той же отрасли и на той же территории. Надо понимать, что по завершению этапа стагнации набрать специалистов нужной квалификации, если они «ушли из профессии», будет крайне сложно.

Основной акцент вообще всего нашего антикризисного плана направлен именно на это — сохранить людей, трудовые ресурсы, их потенциал. Это можно сделать только через поддержку производственных программ наших предприятий, чтобы были заказы. Поэтому мы сейчас боремся и на внешнем рынке, и на внутреннем за то, чтобы наши предприятия были обеспечены заказами. Горизонт планирования небольшой — один-два года. Это и заказы по направлению военно-промышленного комплекса, у нас здесь большой спектр предприятий. Это и пищевая промышленность, мы ее можем обеспечить за счет государственного и муниципального заказа наших основных учреждений — школ, больниц, детсадов и так далее. Ну и конечно, предприятия легкой промышленности. Вообще, сейчас мы нацелены на то, чтобы создавать рабочие места в промышленных парках именно в сфере легкой промышленности — это текстильное и мебельное производство, например. Пожалуй, в Татарстане на сегодняшний день созданы уже достаточные условия для того, чтобы мы создали мебельный кластер, центр сертификации и испытаний по мебели. У нас уже есть производители мягкой мебели, есть очень сильный резидент в ОЭЗ «Алабуга» по производству из дерева — «Кастамону». При этом наши мебельщики до сих пор вынуждены для сертификации своей продукции обращаться в сертификационные центры в Ульяновской области, Удмуртии и Москве. Так что все предпосылки существуют. Сейчас самое время, когда это надо реализовать.

«У многих предприятий сейчас совершенно другие вопросы, в отличие от тех, что были два-три года назад»

— После так называемого «черного вторника», когда была повышена ключевая ставка ЦБ до 17%, возникли определенные проблемы во взаимодействии банков и предприятий. Помогаете ли вы их решать, и если да, то как?

— Взаимодействию банков и наших предприятий в антикризисном плане уделено отдельное внимание. Тот спектр форм господдержки, который у нас есть, по субсидированию процентных ставок по кредитам, Гарантийный фонд и другие, позволяет включить в программу банки и активизировать их. Потому что та процентная ставка по кредитам, которую сейчас предлагают банковские структуры, — причем, не по своей воле, а потому что они фондируются по высоким ставкам — не позволяет предприятиям кредитоваться. Мы должны подставить плечо и субсидировать процентную ставку и в то же время помочь подать правильные заявки на кредиты в банки и участвовать во всех государственных программах.

Но здесь существует ограничение. В основном все федеральные программы сегодня нацелены на новое проектное финансирование. То есть предприятию надо разработать новую производственную программу, найти трудовые и финансовые ресурсы, обратиться в банк. Но у многих предприятий сейчас совершенно другие вопросы, в отличие от тех, что были два-три года назад. Сейчас речь идет о сохранении и пополнении оборотных средств — это первоочередной вопрос особенно для тех предприятий, у кого длинные производственные циклы. Свои инвестиционные программы многие пока отложили на два-три года. Мы очень надеемся на то, что программы минпромторга России будут реализованы как можно скорее, потому что именно в них заложены возможности и механизмы субсидирования процентных ставок по кредитам на пополнение оборотных средств наших предприятий. Наверное, такие программы будут даже более востребованы.

Что касается малого и среднего бизнеса, то мы активизируем основные ресурсы на микрофинансы и выдачу гарантий. Если в прошлом году у нас Фонд финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства составлял всего лишь несколько миллионов рублей, то в этом году это будет как минимум полмиллиарда. Это, напомню, микрозаймы ориентировочно под 10% годовых, которые являются возвратными. То есть этот фонд будет жизнеспособен и на следующий год. Ну и для предприятий малого бизнеса, подчеркну, недорогие кредиты — самое необходимое условие для существования. А именно малых предприятий у нас в Татарстане значительно больше, чем средних.

— Каков сегодня спрос со стороны татарстанских предприятий на кредитные ресурсы? Не секрет, что закредитованность довольно-таки серьезная. Может быть, есть потребность и в реструктуризации задолженности?

— У каждого предприятия сложились свои отношения с банками. Но в связи с повышением ключевой ставки банки вынуждены были пересмотреть условия кредитования даже для них, своих давних партнеров. Даже по действующим договорам такие прецеденты есть. Поэтому мы сейчас активно включаемся в реализацию постановления правительства России № 1044 «Об утверждении программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования». Оно реализуется у нас по программе минэкономразвития России, межведомственные рабочие группы созданы именно на базе этого министерства. Недавно приняты изменения в это постановление, которые существенно облегчают порядок подачи банками инвестпроектов на согласование в межведомственную комиссию.

Самое, наверное, важное на данном этапе — квалифицированная подготовка заявки. С этим мы столкнулись. Поэтому сейчас по программам Камского инновационного кластера, по программам поддержки малого и среднего предпринимательства мы будем обучать грамотно, своевременно и четко готовить эти заявки.

«В реальности будет намного больше 36 миллиардов»

— Скажите, корректно ли говорить о том, что реализация антикризисного плана Татарстана оценивается в 36 миллиардов рублей?

— Эта цифра еженедельно меняется. Мы говорим только о тех средствах, которые были заложены в бюджетах разных уровней на момент принятия антикризисного плана. Сейчас только начало года, а, как показывает практика, наши ведомства участвуют в федеральных программах в течение всего года. Например, программа поддержки малого и среднего предпринимательства. Мы будем в ней участвовать, но конкурс еще не объявлен. В прошлом году, например, мы оперировали цифрой в 2,8 миллиардов рублей. Эти средства тут же прибавятся к названной выше сумме. То же самое по программам минпромторга, минсельхоза. 36 миллиардов — это лишь та сумма, которую мы можем гарантированно направить на реализацию антикризисных мероприятий. В реальности будет, конечно же, намного больше, потому что и программ больше, и средств будет привлечено больше.

Ресурсы для успешной реализации госпрограмм у Татарстана есть. Во-первых, мы закладываем возможности софинансирования в нашем бюджете. Соотношение между республиканским и федеральным вкладами в каждой программе свое. Но есть и позитивные новости — например, по программе минэкономразвития по поддержке малого бизнеса софинансирование пойдет в соотношении 20 на 80. Раньше было 40 на 60, но и в тех условиях мы тоже работали, и было интересно работать, потому что мы понимали — Москва делает большой вклад. Но вода камень точит, и наши постоянные обращения привели к тому, что уже в прошлом году по некоторым программам мы получили софинансирование в соотношении 30 на 70, а по сверхлимитным средствам — 10 на 90. В этом году мы гарантированно рассчитываем на соотношение 20 на 80, а по сверхлимитам — 5 на 95 (претендовать на получение сверхлимитного софинансирования имеют право не все субъекты федерации, а только те, которые успешно и досрочно осваивают средства в рамках установленных лимитов, к каковым относится Татарстан — прим. ред.).

Продолжение следует

Сергей Кощеев, фото и видео: Роман Хасаев

Новости партнеров