Новости раздела

«Кремниевая долина — это интернациональный двухэтажный техно-мегаполис»

Колыбель новейших мировых хайтек-разработок глазами казанца, работающего в Microsoft

Двухэтажные домики, машины-беспилотники, велосипеды Google, шаттлы, дорогое жилье и многоязычие — именно такой увидел Силиконовую долину колумнист «Реального времени» Александр Галкин, уроженец Казани. Уже несколько лет он трудится инженером в компании Microsoft. О своих впечатлениях от уголка Земли, где рождаются будущие технологии, он поведал нашим читателям.

Куда я попал?

Первое впечатление от Кремниевой долины (или официально по-русски Силиконовая долина), когда выходишь с поезда на станции Маунтин-Вью или съезжаешь со 101-го хайвея на машине, что ты перепутал и приехал не туда. Да-да, на первый взгляд небольшие городки, что образуют известную на весь мир долину, не отличаются от остальных городков Калифорнии. Здесь нет многоэтажек. Самые высокие строения — это мэрия и городское управление, да и те не выше наших девятиэтажек. Остальные же здания — просто обычные одно-двухэтажки, как и в остальной Америке. И только таблички с известными по интернету логотипами, как Google или Facebook, да немного странные внешне машины с надписью «машина с автономным управлением» (self-driving car) позволяют отличить это место от всех других.

Кремниевая долина находится примерно в 60 км к югу от Сан-Франциско, медленно разрастаясь вокруг одного из самых известных университетов мира — «Стэнфорда». Географически это несколько небольших городов (Менло-Парк, Пало-Альто, Маунтин-Вью и Саннивейл), переходящих друг в друга без каких-либо видимых границ. Кроме таких известных компаний, как Google, Facebook, LinkedIn, Yahoo и Microsoft, здесь также представлено множество более мелких IT-компаний, которые, тем не менее, могут быть лидерами в своей области. Например, компания облачного хостинга Dropbox или компания, разрабатывающая системы для параллельных вычислений Hortonworks, шахматный онлайн-портал Chess.com и так далее. Многие компании создаются каждый день, это так называемые стартапы. Лишь немногим из них суждено вырасти до уровня независимых компаний, многие довольно быстро продаются более крупным фирмам.

Гугловелосипеды

Город Маунтин-Вью уже практически можно переименовывать в Гугл — эта компания, кажется, владеет каждым вторым зданием в городе — куда бы ты ни пошел, везде видны таблички с ее логотипами. Получается, что от одного офиса до другого нужно идти через полгорода, а это может быть немало. Поэтому Google содержит особый бесплатный сервис велосипедов — каждый работник компании может бесплатно взять один из тысяч велосипедов, доехать от своего офиса до того места, куда ему нужно, и оставить его там. Специальный шаттл ездит поздно вечером и рано утром и собирает брошенные велосипеды, свозя их обратно к центральному офису и к местам велопарковок.

Автомобиль — не роскошь, а необходимость

Порой можно заметить странные автомобили. Лидары, установленные на их крышах, придают им несколько непривычные для машины пропорции — это автомобили с автономным управлением, или, проще говоря, машины, которые способны ездить без водителя. Пока их использование разрешено только на улицах одного города, Маунтин-Вью, и в кабине всегда должен быть человек, который в критической ситуации может взять управление на себя. Однако это случается очень редко, большую часть времени водитель таких авто что-то отмечает у себя на планшете — то ли маршрут, то ли поведение машины. Не стоит бояться таких автомобилей: они, судя по публикациям в местной прессе, намного безопаснее и надежнее, чем управляемые людьми.

Недавно в местной газете была заметка о том, что такие автомобили были запрограммированы всегда уступать дорогу пешеходам, переходящим улицу — даже если они переходят в неположенном месте, там, где приоритет имеют машины. Так вот, эти машины просто «заедали» на таких местах, так как пешеходы часто делали попытки перейти улицу, и послушные машины сразу же останавливались. Пришлось изменять алгоритм, делать водителей-роботов более агрессивными на дороге, подобно их человеческим прототипам.

Вообще машин здесь, как и в целом в Америке, очень много. Автомобиль здесь — это действительно средство первой необходимости, а отнюдь не роскошь. Это связано с тем, что тут очень слабо развит городской транспорт: большинство автобусов не ездит по выходным, и даже в будние дни они ходят два-три раза в час. Это приводит к тому, что утром и вечером все дороги забиваются так, что вместо обычных 20 минут зачастую приходится добираться до работы два или даже три часа. И потом столько же обратно.

Чтобы бороться с этой проблемой, многие стараются либо выезжать очень рано — часа в 4 утра, и «досыпать» на парковке перед работой, либо, наоборот, начинать работать из дома и выезжать на работу только к обеду, работая в офисе только вторую половину дня. Крупные компании, вроде Google, имеют специально оборудованные для работы шаттлы: они хоть и едут час-полтора, но в них есть все для работы (небольшие столики для ноутбуков, Интернет, розетки), и время в дороге проводится с пользой. Это позволяет сотрудникам селиться подальше от места работы, где цены на жилье хоть чуть-чуть адекватнее.

Дорогое жилье

Да, жилье — это следующая проблема Долины. Очень высокие зарплаты в IT-индустрии приводят к тому, что цены на жилье и услуги растут пропорционально. И уже не важно, что у тебя шестизначная зарплата в долларах, если больше половины от нее ты отдаешь просто за небольшую квартиру. Позволить дом себе тут могут лишь руководители или очень уникальные специалисты с зарплатой не меньше $200-300 тыс. в год (на семью).

Русские американцы

Но самое удивительное в Долине, конечно, это люди. Компании, которые здесь расположены, могут позволить себе брать на работу только лучших из лучших, и поэтому сюда съезжаются со всего мира. Причем не только программисты или инженеры. Наверное, первая волна была сугубо техническая, но потом, вслед за ними, сюда стали приезжать и люди творческие: музыканты, художники, спортсмены. В результате на улицах, и особенно на станциях городской электрички Калтрейн, можно услышать практически любую речь. Здесь даже все надписи продублированы на многих языках: обязательно на испанском, китайском и вьетнамском, на часто попадается и русский.

Вообще русских, или, так скажем, русскоязычных в Кремниевой долине много. Здесь постепенно возникла своя инфраструктура: есть русские клубы по интересам, встречи русских мам со своими чадами разного возраста. Есть много детских кружков, где преподавание ведется на русском: от рисования до шахмат. Что удивительно, здесь часто можно встретить уже взрослых людей, лет 25-30, которые родились и выросли здесь в русских семьях. Они прекрасно говорят по-русски, часто совсем без какого-либо заметного акцента, и воспитывают своих детей в такой же атмосфере многоязычия и уважения ко многим культурам. Кто-то из них ездит в Россию, а кто-то лишь мечтает съездить в страну, о которой они знают по книжкам и по фильмам, где все говорят по-русски.

Про Сан-Франциско часто говорят, что это самый неамериканский город в США. То же можно сказать и про Кремниевую долину. Она все больше и больше напоминает какой-то интернациональный двухэтажный техно-мегаполис, где русские, китайцы и индусы разрабатывают мировые технологии, общаясь между собой по-английски.

Александр Галкин, фото предоставлены автором

Новости партнеров