Новости раздела

«Я понял, почему именно в Норвегии стал так популярен блэк-металл, эксплуатирующий всякие мрачные темы»

Заметки казанского путешественника о самом северном европейском государстве

Норвегия — страна суровых викингов и загадочных фьордов, о которой ходит множество мифов. Часть из них проверил путешественник Александр Драгони, партнер компаний «Сила ветра» и «Полветра». О своих впечатлениях о скандинавском государстве он рассказал в авторской колонке «Реального времени».

«Люблю стереотипы»

Люблю стереотипы и предрассудки. Если они подтверждаются, это радует. Если нет, то я удивляюсь, и это обогащает мой набор стереотипов: «Оказывается, может быть и так!».

В Норвегию я никогда не хотел поехать и не собирал красивые картинки в Интернете. И не думал почти ничего. «Почти ничего» означает, что для меня Норвегия была страной скал, фьордов, высоких и рыжих жителей и вроде как хорошей рыбалки. Мне было достаточно комфортно в таком мире.

Но тут случилась работа в Норвегии. И надо ехать. Маршрут предстоял сложносочиненный. Две недели в Турции, 5 недель в Норвегии, неделя через Швецию и Данию в Германию, потом еще неделя в Голландии. И только потом домой. Так что прилетел я в Ставангер с мыслью: «До возвращения домой два месяца».

Еще на пересадке в Осло я долго стоял у кафешки и смотрел на ценники. Эспрессо — 7 евро, вода — 5 евро, сэндвич — 20. Так оно дальше и было, ни на минуту не снижаясь все пять недель.

Я вышел из терминала. На улице шел дождь. Ну, моросил, ок. Но так было процентов 40 всего времени моего пребывания там.

Меня встречают друзья, которые гнали яхту из Германии. Спасительный и вкусный норвежский эль. Спешный обмен впечатлениями и информацией — им через пару часов на рейс в Москву.

Ставангер. Марина у музея нефти. Наша лодка. Мокрая от дождя. В Норвегии все яхты и катера оборудованы сплошными тентами. То есть дождь не попадает в кокпит лодки не только сверху, но и с боков и сзади. Вы можете управлять яхтой и смотреть через пластиковые прозрачные стенки. В тепле и сухости. В Германии такого обычая нет. Так что — сюрприз.

Погода

Когда русские говорят про себя, что, мол, зима у нас 9 месяцев в году, и мы вообще самые морозоустойчивые люди, не верю. Во-первых, уже лет двадцать климат теплее, и зима, дай Бог, если три месяца. Во-вторых, норвежцы в +17 ходят в шортах и шлепанцах.

А еще дождливую страну можно определить по наличию приложения или сайта с дождевой картой: где сейчас льет и надолго ли.

Некоторые мои собеседники из местных тем летом немного участливо качали головами: «В холодное лето вы попали. Вот прошлое было ого-го!».

Цены

Да, в Норвегии все так дорого, как и говорят. Самая дешевая банка пива в супермаркете, которая мне попадалась, стоила в кронах эквивалент 5,5 евро. За эти деньги в «обычной» Европе можно купить блок пива. Все остальное примерно настолько же дороже. Рыба в одной из самых рыбных стран продается мороженая и стоит от 20-25 евро за килограмм. Мы ее не покупали никогда.

Но там есть возможность экономить. Овощи, фрукты, яйца и цветы мы покупали на рынке Ставангера. Это самостийный рынок выходного дня, где торгуют сербы, белорусы, поляки. Выходило процентов на 15-20 дешевле супермаркетов. Некоторые продукты брали в магазинах, которые держат мигранты. Так получалось еще сэкономить несколько крон. Крепкий алкоголь везли из «Дьюти-фри», рыбу ловили, а ужины в ресторанчиках вечером можно было пересчитать по пальцам.

Такой режим привел к удивительным результатам. Расходы на человека за неделю: еда, дизель для яхты, стоянки — обошлись дешевле, чем в Средиземном море, где ужины вечером в ресторанчиках — норма, а не исключение. Ни разу за 5 недель эта цифра не была больше 150 евро. Так что я понял: в самой дорогой стране Европы можно экономно путешествовать.

Рыбалка

Рыбу я ловил в детстве. Ротанов в деревенском пруду. Но те, кто ходил со мной на яхте эти пять недель, приехали в Норвегию в том числе и чтобы половить. Ну, а про цены вы прочли чуть выше. Так что я сходил в магазин. Спросил, что и на что ловить. Мне продали пару пилькеров. Это просто леска с грузом и гирляндой из 5-6 крючков разного размера.

В Норвегии ее просто опускают в воду и достают рыбу. Вы прекращаете, когда вам достаточно. Задача — просто найти место.

Никогда не ловившие до этого девушки наших экипажей визжали от восторга, а глаза их горели ярче бриллиантов, когда они доставали первый в своей жизни улов скумбрии или трески!

Один раз мы наловили ведро скумбрии — 23 штуки — за полчаса. Многие считают, что свежевыловленная скумбрия — одна из вкуснейших рыб. Так и есть.

Я искал перепады глубин определенной формы недалеко от островков и скал. Мы ложились в дрейф и опускали пилькеры. Скумбрия всегда берет с глубины 3-5 метров. За наш долгий круиз я нашел около 5 мест, где можно было практически гарантированно поднять рыбу. Один раз на одном пилькере было 6 рыбин. На четырех крючках по одной штуке, еще на одном — две.

Фьорды

Вообще-то фьордами они называют любой пролив или залив. А не только тот, который окружен высоченными скалами по полкилометра. И та часть страны, которая непосредственно граничит с Северным морем, достаточно низкая. Холмы и скалистые островки с высотами метров по 30-50. Все высокое начинается километрах в 20-30 от моря вглубь Норвегии.

Из трех самых популярных туристических достопримечательностей мы каждую неделю посещали две: Прекестулен и Кьераг-болт. Единственный случай, когда туда не стоит забираться — низкая облачность. Все, что вы увидите в таком случае: десятки людей, которые мужественно скрывают разочарование от невозможности сделать эффектное селфи. А зачем еще туда лезть?!

Скука

Если вы впечатлительны или склонны к мрачному настроению, не стоит ехать в Норвегию надолго. В течение пяти недель я пробыл в Ставангере в общей сложности дней 7-8. Каждую пятницу я возвращался туда. В субботу происходила смена экипажа яхтсменов-туристов, и я брал себе выходной от общения с людьми.

Кажется, в эти дни я понял, почему именно в Норвегии стал так популярен блэк-металл, эксплуатирующий всякие мрачные темы. В Ставангере, одном из крупнейших городов Норвегии, если вы не ходите по магазинам, барам или трем музеям, делать нечего. Если добавить дождь, то становится совсем грустно. Именно поэтому норвежцы отрываются по субботам в питейных заведениях. Те, кто говорят про вызывающее поведение наших сограждан в барах, не видели норвежцев (да, и еще представителей некоторых наций). 6 дней свет гаснет в домах в 9 вечера, 1 день все гуляют до утра. Но надо назвать одно большое отличие отдыхающих норвежцев от нас — они это делают почти без агрессии.

Я же каждую субботу выбирал новый голливудский блокбастер в кино.

Зато мизантропам и любителям одиночества в Норвегии раздолье. Во время путешествия я старался регулярно выкладывать в Инстаграмм фото. Самый частый комментарий был: «А где люди?».

Кажется, что делать бизнес при таком количестве людей вокруг позволяют норвежцам только норвежские цены.

Национализм и патриотизм

Мало где я еще видел столько магазинчиков с национальной одеждой.

В маленьком прибрежном городке стал свидетелем сцены, как старик из местных, очевидно, кричал на молодую женщину, по виду из Восточной Европы, что, мол, «вы уже достали, и гнать вас надо».

На ярмарке в Хаугезунде разговорился с продавщицей сувениров. Она оказалась родом из Белоруссии. 15 лет назад вышла замуж за норвежца. Высказалась, что правительство приглашает мигрантов и платит их семьям тысячи и тысячи евро вопреки мнению большинства жителей.

Эта же женщина рассказала, что надевать национальную одежду (отличия в фасонах и украшении есть в каждой деревне) принято на все крупные праздники: государственные и семейные.

Доверие

Наряду с визуальными впечатлениями от природы, самые сильные — от доверия и честности. Неизвестных людей неизвестным людям.

За 5 недель у нас было 30 стоянок в разных местах. Из 30 раз я только один платил лично в руки работнице гавани. Все остальные — деньги в почтовый ящик или через приложение в телефоне. Вы сами выбираете размер лодки и оказанные услуги в виде электричества или стирки. Электричество подключено в колонке всегда.

С непривычки это вызывает разные эмоции. Пустая гавань. На пирсе две лодки. На берегу никого. В смысле вообще никого. Электричество и вода в колонках есть. Надо только перед уходом положить деньги в конверт и опустить в ящик. А то, что мы стояли и не заплатили, никто никогда не узнает. И вот я иду по пирсу с конвертом. И мне кажется, что я совершаю какой-то моральный подвиг.

Хотя это просто технология. Алгоритм. Всего лишь я плачу без посредника в виде работника гавани.

Через некоторое время шутки вновь прибывших на борт про «а давайте просто так уйдем, не заплатив», вызывают вежливое отсутствие улыбки.

Справедливости надо сказать, что не все так идиллично. На одной из стоянок, нам ночью регулярно кто-то подкладывал бланк оплаты. Как бы показывая, что следят за тем, кто стоял. В Ставангере местный объяснял мне, как платить через автомат. «Там есть шкала по размерам. Ну, и есть опция: с электричеством или без. Ну, вы понимаете, что никто не следит, включили вы кабель или нет, и вообще, сколько дней стояли».

Бытовая внимательность сограждан тоже есть. Как-то меня не пропустил в туалет другой яхтсмен. Из местных. На двери кодовый замок. Пароль меняется раз в неделю. На билетике из паркомата он есть. Я еще не успел разобраться с паркоматом и решил сходить в туалет. Прошу придержать дверь, спешу. «А у вас разве нет кода?». «Еще нет». «Вот и не пущу вас пока».

А электрические кабели нескольких лодок, объединенные в одну «розетку», кто-то заботливо разъединял. Хотя так делали, потому что из-за городского фестиваля просто было мало мест, и яхты занимали места портовых буксиров.

Александр Драгони, фото предоставлены автором

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Справка

Александр Драгони — путешественник, капитан парусных яхт, организатор круизов. Является партнером двух клубов: «Сила ветра» и «Полветра».

  • Родился в Москве в 1975 году. Закончил философский факультет МГУ. Наемная работа в различных сферах, в т.ч. репортером.
  • В 2009 году получил яхтенные любительские права. С 2014 года парусное дело стало основным занятием.
  • Три года назад перебрался в Казань.
  • На сегодняшний день он совершил около 60 круизов. В 2015 году «набежало» 120 дней на яхте.
  • О себе: «Обожаю открывать новые места для себя и своих «туристов». Нравится учить их парусному делу. Идеал для меня: пойти днем вздремнуть часок в кают-компанию. А экипаж в это время управляется с парусами и ведет яхту к острову. И конечно, это их первый круиз!»

Новости партнеров