Новости раздела

Максим Шевченко: «Конечно, есть силы, которые захотят дестабилизировать Татарстан и Дагестан»

Известный журналист и эксперт высказался о возможных первопричинах и последствиях теракта в Дербентском районе Дагестана

Сегодня в Дагестане на посту ГИБДД прогремел взрыв: на воздух взлетела Lada Priora, когда правоохранители остановили машину, чтобы проверить документы водителя. Есть погибшие. «Реальное время» попросило прокомментировать ситуацию одного из ведущих российских журналистов и экспертов по Северному Кавказу Максима Шевченко.

Ожидаются массовые репрессии

— Максим Леонардович, в Дербентском районе Дагестана сегодня произошел взрыв, есть пострадавшие. Как оценивать это событие – теракт?

— Чудовищный теракт. Надо бороться с бандподпольем, которое поднимает голову, к сожалению. Наличие тяжелых артиллерийских снарядов говорит о том, что по-прежнему бандиты имеют доступ к военной технике и военному оборудованию, как в годы Чеченской войны. Бандиты являются высококвалифицированными специалистами, потому что подготовить взрывное устройство достаточно сложно.

Что существенно, именно сейчас началась активизация терактов, особенно на юге, в Дербенте. Я думаю, здесь нужны самые решительные меры. Только чтобы эти меры не касались тех граждан Российской Федерации, которые не имеют никакого отношения к бандподполью, но которых по их религиозной жизни, религиозной практике огульно причисляют к так называемому нетрадиционному исламу. Хотя мне непонятно, что такое традиционный и нетрадиционный ислам. Как записывать в сознание религиозные взгляды человека как традиционные и нетрадиционные?

Кому-то нравится одна книга – Толстой. Кому-то нравится Пелевин. Получается, тот, кому нравится Виктор Пелевин, – человек с нетрадиционным литературным взглядом на жизнь?

Наличие тяжелых артиллерийских снарядов говорит о том, что по-прежнему бандиты имеют доступ к военной технике и военному оборудованию, как в годы Чеченской войны

Никакие репрессии против последователей любых религиозных направлений, если они не принадлежат к бандподполью и не поддерживают его, не могут быть оправданы ни в коем случае. Я предостерег бы сейчас правоохранительные структуры от попытки отчитаться за борьбу с бандподпольем массовыми репрессиями против ни в чем не повинных граждан, чего я, к сожалению, ожидаю.

«ИГИЛ – такая виртуальная фиговина»

— По сообщению ряда СМИ, ответственность на себя взяли террористы запрещенного в стране ИГИЛ (экстремистская организация, запрещена в России).

— ИГИЛ – такая виртуальная фиговина, которую никто не видел, но всегда очень вовремя появляется. ИГИЛ – вообще непонятно, что такое, кто взял на себя ответственность. Ну взяли, так взяли. Надо карать бандитов. Мне все равно, как они называются.

Если люди взрывают снаряды, то вне зависимости от бренда, который они себе присваивают, они должны быть сурово наказаны за свои преступления.

В Татарстане хотят раскачать лодку

— Есть ли опасность возникновения подобного теракта в Татарстане или других мусульманских регионах?

— Я считаю, что подобные теракты возможны везде – в любой точке земного шара. Потому что в любой точке Земли найдутся психопаты, сумасшедшие, которые будут реализовывать свои психопатические взгляды и несостоявшиеся судьбы с помощью террора, насилия и присваивания себе разного рода идиотских брендов. Я думаю, что возможно все и везде. Поэтому нужно очень внимательно следить за контртеррористической операцией в стране.

Но очень подозрительно, что теракты происходят в тех районах, которые имеют стратегическое значение. Что такое Дербент? Это граница с Азербайджаном, внешняя граница Российской Федерации, это огромная таможня. Дербент – это, к сожалению, перевалочный пункт для наркотиков, которые идут с юга.

Очень подозрительно, что теракты происходят в тех районах, которые имеют стратегическое значение

Но кроме ИГИЛ там можно еще поискать какие-нибудь концы или следы тех, кто хотел замазать следы своих преступлений, свалив их на какое-нибудь мифическое ИГИЛ. А потом списать их на борьбу с терроризмом.

Не без греха в Дербенте. Подозрительное празднование было 2000-летия Дербента, огромные внебюджетные средства тратились на это празднование. Мы знаем, как глав района заставляли собирать средства на ремонт Дербента, что является уголовным преступлением. Я думаю, что вообще криминальная ситуация за рамками терроризма является сложной и тяжелой в стране, особенно в Дербенте.

Что касается Татарстана, то многие хотят раскачать лодку. Это стабильный, экономически развитый мощный регион, в котором существуют прекрасные отношения между народами, нет никакой межнациональной розни. Но есть какие-то отдельные активисты, которые в целом не пользуются популярностью ни в татарском, ни в русском народе. С обеих сторон есть радикалы.

Конечно, есть силы, которые захотят дестабилизировать Татарстан, прикрыть какие-то темные дела на границе с Азербайджаном, дестабилизировать Дагестан. Терроризм – это такая вещь, что взрываешь какую-нибудь хрень, и об этом говорят. А потом разместишь в Интернете надпись: «Это сделало ИГИЛ». И пошла плясать губерния, как у нас говорится.

«Связь не очевидна»

— Не связан ли этот теракт с войной в Сирии?

— Все на свете связано друг с другом: с войной в Сирии, паломничеством пингвинов в Антарктиде.

Я мало наблюдаю связей между взрывом в Дербентском районе Дагестана и войной в Сирии. Эта связь не очевидна. Я думаю, это все касается внутрироссийских и внутридагестанских дел в первую очередь.

Я мало наблюдаю связей между взрывом в Дербентском районе Дагестана и войной в Сирии… Я думаю, это все касается внутрироссийских и внутридагестанских дел в первую очередь

Психопаты и фанатики

— Много ли в России может оказаться таких смертников?

— Да. Считаю, что в России психопатов, фанатиков, религиозных и нерелигиозных персонажей, которые просто больные на всю голову, достаточно много.

Подобные персонажи легко становятся добычей вербовщиков, может быть, порой далеких от идеологии терроризма, преследующих свои криминальные цели. Таких персонажей достаточно много.

Подобных людей с неустойчивой психикой надо отслеживать и лечить. Угроза исходит от них.

Тимур Рахматуллин, фото 1tv.ru

Новости партнеров