Новости раздела

NAIS-2016: планы по отмене виз, метро в Шереметьево и «мышкины слезы» авиакомпаний

Вопреки всем словам, сказанным на выставке о том, что авиаотрасль демонстрирует стабильность, несмотря на экономические сложности, показатели оказались не самыми лучшими. Для поддержки российской авиационной инфраструктуры нужно отменить визы для транзитных пассажиров. Тем не менее лучшие аэропорты все-таки получили поощрение. Среди них оказались и татарстанские компании. Обо всем этом говорили на 3-й национальной выставке инфраструктуры гражданской авиации NAIS-2016 в Москве. Подробнее — в репортаже корреспондента «Реального времени».

Стабильность или спад?

В Москве в честь Дня работника гражданской авиации прошла 3-я Специализированная международная выставка NAIS, которая заняла даже не один праздничный, а сразу три дня. Основной темой выставки стало развитие инфраструктуры аэропортов, аэродромов, вертолетных площадок и гражданской авиации России и стран СНГ. Здесь же вручили награды лучшим аэропортам по итогам прошлого года. Казанский «МАК» стал лучшим в категории «Международный аэропорт, до 2 млн пассажиров в год». А второй татарстанский аэропорт — «Бегишево» — занял второе место в категории «Аэропорт регионального значения, менее 0,5 млн пассажиров в год».

Казанский «МАК» стал лучшим в категории «Международный аэропорт, до 2 млн пассажиров в год». realnoevremya.ru/Максима Платонова

Тема стабильности отрасли стала чуть ли не лейтмотивом всей выставки. Такой тон задавало и приветственное письмо премьер-министра Дмитрия Медведева, который сам почему-то на форум, проходивший в рамках NAIS-2016, не приехал. Одним из самых ярких примеров стабильности Медведев считает воссоздание авиатранспортной инфраструктуры в Крыму, благодаря чему «Симферополь стал одним из самых притягательных и популярных направлений, приняв в 2015 году пять миллионов пассажиров».

Между тем, по данным Росавиации, до стабильности отечественным авиакомпаниям далеко. Количество перевозчиков с нестабильной платежеспособностью увеличилось до 54% с прошлогодних 44. Это связано с тем, что перестройка с международных перелетов на домашние даже с ростом пассажиропотока не покрыла потери компаний. Совокупный убыток за 9 месяцев 2015 года вырос на 70%. И это на фоне ухода с отечественного рынка одного из крупнейших российских перевозчиков — компании «Трансаэро», которая прекратила полеты осенью 2015 года.

Межтерминальное метро для Шереметьево и 4-й международный аэропорт для столицы

Однако совершенствование инфраструктуры гражданской авиации продолжается и в Москве, и в регионах. В частности, в столице готовится к запуску четвертый международный аэропорт — «Раменское» в Жуковском. Об этом журналистам рассказал генеральный директор оператора аэропорта «Рампорт Аэро» Томас Вайшвила. Ожидается, что уже в этом году авиагавань обслужит 2 млн человек, а весь комплекс будет готов к 2020 году.

Евгений Тумель: «Никто еще не строил, одновременно осуществляя полеты, тоннели под взлетными полосами. Нормы нас ограничивают в просадках, поэтому будет включен очень жесткий мониторинг, и подземный, и надземный»

Свои программы развития презентовали и остальные аэропорты московского узла. Наиболее масштабные перемены ожидают «Шереметьево». К чемпионату мира по футболу в 2018 году планируется запустить третью взлетно-посадочную полосу на некотором удалении от основного комплекса. Стоимость проекта — 36,5 млрд руб. Также планируется реконструкция всей северной части аэропорта, которая за счет расположения ВПП практически отрезана от основных терминалов и станции «Аэроэкспресса». Эту проблему планируют решить за счет строительства межтерминального метро длиной 2 100 метров. Строительство обойдется в 19 млрд руб, а построить его планируется прямо под работающими ВПП:

— Никто еще не строил, одновременно осуществляя полеты, тоннели под взлетными полосами. Нормы нас ограничивают в просадках, поэтому будет включен очень жесткий мониторинг, и подземный, и надземный. Проект в этом плане очень интересный, но и очень сложный, — рассказал главный инженер гавани Евгений Тумель.

«Если аэропорты будут и дальше усердствовать в своей тарифной политике, то останется одна авиакомпания-монополист»

В самих аэропортах перевозчики сталкиваются с одной и той же проблемой — монополизацией аэропортового обслуживания. Это вызывает бесконтрольный рост цен на аэропортовое обслуживание, уверен заместитель генерального директора по организации перевозок и наземному обеспечению авиакомпании «Сибирь» (S7) Вячеслав Пшеницын. В январе 2016 некоторые тарифы выросли в полтора раза, и рост продолжается:

— Что мы делали в 2015 году? Мы отказывались от любых услуг в аэропортах, от которых можно отказаться. Особенно в тех аэропортах, где эти услуги достаточно дороги. Обработка санузлов, заправка водой, обработка воздушного судна. Часть услуг, где это возможно, мы старались выполнять собственными силами.

Однако переход на самообслуживание, по словам Пшеницына, не всегда возможен и не всегда приводит к положительным результатам:

— Я думаю, вы понимаете, что в условиях монопольного рынка по крайней мере наши попытки, и попытки «Аэрофлота»… как правило, венчаются провалом. Аэропорты не ждут конкуренции.

При этом российские авиакомпании не могут пойти по пути, например, Ryan Air, которые просто отказываются от перевозок в те аэропорты, где им не дают скидок на обслуживание. Не так много прибыльных направлений, где можно ставить свои условия, посетовал представитель S7. В ответ модератор дискуссии, глава аналитической службы отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев мрачно пошутил:

— Если аэропорты будут и дальше усердствовать в своей тарифной политике, то останется одна авиакомпания-монополист, и тогда отольются кошке мышкины слезы.

Отмена виз и Duty Free на прилете

Довольно революционные идеи высказал управляющий директор аэропорта «Домодедово» Денис Нуждин. Он предложил отменить визовый режим для транзитных пассажиров, пребывающих в России до 72 часов. Такая система работает во многих крупных аэропортах мира, в том числе в Пекине, Гуанчжоу и Шанхае, а также в Сингапуре и Малайзии.

— Подобная инициатива позволит увеличить транзитный пассажиропоток до 10%, — уверен Нуждин. — Мы предлагаем пойти дальше и включить в безвизовый режим не только трансферных пассажиров, но и тех, для кого Российская Федерация является конечным пунктом путешествия.

За счет обвала рубля ситуация стала благоприятствовать развитию въездного туризма, отметил представитель «Домодедово». Для иностранцев поездка в Россию стоит в 2-3 раза дешевле, чем раньше. И если убрать визовые формальности, то Москва и Петербург могут стать популярным направлением уик-энд-туризма. Если пойти еще дальше и расширить безвизовый режим до 10 или 14 дней, то есть до среднего срока туристической поездки, то въездной пассажиропоток может вырасти до 50%, предположил Денис Нуждин.

Еще одним источником дохода, по словам Нуждина, могут стать магазины Duty Free на территории аэропортов:

— Duty Free зоны сейчас существуют в российских аэропортах только во время вылета. Прилетая, вы не можете воспользоваться услугой Duty Free, поэтому наши пассажиры покупают товары в иностранных аэропортах, оставляют деньги там.

Экономический эффект от размещения магазинов в зоне прилета может составить до $100 млн в год.

Роботы на стойке регистрации

На самой выставке презентовали новые технологии наземного обслуживания, управления воздушным движением и автоматизации процессов.

В частности, российско-швейцарская Zamar AG представила комплекс полностью автоматической регистрации пассажиров и багажа. Как пояснил «Реальному времени» IT-специалист «Zamar Россия» Вячеслав Бредихин, комплекс позволит пассажиру самостоятельно пройти регистрацию и сдать багаж, также самостоятельно приклеив багажные бирки и отправив чемодан по транспортеру.

В некоторых странах Европы и в Австралии подобные системы уже работают, благодаря чему пассажир может пройти весь комплекс предполетных процедур без участия человека. Это позволяет авиакомпаниям экономить на зарплате сотрудников на стойках регистрации. Кроме того, комплексы компании компилируют данные на машиночитаемый посадочный талон, который вдвое меньше обычного — в годовом исчислении расходы на бумагу и печать в крупных аэропортах ощутимо сократятся, заверил Бредихин.

1/30
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов
  • Дмитрий Щипанов


Дмитрий Щипанов, фото автора

Новости партнеров